Православие как направление христианства

Основные причины возникновения религии

 

Причины:

 

- позиция богословов и верующих (по воле бога возникает религия и все события) весь исторический процесс определяется промыслом божьим. Бог как творец (единственный). Продумал каждого из нас, от момента рождения до смерти. Есть и деятельность человека, отличающаяся от божественного плана (алкоголизм, наркомания и тд), ведь каждый рождается свободным, свобода воли. Человек сопомощник бога. В конце жизни с тебя всё спросят, будешь отвечать за содеянное. Существует 2 пути. Один божий путь, ведёт в рай, второй путь дьявола, ведущий в ад. Удвоение мира главный признак религии: мир реальный, земной и сверхъестественный мир(загробный). Смерть с точки зрения религии не конец, а переход из естественной в сверхъестественную жизнь. Бог вечен, религия ВЕЧНА.

 

- биолого-антропологическая (творец религии-человек). Религия возникает в сознании человека спонтанно, самопроизвольно. Внешние причины не играют никакой роли. Сознание первично. Люди создавшие мировые религии: Иисус Христос, Мухаммед, Будда.

 

- материалисты (создает религию человек, но в отличие от биолого-антропологического подхода, религия - не где кроме бытия возникнуть не может. Возникает не в сознании человека, а сознание отражает причину возникновения религии. Господство внешних сил (природы и общества) над человеком - причина возникновения религии.

 

Влияние на человека внешних сил человек способен преодолеть, а господство внешних сил порождает религию. Влияние (дождь, снег), а господство (ураган, наводнение). Если полное господство внешних сил- не возникает религия, людям не до этого.

 

Структура религии

 

- С точки зрения богословов человек самостоятельно структурировать не может. Это тайна бога, которой он делится с человеком. Знаем о сверхъестественном - от посланников, пророка божьих. Самостоятельно человек познать не может.

 

- светские исследователи говорят, что человек может самостоятельно определить структуру религии.

 

 

-религиозное сознание В религиозном сознании выделяются религиозные представления и религиозные настроения.

- религиозное поведение. В религиозном поведении выделяется религиозное действие.

 

Религиозные действия часто называют культовыми действиями. Но религиозный культ понятие более широкое. Определяя культ-религиозное действие+материальные объекты которые при этом используются. Храм-культовое место, священник-представитель культа, иконы, кресты-культовая атрибутика. Всё это состоит культ. Культ очень глубоко символичен. Горящая свеча-символ горения христианской души перед богом. Дым благовонии из кадила-возносящиеся молитвы от верующих к богу. Культ необходим любому верующему человеку т.к. культ символизируют прямую связь верующего и бога. Молитва-восхваление бога и просьбы.

 

Ранние формы религии

 

Фетишизм - рога оленя,зуб хищника, подкова (взаимодействие части и целого)

 

Магия - близка к фетишизму, но фетишизм предполагает наличие сверхъестественных сил в самом объекте без воздействия на материальные объекты. А магия и колдовство верят в сверхъестественные свойства объектов, но предполагается воздействие на материальные объекты. Если объект магии далеко нужен заменитель. Заменитель: часть от объекта от человека (волос, зуб, одежда которую носил). Часть и целое тождественны. Подобное порождает подобное. Есть белая и черная магия. Образ (рисунок, фотография,след) наделён силой воздействия на человека.

 

Тотемизм - тотем животное, реже растение. Обожествление сверхъестественной связи животного и человека. Тотем-единство рода или племени. Род или племя комфортно себя чувствуют только в той территории где распространено животное-тотем. Они чувствуют себя правителями территории где распространён животное-тотем.

 

Анимизм - вера в то, что каждый объект материальной природы окружающей человека и сам человек имеет душу. Человек 2 субстанции: тело и душа. Душа состоит из тонкой материи, совершает то что не может тело человека (летать, проходить сквозь стены). Душа жива самостоятельной жизнью только во время сна. Смерть человек мало отличается от тела. Во сне уходит душа и возвращается, а смерть когда не возвращается в тело никогда. Род не на кровном родстве, а на духовном.

Похороны-подготовка к жизни загробной и вечной. Несколько типов похорон: под землёй, на земле, кремация. Жизни потусторонняя-продолжение жизни земной.

 

Шаманизм - предполагает формирование настоящего профессионального служителя культа. Ш предполагает духов нескольких категорий; дух-покровитель (превращающий человека в шамана, обряд пересотсворения-появление шамана. Дух сдирает мясо со скелета промывает в чистой реке, ищет лишнюю кость и собирает заново). Если шаман не обладает лишней костью то выходит из обряда в гематомах. Применение природных глюциногенов. Шаман- первый посредник между потусторонним миром и человеком.

 

Человек обожествляет материальный объект - ранние формы религии. Просимый результат должен последовать сразу или вскоре. Если просимого результата нет - сверхъестественные силы покинули мат объект.

 

Культ умилостивительный. Обожествляется вера в сверхъестественные свойства объектов мира сверхъестественного. Вера в сверхъестественные силы сверхъестественного мира. Пример: Принести в жертву чтобы пошел дождь. Просимого результата можно не дождаться. Под сомнение сверхъестественное не ставит.

Функции религии

 

Понять что религия даёт человеку и обществу.

 

- компенсаторная (восполнительная) восполняет человеку что-то (то что человеку нужно, но своими силами получить не может) религия компенсирует и восполняет одно и то же: слабость человека, неспособность самому получить желаемое. Слабость индивида и слабость общества.

 

- мировоззренческая основано на удвоении мира (мира естественного и сверхъестественного).

 

- Интегрирующая

 

- регулятивная

 

Христианство

 

Возникает в 1 веке нашей эры. Почему возникает?

 

Три позиции:

 

 Со стороны богословов -по воле божьей. Вспоминают сотворение мира и изгнание Адама и Евы из Эдемского сада-разрыв человека с богом, а Христос её восстанови. Христианский бог любил людей, но не любит грех, а значит и людей побывавших в грехе. Иисус Христос необходим (воочеловевшейся бог-сын, спаситель, взявший на себя грехи всего человечества, очистив всех людей и позволил Богу приблизиться к людям). Иисус имеет 2 природы: и бог и человек.

 

 Биолого-антропологическая

Иисус как человек как простой человек с одной природой, порождает религию. Сознание Иисуса спонтанно самопроизвольно. Более 2 млрд последователей Христианства.

Историческое направление в Христианстве (был в истории, реально существовал). Мифологическое направление (Иисус выдумка, не существовал).

 

 Материализм

христианство возникает на рубеже до нашей эры и нашей эры в Римской империи кризис - неэффективность рабского труда, дальнейшее существование общества основанного на рабском труде невозможно. Пришли к выводу- сильнее эксплуатировать рабов. Рабы видя что своими силам они господствующее влияние не могут преодалеть приходит к выводу, что если сами помочь друг другу не могут надо искать помощь на небесах. Религия рабов. В христианстве рабы получают свободу в спасении духовном.

 

Особенности христианства:

-Не отрицая социального и политического неравенства несет идею духовного равенства;

-Христианство это монотеизм с элементами политеизмом (триединый бог-отец, бог-сын и бог-святой дух)

-Христианство это религия любви (бог есть любовь человека к богу и бога к человеку) идея человека бога - из живого делали бога, а в христианстве богочеловека - бог опускает до человека. Иисус родился в пещере переоборудованной под хлев. После Адама и Евы только бог жил в раю и он спустился к людям чтобы показать им рай.

 

Социальная роль христианства: преследование и гонение христианства, первые христиане не предполагали этого что они первые, они считали себя правоверными иудеями. Потом вышли из рамок этой религии и создали свою. Постепенно во 2 веке соц состав начал расширятся, зажиточный элемент появляется. Император Константин в начале 4 века издает 2 указа: по первому христианам предоставляются равные права с др религиями и по второму христианство стало гос религией римской империи. Прекращаются гонения, нарастает численность. Формируются вероучения раннего христианства с начала создания канона или создания Новозаветных книг. Ветхий завет никакого отношения к христианству не имеет. Вероучение в христианстве принимется на вселенских соборах. Вероучение формируется в виде догматов. Догмат-основное исходное положение вероучения. Догматы выделяются и выдвигаются людьми, но как только догмат вынесен на голосование и набирает большинство голосов он становится мыслью не человека, а бога. На 1 и 2 вселенских соборах было принято 12 важнейших догматов: символы меры. Первый о едином и личном боге: бог в христианстве это пресвятая троица (три лица три ипостаси бога), бог един по существу. Мы не можем его опознать зафиксировать-дух, он причина всему (наделен только положительными характеристиками), наполняет собой всё (от него нет тайн). Бог отец-бог творец, а бог сын постоянно рождается от бога отца, а дух исходит от бога творца. Как взаимодействую эти три ипостаси понять трудно. 3=1, 1=3.

2 догм о душе и её бессмертии: душа подобие бога в человеке. Душа живет в теле пока человек жив, смерть-освобождение души от тела. Смерть по воле бога. Но душа в момент тела отделяется от тела и три дня находится с телом рядом. На третий день душа возносится к богу и душа направляется в рай, где находится до 9 дня. На 9 день возносится к богу, где он отправляет душу и отправляет в ад. А потом на 40 день относится в третий раз к богу и бог решает куда отправить. Пребывает до страшного суда (второго пришествия). С середины 11 века у христианства много отделений: выделяются православие и католицизм. А затем из католицизма-протестантизм.

 

Православие как направление христианства

 

Образование самостоятельных православных церквей началось в первые века возникновения христианства. В III в. выделились Александрийская (Египет) и Антиохийская (Сирия, Ливан) церкви, позже - Иерусалимская. В IV в. восточное христианство приняла Грузия, в IX в. - Моравия и Болгария.

Православие сложилось в недрах Византийской империи в IV -VIII вв., а самостоятельным стало в XI в. (1054 г.) в результате церковного раскола. Решающее влияние на его становление оказал ряд факторов, связанных с экономической, политической и духовной жизнью Византии. На первое место следует поставить замедленные темпы феодализации восточной части бывшей Римской империи, вызвавшие застойность ее общественных отношений, всех форм социальной жизни, в том числе и религиозной. Немаловажную роль сыграло также наличие в Византии сильной императорской; власти, которая рассматривала христианство как государственную идеологию, а церковь - как часть государственного аппарата. Наконец, существенное значение имело отсутствие в Византии единого церковного центра. В восточной части бывшей Римской империи было четыре епископа, добившихся титула патриарха и претендовавших на руководство общественными делами: константинопольский, александрийский, антиохийский и иерусалимский. Первый из них, используя свою близость к императору, претендовал на исключительное положение и даже именовался «вселенским», хотя никаких реальных преимуществ это ему не давало.

По мере распада Византии каждый из названных патриархов стал возглавлять самостоятельную (автокефальную) православную церковь. Впоследствии самостоятельные православные церкви возникли и в других странах Этим объясняется раздробленность православия, отсутствие у него единого религиозного центра.

В настоящее время каноническое достоинство автокефальных церквей отражено в официальном перечне - «диптихе чести». Согласно этому списку, первенствующей считается Константинопольская православная Церковь. Следующие три места в диптихе отведены древним восточным патриархатам - Александрийскому Антиохийскому и Иерусалимскому.Русская православная Церковьзанимает пятое место в официальном списке православных Церквей.

Грузинская православная Церковь считается шестой по диптиху. Православие, в отличие от католицизма, считает главой церкви (земной и небесной) только Иисуса Христа, что само по себе предопределяет характер многих сторон жизни православных церквей, которым свойственны веротерпимость, стремление к согласию, приоритет духовных ценностей по отношению к мирским, страстное желание сохранить веру Христову в ее подлинном, неискаженном виде, защита и распространение православия ненасильственными методами. Все православные церкви объединяет общее вероучение, основные церковные каноны и важнейшие обряды. Различия же в политической ориентации и социальных доктринах православных церквей зависят от социальных условий, в которых они осуществляют свою деятельность, от общественного уклада жизни верующих.

Основу православного вероучения составляет Никеоцарьградский Символ веры, утвержденный на первых двух Вселенских соборах. Все основные положения Сим-вола веры (догматы) православные церкви объявляют абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим Богом. Они объявляются непостижимыми разумом, поэтому основой их познания является вера.

Все православные церкви считают первейшей своей обязанностью «неприкосновенно сохранять вверенный первоначальной церкви залог веры, ничего этому догматическому наследию Вселенской церкви не прибавляя и ничего от него не убавляя». Истинными догматами считаются только утвержденные первыми семью Вселенскими соборами. Что же касается католических догматов, установленных позже (о непогрешимости папы, о чистилище, о непорочности зачатия девы Марии и телесном вознесении на небо), то они всем всеми православными церквами объявляются ошибочными, противоречащими Священному Писанию и Священному Преданию.

Большую роль в жизни церкви играет институт монашества, духовенство же делится на белое (немонашествующее) и черное (монашествующее). Представители белого духовенства могут вступать в брак и иметь семью. В отличие от

Крестное знамение в православии делается справа налево, тремя пальцами (троеперстие). В некоторых течениях православия (старообрядцы, единоверцы) используют двоеперстие – крестное знамение двумя пальцами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: