Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным АООП ООО для учащихся с РАС.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с РАС.
Основными результатами коррекционной работы являются:
· расширение познавательной активности, преодолении стереотипных и ограниченных интересов и развитии активных форм взаимодействия с окружающим миром;
· преодолении узости и фрагментарности в представлениях о себе и об окружающем мире;
· развитие способности использовать знания, полученные в ходе усвоения программного материала по учебной программе, для самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни;
· накопление и присвоение позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми;
· развитие общения со сверстниками, побуждение желания участвовать в совместной деятельности с другими учащимися;
· формирование и развитие умения организовать успешное взаимодействие с окружающими людьми, опираясь на понимание социальных отношений;
|
|
· развитие социального поведения;
· овладение методами эмоционального самоконтроля.
Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.
Достижения обучающихся с РАС рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
Оценивание результатов коррекционной работы в образовательной организации проводят учителя-предметники и все специалисты, сопровождающие учащегося с РАС.
Результаты оценивания результатов коррекционной работы являются основанием для внутреннего мониторинга эффективности организации обучения учащегося с РАС на основе оценивания динамики его психического и социального развития, достижения образовательных результатов по учебным предметам.
Учителя-предметники и все специалисты, работающие с обучающимся с РАС, осуществляют диагностические мероприятия по оцениванию результатов коррекционной работы в начале и конце учебного года, определяют динамику освоения учащимися с РАС адаптированной основной образовательной программы. При наличии отрицательной динамики или при отсутствии положительной динамики, диагностические мероприятия могут проводиться дополнительно, по мере необходимости.
|
|
Работа по оценке результатов коррекционной работы проводится регулярно, оформляется в виде пакета документации. В пакет документации могут входить: технологические карты с анализом успеваемости и сформированности учебных навыков по всем учебным предметам; карты динамического наблюдения, заполняемые специалистами, проводящими коррекционно-развивающие занятия; портфолио учащегося, включающее продукты образовательной деятельности учащихся с РАС; журналы наблюдений, заполняемые тьюторами на групповых занятиях и на уроках в классе, на перемене, внеурочной деятельности и др.
Спорные вопросы, касающиеся успеваемости школьников с РАС, их поведения, динамики продвижения в рамках освоения программы коррекционной работы (как положительной, так и отрицательной) выносятся на обсуждение психолого-педагогического консилиума организации, методических объединений и ПМПК.
Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с РАС адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).
Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:
· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
· определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление сильных сторон учащегося с РАС и специфических трудностей в овладении содержанием образования;
· контроль динамики развития познавательной и речевой сферы учащихся с РАС, уровня сформированности высших психических функций;
· изучение личностных особенностей, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня адаптивных возможностей, сформированности навыков социального поведения и коммуникации учащегося с РАС;
· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащегося;
· мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования;
· анализ результатов диагностики с целью разработки, уточнения и изменения индивидуального образовательного маршрута, учебного плана, программы коррекционной работы.
При проведении диагностической работы с учащимися с РАС необходимо учитывать результаты диагностики, которая проводилась при реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (АООП НОО обучающихся с РАС). Следует учесть, что для оценки особенностей развития специалисту чаще всего необходим определенный период, включающий время для установления контакта с аутичным учащимся. При проведении направленного диагностического обследования кроме использования тестовых методик, дополнительно необходимо также учитывать данные внетестовой диагностики. Для оценки состояния высших психических функций, навыков функционирования, оценивания психологического функционирования детей с РАС обязательно используются методы наблюдения, клинической беседы, оценка продуктов деятельности и т.д. Также важно использовать данные, полученные различными специалистами, непосредственно контактирующими с учащимся, учителями и родителями. При необходимости и с учетом соблюдения принципов защиты персональной информации могут использоваться данные медицинской документации.
|
|
Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:
· разработка и реализация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащегося с РАС, включающую в себя разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;
· выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС;
· организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер учащихся с РАС;
· формирование и развитие эффективных способов регуляции поведения и эмоциональных состояний, помощь в познании собственного «Я»;
· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; обучение ролевым и социотипическим формам поведения в различных ситуациях;
· развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
· развитие жизненных компетенций, навыков организации самостоятельной повседневной жизни в соответствии с возрастом;
· совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
· социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
В рамках представленных разделов в ПКР могут включаться следующие направления работы:
● помощь в овладении учебными действиями самостоятельной постановки учебных целей, действий контроля и оценивания собственной деятельности, развитии инициативы в организации учебного сотрудничества;
● формирование и развитие умения использовать персональные вспомогательные средства для организации учебной деятельности (визуальные подсказки, схемы, персональные справочники и др.);
|
|
● обучение использованию приобретенных академических навыков в повседневной жизни;
● развитие и усложнение представлений об окружающих людях, приобретение опыта дружбы со сверстниками, получение опыта избирательных отношений с окружающими людьми;
● помощь в осмыслении личного опыта и его использования для развития и построения картины окружающего мира, понимания социальных отношений, преодоление социальной наивности;
● помощь в овладении базовыми навыками самоконтроля и саморегуляции, умении преодолевать страхи (в том числе страх новизны и неожиданных изменений) социально приемлемыми способами;
● обучение умению самостоятельно выстраивать личное расписание и следовать ему;
● помощь в адекватном овладении коммуникативными навыками, развитии и усложнении полученных навыков общения и взаимодействия;
● помощь в преодолении кризисных явлений подросткового возраста;
● развитие умения опираться на значимые личные воспоминания в жизни, умения строить жизненные планы;
● развитие умения организовать свое свободное время и досуг.
Консультативная работа предусматривает:
· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с РАС, единых для всех участников образовательного процесса;
· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;
· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с РАС;
· консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с РАС профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
· Проведение бесед, лекций, семинаров и консультаций и др. с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного, эмоционально-волевого и социального развития обучающихся с РАС;
· Разработка методических материалов и рекомендаций, направленных на создание условий для полноценного личностного и познавательного развития обучающихся с РАС в образовательной организации.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
· информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
· организация дистанционной информационной поддержки родителей (законных представителей) учащихся с РАС по вопросам обучения и воспитания, успешности реализации АООП ООО, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося на основе применения информационно-компьютерных технологий;
· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с РАС;
· проведение тематических выступлений, практических занятий для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей обучающихся с РАС;
· распространение опыта успешной работы учителей и специалистов образовательной организации по организации обучения учащихся с РАС.