Занятия могут проводится как в учебном кабинете (игровой комнате, спортивном зале, иных кабинета), так и в выездных мероприятиях (экскурсиях, посещениях музеев, театров и т.д.).
Занятия проводятся в помещении, в которой участники могут свободно располагаться и передвигаться. Особое внимание нужно уделить подбору мебели, дидактических пособий и наглядного материала, зонированию помещения.
В начале учебного года на занятиях в тренинговой форме учащиеся могут сидеть в кругу (на стульях или на ковре). Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические) цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться сдержанности.
Занятие должно иметь четкую структуру. Важно при организации занятий использовать средства визуализации (расписания, планы, визуальные подсказки и др.).
Для организации занятий в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся с РАС могут привлекаться учащиеся без особенностей развития.
СТРУКТУРА ТРЕНИНГОВОГО ЗАНЯТИЯ
| Элемент тренинга | Комментарий |
| Ритуал приветствия | Позволяет сплачивать участников, создавать атмосферу группового доверия и принятия. |
| Разминка – воздействие на эмоциональное состояние участников, уровень их активности (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинезитерапия, пальчиковые игры). | Выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать учащихся, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
| Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия). | Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния учащихся: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. |
| Рефлексия– оценка занятия (арттерапия, беседы). | Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
| Ритуал прощания. | По аналогии с ритуалом приветствия. |
Приложение 1
Оценка коммуникативного поведения и уровня сформированности социальных навыков
| Критерий | Сформированность на текущий момент | Примечание |
| Организационные навыки и деятельность | ||
| Следит за происходящим у доски, в малой группе, участвует в ходе урока | ||
| Выполняет индивидуальные инструкции учителя | ||
| Выполняет фронтальные инструкции учителя | ||
| Отвечает на вопрос учителя на уроке | ||
| Может задать другому учащемуся вопрос, связанный с текущей ситуацией | ||
| Самостоятельно выходит к доске по речевой инструкции учителя, выполняет задание у доски | ||
| Слушает инструкцию полностью, прежде чем приступить к выполнению задания | ||
| Выполняет задание, опираясь на образец | ||
| Выполняет задание по речевой инструкции без показа | ||
| Закончив задание, прекращает деятельность, сообщает педагогу о завершении задания | ||
| Соотносит результаты выполнения задания и образец | ||
| Находит ошибки самостоятельно или с помощью педагога | ||
| Стремится качественно выполнить задание | ||
| Деятельность регулируется комментариями педагога (хорошо, доделай, пожалуйста) | ||
| Работает самостоятельно (без помощи педагога), ориентируясь на цель и результат | ||
| Нуждается в дополнительной мотивации | ||
| При истощении не проявляет дезадаптивного поведения | ||
| Поднимает руку, если хочет что-то сказать | ||
| Умеет ждать своей очереди (в игре, в деятельности, в диалоге) | ||
| Особенности поведения | ||
| Наличие аффективных срывов | ||
| Дезорганизация поведения при истощении | ||
| Протест при нарушении привычного стереотипа | ||
| Физическая агрессия в отношении других детей | ||
| Физическая агрессия в отношении взрослых | ||
| Вербальная агрессия в отношении других детей | ||
| Вербальная агрессия в отношении взрослых | ||
| Аутостимуляции и стереотипии | ||
| Повышенная тревожность, избегание определённых ситуаций, наличие стойких страхов | ||
| Импульсивность в поведении | ||
| Гиперактивность, неусидчивость, двигательная расторможенность | ||
| Взаимодействие и игра | ||
| Знает И.О.педагогов | ||
| Знает имена одноклассников | ||
| Обращается к другому человеку по имени, смотрит в лицо | ||
| Просит о помощи | ||
| Делится впечатлениями | ||
| Задает вопросы | ||
| Выполняет просьбы | ||
| Сверяет правильность выполнения своего задания с работами других учащихся | ||
| Включается в совместную игру | ||
| Инициирует общую игру | ||
| Способ решения конфликтов | ||
| Соблюдение договоренностей в игре | ||
| Предпочитаемый вид деятельности в свободной ситуации | ||
| Учитывает интересы других людей | ||
| Соблюдает правила поведения в группе, даже если ему это неприятно | ||
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»






