Литература (основная)

На практике студенты ведут дневник педагогической практики и выполняют 10 заданий.

Преподавателю для отчета по практике сдается:

Дневник.

Характеристика на студента из детского сада (с печатью учреждения и подписью директора пишется старшим воспитателем в произвольной форме с выставлением отметки студенту за практику).

Выполненные задания.

Форма дневника педагогической практики

Дата,

день недели

Содержание работы

Оценка работы студента,

подпись старшего воспитателя

Практические задания

Задание 1.

Общее знакомство с дошкольным образовательным учреждением – базой практики. Экскурсия по ДОУ. Знакомство с персоналом и педагогическим коллективом. Наблюдение за работой педагога в одной из возрастных групп. Беседа с заведующим ДОУ об особенностях работы ДОУ.

Отчетность:

Описать проделанную работу по плану:

1. Тип ДОУ, структура ДОУ, порядок комплектования детьми, режим работы, здание ДОУ.

2. Оборудование каждого помещения, место хранения инвентаря. Соответствие имеющегося оборудования нормам типового набора (спортивного и медицинского, учебно-наглядных пособий).

3. Оборудование в групповых комнатах, особенности размещения оборудования в разных возрастных группах, его соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям.

4. Варианты построения развивающей среды для детей и взрослых в ДОУ.

5. Участок ДОУ, его использование.

 

Задание 2.

Оформить паспорт ДОУ (образец взять в ДОУ или найти самостоятельно).

Отчетность:

Паспорт ДОУ.

Задание 3.

Общее знакомство с информационной средой ДОУ. Беседа с заведующим ДОУ по организации делопроизводства. Анализ годового плана ДОУ. Анализ планов работы педагогов на месяц.

Отчетность:

Описать проделанную работу по плану:

1. Перечислить основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ.

2. Представить следующие документы: устав ДОУ, договор между ДОУ и родителями, договор между учредителем и ДОУ, лицензию ДОУ, программу развития ДОУ, годовой план ДОУ.

3.  Анализ годового плана ДОУ:

а) указать разделы плана;

б) насколько мероприятия, запланированные на год, позволяют реализовать поставленные цели и решить задачи;

в) рекомендации по улучшению годового планирования в ДОУ.

4.  Анализ планов работы педагогов на месяц (выбрать одного педагога).

а) структура плана работы педагога на месяц;

б) как соотносятся цели работы педагога с целями работы ДОУ на год;

в) рекомендации по улучшению планирования педагогами своей работы.

5.  Анализ книги движения детей (если есть, если нет, то написать, как отслеживается и фиксируется развитие детей в ДОУ, предложения по совершенствованию методики отслеживания достижений детей).

6.  Анализ книга приказов и распоряжений ДОУ (структура, кем ведется, как заполняется, предложения по совершенствованию ведения данного документа).

7.  Анализ тетрадей наблюдения за педагогическим процессом (если есть, если нет, то написать, как отслеживается протекание педагогического процесса в ДОУ, предложения по совершенствованию ведения документа).

8.  Анализ протоколов заседаний Совета педагогов (структура, как ведется, кем, где хранятся, предложения по совершенствованию ведению протоколов заседаний).

 

Задание 4.

Беседа с заведующим ДОУ об организации финансово-хозяйственной деятельности в ДОУ.

Отчетность

Описать результаты беседы по плану:

1. Источники финансирования деятельности ДОУ и механизм их использования.

2. Производственные показатели ДОУ.

3. Формирование единого фонда средств.

4. Штатное расписание, его соответствие предельной наполняемости групп детьми, продолжительности пребывания детей в группе, количеству рабочих дней ДОУ, нормативной продолжительности рабочего времени воспитателя и помощника воспитателя в неделю.

5. Организация платных дополнительных услуг в ДОУ.

6. Эффективность платных услуг.

Задание 5.

1. Наблюдение и анализ совещания при заведующем.

2. Провести оценку удовлетворенности педагогов работой в данном учреждении, оценку аффилиации, анализ синдрома «выгорания» (методики подобрать самостоятельно).

3. Провести хронометраж деятельности руководителя в течение дня, анализ использования времени на основе должностных обязанностей.

Отчетность:

1. Описание наблюдения совещания при заведующем (дата проведения, присутствующие, должности присутствующих, вопросы, которые обсуждались, стиль взаимодействия заведующего с сотрудниками, результаты совещания).

2. Представить методики и результаты их применения в соответствии с выяснением особенностей из пункта 2 (см. задание).

3. Представить план деятельности руководителя ДОУ на 1 рабочий день.

Задание 6.

Наблюдение и анализ деятельности старшего воспитателя. Диагностика стиля управления. Анализ организации делового и педагогического общения. Беседа со старшим воспитателем о должностных обязанностях. Хронометраж рабочего дня старшего воспитателя.

Отчетность:

 

1. Написать как выполняются старшим воспитателем основные функций управления педагогическим процессом:

- контроль и диагностика педагогического процесса;

- коррекция и прогнозирование (планирование);

- организационно-педагогическая функция;

- воспитывающая и развивающая функция;

- обучающая функция;

- коммуникативная функция;

- исследовательская функция;

- гностическая функция.

2. Сделать вывод о соответствии или несоответствии должностных обязанностей старшего воспитателя ДОУ квалификационной характеристике.

3. Определить и представить уровень эффективности педагогического и делового общения старшего воспитателя, причины трудностей во взаимодействии и общении (указать, какие методики использовались).

4. Провести анализ использования времени на основе должностных обязанностей. Определить, какой функции старший воспитатель уделил больше внимания. Сравнить с хронометражем рабочего дня заведующего ДОУ. Выявление резерва времени и круга нерешенных вопросов.

 

Задание 7.

Ознакомление с системой планирования методической работы в ДОУ, ее соответствием годовым задачам. Наблюдение и анализ форм методической работы. Анализ планирования методической работы в ДОУ

Отчетность:

1. Планирование методической работы старшего воспитателя.

2.  Содержание месячного плана, обеспечение им мероприятий годового плана.

3. Описание традиционных и нетрадиционных форм проведения методической работы.

4. Представить анализ планирования методической работы в ДОУ.

5. Представить планирование методической работы с воспитателями на весь период практики.

6. Подготовка и проведение открытого просмотра, коллективного обсуждения (представить конспект).

7. Проведение нетрадиционной формы методической работы с группой воспитателей (представить конспект).

8. Анализ материалов одного из заседаний Совета педагогов (протокол, тексты докладов, решение).

9. Участие в подготовке и проведении Совета педагогов (представить конспект).

10. Анализ выполнения воспитателями закрепленных групп программы по самообразованию.

Задание 8.

Режим работы методического кабинета. Принципы подбора, хранения и оформления материалов методического кабинета. Анализ содержания выставок, стендов, каталогов. Формы организации работы педагогов в методическом кабинете.

Отчетность:

1. Анализ работы методического кабинета.

2. Разработка проекта оформления и подбора материала одного из разделов методического кабинета.

3. Оформление тематической выставки (представить фотографии и описание проделанной работы).

Задание 9.

Контроль за состоянием учебно-воспитательного процесса. Виды проверок. Методы проведения контроля. Фиксация результатов и доведение их до сведения воспитателей. Приемы беседы с воспитателями. План проверки и его реализация.

Отчетность:

- Проверка и анализ календарно-тематического плана воспитателей закрепленных групп.

- Участие в проверке готовности воспитателей к рабочему дню.

- Разработка и апробирование индивидуальных карт наблюдений за деятельностью воспитателей по разделу «……….» (раздел выбрать самостоятельно).

 

Задание 10.

- Провести микроисследование в одной возрастной группе с использованием вариантного набора игровых тестовых заданий разной сложности, позволяющих выявить успешность ребенка, уровень освоения им образовательного содержания одного из разделов программы. Дать экспертную оценку на основе математической обработки данных. На основе полученных данных разработать рекомендации по коррекции воспитания и образования ребенка.

- Провести наблюдение и педагогический анализ воспитательно-образовательного процесса в группе ДОУ с целью изучения уровня профессиональной компетентности педагога.

Отчетность:

Представить результаты проведенных диагностик и сами диагностики.

 

Литература (основная)

1. Белая, К.Д. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом /К.Ю. Белая. – М, 1998.

2. Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении /К.Ю. Белая. – М., 1991.

3. Белая, К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение /К.Ю. Белая. – М., 2004.

4. Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением / А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк, В.И. Шкатулла. – М., 1984.

5. Булычева, А.И. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» / А.И. Булычева. – М., 1995.

6. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада /А.И. Васильева, Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. – М., 1990.

7. Вифлеемский, А.Б. Трудовые отношения в ДОУ / А.Б. Вифлеемский, О.В. Чиркина. – М., 2003.

8. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. – М., 2003.

9. Готовим к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб, 2002.

10. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации/ М.В. Корепанова, А.И. Липчанская. – М., 2004.

11. Дуброва, В.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.,1995.

12. Копылова, Н.А. Нормативно-правовые основы деятельности дошкольного образовательного учреждения: методическое пособие /Копылова Н.А., Н.В. Микляева Н.В. – М., 2004.

13. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании: учебное пособие / М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. М., 2002.

14. Нормативы по определению численности обслуживающего персонала в ДОУ. – М., 2004.

15. Панько, Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения: методические рекомендации / Е.А. Панько. – М., 1985.

16. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования: учебное пособие /Л.И. Павлова и др. Под ред. В.И. Ядэшко, Л.М. Волобуевой. – М., 1999.

17. Поздняк, Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением / Л.В. Поздняк.- М.,1994.

18. Спецкурс: Организация работы методиста детского сада / Л.М. Волобуева, В.Я. Миронова. – М., 1994.

19. Теория и методика управления педагогическим процессом дошкольного учреждения. (Методические разработки) /Сост. Маневцева Л.М. – М., 1993.

20. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ /Л.И. Фалюшина – М., 2004.

21. Фриш, Г.Л. Делопроизводство в образовательном учреждении / Т.Л. Фриш. М., 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: