Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Сямженского муниципального района «Детский сад №3»

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

(на бюджетной основе)

 «Мы исследователи»

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации: 8 месяцев

                                                                  Воспитатель:                         

                                                                  Соловьёва А.В

Уч. год

 

Содержание

I. Целевой раздел.

1.1  Пояснительная записка

1.2  Новизна

1.3  Педагогическая целесообразность

1.4  Цель и задачи

1.5  Отличительные особенности программы

1.6  Направленность

1.7  Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников дошкольного возраста.

1.8  Возраст обучающихся

1.9  Срок реализации

1.10  Формы и режим занятий

1.11  Интеграция образовательных областей

II Содержательный раздел

2.1 Тематический план по учебному курсу

2.2 Учебный план с указанием форм промежуточной и итоговой аттестации

2.3 Календарный учебный график.

2.4  Планируемые результаты

 

III. Организационный раздел

 

3.1. Условия реализации программы

3.2 Методы и приёмы работы с детьми

3.3 Формы работы с детьми

3.4 Оценочные материалы

3.5 Итоги работы над программой

3.6 Используемая литература

 

Приложение

I. Целевой раздел.

Поянительная записка

Актуальность

В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

 

Новизна

Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

 

1.3 Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы и умозаключения, при этом доказывая свою точку зрения. Комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты, эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

Цель и задачи

1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

2. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

    Были поставлены следующие задачи:

1.Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.

2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.

3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.

4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

Отличительные особенности

Отличительная особенностьпрограммы от основной образовательной программы ДОУ   заключается в том,что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.

1.6 Направленность программы – социально-педагогическая.

 

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников дошкольного возраста.

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.

 

1.8 Возраст обучающихся: 4-5 лет



 

1.9 Срок реализации: 8 месяцев.

 

1.10 Формы и режим занятий: групповая, 2 раз в месяц – вторник, 15.25-15.40 час

 

1.11 Интеграция образовательных областей:

 

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: