Планируемые результаты коррекционной работы

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным АООП ООО для учащихся с РАС.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с РАС.

Основными результатами коррекционной работы являются:

· расширение познавательной активности, преодолении стереотипных и ограниченных интересов и развитии активных форм взаимодействия с окружающим миром;

· преодолении узости и фрагментарности в представлениях о себе и об окружающем мире;

· развитие способности использовать знания, полученные в ходе усвоения программного материала по учебной программе, для самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни;

· накопление и присвоение позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром и людьми;

· развитие общения со сверстниками, побуждение желания участвовать в совместной деятельности с другими учащимися;

· формирование и развитие умения организовать успешное взаимодействие с окружающими людьми, опираясь на понимание социальных отношений;

· развитие социального поведения;

· овладение методами эмоционального самоконтроля.

    Планируемые результаты коррекционной работы включают в себя описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому классу, а также обобщенные результаты итоговой аттестации на основном уровне обучения.

Достижения обучающихся с РАС рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

        Оценивание результатов коррекционной работы в образовательной организации проводят учителя-предметники и все специалисты, сопровождающие учащегося с РАС.

        Результаты оценивания результатов коррекционной работы являются основанием для внутреннего мониторинга эффективности организации обучения учащегося с РАС на основе оценивания динамики его психического и социального развития, достижения образовательных результатов по учебным предметам.

Учителя-предметники и все специалисты, работающие с обучающимся с РАС, осуществляют диагностические мероприятия по оцениванию результатов коррекционной работы в начале и конце учебного года, определяют динамику освоения учащимися с РАС адаптированной основной образовательной программы. При наличии отрицательной динамики или при отсутствии положительной динамики, диагностические мероприятия могут проводиться дополнительно, по мере необходимости.

Работа по оценке результатов коррекционной работы проводится регулярно, оформляется в виде пакета документации. В пакет документации могут входить: технологические карты с анализом успеваемости и сформированности учебных навыков по всем учебным предметам; карты динамического наблюдения, заполняемые специалистами, проводящими коррекционно-развивающие занятия; портфолио учащегося, включающее продукты образовательной деятельности учащихся с РАС; журналы наблюдений, заполняемые тьюторами на групповых занятиях и на уроках в классе, на перемене, внеурочной деятельности и др.

Спорные вопросы, касающиеся успеваемости школьников с РАС, их поведения, динамики продвижения в рамках освоения программы коррекционной работы (как положительной, так и отрицательной) выносятся на обсуждение психолого-педагогического консилиума организации, методических объединений и ПМПК.

        Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению обучающимися с РАС адаптированной основной образовательной программы основного общего образования

Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).

Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:

· выявление особых образовательных потребностей обучающихся с РАС при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

· определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, выявление сильных сторон учащегося с РАС и специфических трудностей в овладении содержанием образования;

· контроль динамики развития познавательной и речевой сферы учащихся с РАС, уровня сформированности высших психических функций;

· изучение личностных особенностей, особенностей эмоционально-волевой сферы, уровня адаптивных возможностей, сформированности навыков социального поведения и коммуникации учащегося с РАС;

· изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащегося;

· мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования;

· анализ результатов диагностики с целью разработки, уточнения и изменения индивидуального образовательного маршрута, учебного плана, программы коррекционной работы.

        При проведении диагностической работы с учащимися с РАС необходимо учитывать результаты диагностики, которая проводилась при реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (АООП НОО обучающихся с РАС). Следует учесть, что для оценки особенностей развития специалисту чаще всего необходим определенный период, включающий время для установления контакта с аутичным учащимся. При проведении направленного диагностического обследования кроме использования тестовых методик, дополнительно необходимо также учитывать данные внетестовой диагностики. Для оценки состояния высших психических функций, навыков функционирования, оценивания психологического функционирования детей с РАС обязательно используются методы наблюдения, клинической беседы, оценка продуктов деятельности и т.д. Также важно использовать данные, полученные различными специалистами, непосредственно контактирующими с учащимся, учителями и родителями. При необходимости и с учетом соблюдения принципов защиты персональной информации могут использоваться данные медицинской документации.

            

 

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:

· разработка и реализация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения учащегося с РАС, включающую в себя разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ;

· выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с РАС;

· организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер учащихся с РАС;

· формирование и развитие эффективных способов регуляции поведения и эмоциональных состояний, помощь в познании собственного «Я»;

· развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции; обучение ролевым и социотипическим формам поведения в различных ситуациях;

· развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

· развитие жизненных компетенций, навыков организации самостоятельной повседневной жизни в соответствии с возрастом;

· совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

· социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

 

В рамках представленных разделов в ПКР могут включаться следующие направления работы:

● помощь в овладении учебными действиями самостоятельной постановки учебных целей, действий контроля и оценивания собственной деятельности, развитии инициативы в организации учебного сотрудничества;

● формирование и развитие умения использовать персональные вспомогательные средства для организации учебной деятельности (визуальные подсказки, схемы, персональные справочники и др.); 

● обучение использованию приобретенных академических навыков в повседневной жизни;

● развитие и усложнение представлений об окружающих людях, приобретение опыта дружбы со сверстниками, получение опыта избирательных отношений с окружающими людьми;

● помощь в осмыслении личного опыта и его использования для развития и построения картины окружающего мира, понимания социальных отношений, преодоление социальной наивности;

● помощь в овладении базовыми навыками самоконтроля и саморегуляции, умении преодолевать страхи (в том числе страх новизны и неожиданных изменений) социально приемлемыми способами;

● обучение умению самостоятельно выстраивать личное расписание и следовать ему;

● помощь в адекватном овладении коммуникативными навыками, развитии и усложнении полученных навыков общения и взаимодействия;

● помощь в преодолении кризисных явлений подросткового возраста;

● развитие умения опираться на значимые личные воспоминания в жизни, умения строить жизненные планы; 

● развитие умения организовать свое свободное время и досуг.

 

Консультативная работа предусматривает:

· выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с РАС, единых для всех участников образовательного процесса;

· консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ОВЗ, отбора и адаптации содержания предметных программ;

· консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с РАС;

· консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с РАС профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

· Проведение бесед, лекций, семинаров и консультаций и др. с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного, эмоционально-волевого и социального развития обучающихся с РАС;

· Разработка методических материалов и рекомендаций, направленных на создание условий для полноценного личностного и познавательного развития обучающихся с РАС в образовательной организации.

 

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

· информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

· организация дистанционной информационной поддержки родителей (законных представителей) учащихся с РАС по вопросам обучения и воспитания, успешности реализации АООП ООО, разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося на основе применения информационно-компьютерных технологий;

· различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с РАС;

· проведение тематических выступлений, практических занятий для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей обучающихся с РАС;

· распространение опыта успешной работы учителей и специалистов образовательной организации по организации обучения учащихся с РАС.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow