Раздел. (16 час.) Я и другие

Раздел включает занятия, направленные на осознание своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений. Школьники с РАС развивают свои социальные эмоции и навыки совместной деятельности, получают опыт переживания чувства общности. Упражнения и задания, включенные в данный раздел, помогают школьникам с РАС сформировать внимательные отношения друг к другу, пережить опыт социального доверия. Важной составляющей является формирование адекватных способов взаимодействия и взаимопонимания с членами группы, развитие понимания смысла и разумности общепринятых скрытых социальных правил.

У учащихся с РАС формируются базовые умения поддерживать социально приемлемым способом партнерские и дружеские отношения со сверстниками, одноклассниками.

3 раздел. (36 час.). Социальные и коммуникативные навыки.

Раздел включает занятия на развитие языка жестов, мимики и пантомимики. Учащиеся с РАС учатся слушать других (смотреть на говорящего, воспринимать паузы в речи собеседника). Аутичные школьники развивают умения поддержания социально приемлемой формы диалога, расширяют возможности использования более сложных речевых «алгоритмов» в общении; развивают умение вести диалог более гибко, ориентируясь на эмоциональное состояние собеседника. Учащимся предлагаются упражнения и задания направленные на преодоление «монологичности» в собственной речи. Важной составляющей коррекционного курса является поддержание более сложных формы коммуникации (полилога) и развитие навыков социально приемлемой коммуникации при решении конфликтов со сверстниками, взрослыми. 

На занятиях рассматриваются вопросы поддержания коммуникации в новой социальной ситуации (самостоятельное использование общественного транспорта, обращение за помощью к незнакомым людям, самостоятельное посещение занятий в кружках и секциях вне школы, посещение театров, экскурсий с классом и т.д.). Учащихся с РАС обучаются навыком соблюдения правил кибербезопасности при общении в социальных сетях.

Характеристика деятельности обучающихся

Основными методами развития коммуникативного поведения могут быть организация педагогического общения, которое включает в себя учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками и обучение коммуникации в условиях естественных социальных контактов.

Учащиеся с РАС участвуют в общей деятельности (создании мультфильмов, небольших книжек с иллюстрациями, коллажей). В ходе реализации программы педагог использует прием доверительной беседы, ведение дневниковых записей (например, «Дневник событий и впечатлений»), ситуативный анализ жизненных ситуаций, письменное интервью, ролевые игры, психологические тренинги (например, социальные истории), моделирование образцов поведения, рисуночная арт-терапия, тематические комиксы и др.

Учащиеся вовлекаются в различных игры: на развитие творческого воображения, образного мышления, мимической и пантомимической экспрессии, игры-упражнения из практики психотренингов.

В ходе занятий учащимся могут быть предложены совместное изучение художественных текстов (художественных фильмов), включающий анализ отношений личности и проблем межличностных отношений.

Для обучения учащихся с РАС использованию правил кибербезопасности могут быть созданы группы общения в социальных сетях.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» (5 КЛАСС).

Диагностические мероприятия при реализации коррекционного курса включают в себя стартовую диагностику (входное оценивание), текущую и промежуточную диагностику.

При оценивании его достижения учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов можно ориентироваться на сформированность у школьника с РАС следующих способностей:  

- децентрации, то есть способности учитывать в своей деятельности действия партнера, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, понимать относительность собственного мнения;

- инициативности, то есть способности получать недостающую информацию с помощью вопросов, готовности предложить партнеру план общих действий;

- способности интеллектуализировать конфликт, умение разрешать конфликт, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнера.

Для любого ребенка с РАС развитие данных способностей вызывает значительные трудности и не всегда в полной мере достижимо в школьном возрасте. Тем не менее, у большинства детей возможно формирование базовых навыков учебного сотрудничества.

    Для оценивания результатов обучения по программе «Развитие коммуникации» заполняется карта динамического наблюдения.

Протокол наблюдения для оценки уровня сформированности коммуникативных навыков (уровни низкий, средний, высокий) представлен в Приложении 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: