Пояснительная записка

Программа коррекционной работы

 Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. ПКР разрабатывается для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Обучающийся расстройствами аутистического спектра – это обучающийся, имеющий специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением. Наличие таких нарушений должно быть подтверждено заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Стойкий и всеобъемлющий характер нарушений при РАС приводит к тому, что даже те учащиеся, который успешно освоили начальный этап обучения в общеобразовательной школе, нуждаются в постоянной психолого-педагогической поддержке и создании специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с РАС определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

ПКР вариативна по форме и по содержанию в зависимости от состава обучающихся с РАС, региональной специфики и возможностей образовательной организации.

ПКР уровня основного общего образования непрерывна и преемственна с другими уровнями образования (начальным, средним); учитывает особые образовательные потребности, которые не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени у обучающихся с РАС. Программа ориентирована на развитие их потенциальных возможностей и потребностей более высокого уровня, необходимых для дальнейшего обучения и успешной социализации.

ПКР разрабатывается на период получения основного общего образования и включает следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.

Целевой раздел ПКР

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с РАС для успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

Цель определяет (указывает) результат работы, ее не рекомендуется подменять направлениями работы или процессом ее реализации.

Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское).

При составлении программы коррекционной работы выделены следующие задачи:

· определение особых образовательных потребностей, связанных с организацией образовательного процесса, направленного на преодоление патологических форм аутистической защиты у учащихся с РАС и развитие активных форм взаимодействия с людьми и с окружающей средой;

· разработка и использование специфичных для учащихся с РАС эффективных методов, методик, приемов и способов подачи учебного материала, необходимых для успешного освоения образовательной программы с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

· обеспечение психологической устойчивости учащихся с РАС; преодоление трудностей в развитии их эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации;

· реализация системы профессиональной ориентации и содействие в профессиональном самоопределении учащегося с РАС;

· организация и обеспечение согласованной работы команды учителей и специалистов, непосредственно участвующих в сопровождении учащихся с РАС, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;

· оказание родителям (законным представителям) консультативной и организационной помощи по вопросам решения проблем в развитии; воспитании, социальной адаптации учащегося с РАС; вопросам реализации АООП ООО; привлечение родителей (законных представителей) учащегося с РАС к совместной работе с учителями и специалистами.

Существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) возможно адаптировать с учетом категорий обучаемых школьников.

В программу также включены и специальные принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с РАС:

· принцип системности обеспечивает единство в подходах к диагностике, обучению и коррекции нарушений детей с РАС, взаимодействие учителей и специалистов различного профиля в решении проблем этих детей;

· принцип комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер и включать совместную работу педагогов и ряда специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), педагог-психолог, медицинские работники, социальный педагог и др.);

· принцип гуманизации, который определяет, что образование детей с РАС направлено на личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной адаптации;

· принцип педагогической инверсии, который выражается в постоянной готовности к изменению педагогической стратегии и тактики. Этот принцип также отражает изменчивость и нелинейность развития школьника с РАС;

· принцип преемственности – программа коррекционной работы, разработанная для учащихся с РАС основной школы, должна учитывать достижения учащимся результатов коррекционной работы на этапе начальной школы

· принцип сотрудничества с семьей обеспечивает участие родителей (законных представителей) и членов семьи учащегося с РАС в коррекционно-развивающей работе, направленной на его успешную интеграцию в общество.




double arrow
Сейчас читают про: