Протопопа Аввакума считают основоположником автобиографического жанра

Архитектура. В архитектуре XVII в. также появились новые черты. Так, процесс “обмирщения” выразился в сближении культового стиля с гражданским. Вместо суровых аскетических сооружений появляются живописно украшенные здания. Широко применяются новые виды строительных материалов: белый камень для отделки зданий, фигурный кирпич, многоцветные изразцы. В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но получают распространение ярусные церкви, например, Вознесенская церковь в Торжке.

Наиболее известными памятниками архитектуры XVII в. являются:

Деревянный царский дворец в Коломенском, который современники называли восьмым чудом света. 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Дворец состоял из многих разнохарактерных построек, соединенных переходами и галереями.

Теремный дворец Московского Кремля. Трехэтажное здание увенчано высоким теремком. Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба.

Валдайский Иверский монастырь, Новоиерусалимский монастырь. Патриарх Никон хотел вернуться при постройке этих культовых сооружений к канонам XVI, но в полной мере это не удалось. В соответствии с веяниями XVII в. при отделке были использованы многоцветные изразцы.

В гражданском строительстве используются монументальные формы, которые прежде были характерны в основном для культовых сооружений. Примерами могут служить Сухарева башня и Монетный двор в Москве.

В конце XVII в. в храмовом зодчестве появляется новый стиль: московское (нарышкинское) барокко. В этом стиле строились небольшие церкви в усадьбах русских вельмож. Особенностями стиля были элегантность, строгая симметричность, пышная декоративная отделка. Памятники барокко: церковь Покрова в Филях, церковь Спаса в Уборах под Москвой.

Живопись. Здесь в наибольшей степени сохранились традиции, так как изобразительное искусство представлено главным образом иконописью.

Наиболее видным художником XVII в. был Симон Ушаков. Выходец из посадских людей, он стал дворянином. Для его творчества характерен пристальный интерес к изображению человеческого лица. Одной из самых известных работ Ушакова является икона “ Спас нерукотворный ”. Кроме нее, - икона “Насаждение древа государства Российского”. У истоков находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках – медальоны с изображением наследников Ивана Калиты. Рядом с деревом стоят Алексей Михайлович, его жена и двое детей.

“Обмирщение” живописи проявилось в работах так называемого посадского искусства. Самый яркий пример – посадская церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Библейские сюжеты здесь лишь повод для изображения жизненных сцен: Саломея в танце, Христос у руля лодки.

В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Портретная живопись представлена парсунами: парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича (Симона Ушакова).

Пейзаж еще не стал самостоятельным объектом изображения. Он являлся фоном, на котором изображался святой.

Итогом развития русской культуры XVII в. стало начало складывания русской национальной культуры.

Вопросы и задания:

1. Какое влияние оказало татаро-монгольское иго на развитие отечественной культуры?

2. Дайте характеристику летописанию и устному народному творчеству.

3. Какие памятники древнерусской литературы четырнадцатого-шестнадцатого века известны вам? Как освещалась Куликовская битва в древнерусской литературе?

4. Прочтите рассказ А. И. Солженицына «Захар-калита», посвященный Куликовской битве. Какие исторические факты описывает А. И. Солженицын? Какие культурные проблемы поднимает русский писатель?

5. Каково значение изобретения книгопечатания на Руси? Каковы причины изобретения книгопечатного станка? Как книгопечатание отразилось на летописании?

6. Что представляла собой общественно-политическая мысль в шестнадцатом веке? Какие злободневные темы она поднимала, какие проблемы освещала?

7. Что означает выражение «жить по Домострою»? Согласны ли вы так жить?

8. Чем прославились Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий? Какой вклад они внесли в отечественную культуру? Какие их произведения вам известны?

9. Какие архитектурные памятники четырнадцатого-пятнадцатого веков вам известны? Какой новый архитектурный стиль появился в это время?

10. Какие новые черты появились в культурном развитии страны в семнадцатом веке?

11. Что представляло собой отечественное образование в семнадцатом веке? Чем оно отличалось от современного образования? Какие общие черты можно обнаружить?

12. Какие новые направления появились в литературе в семнадцатом веке?

13. Как церковный раскол отразился в литературе семнадцатого века?

14. Кого и почему считают основоположником автобиографического жанра в отечественной литературе? Что вы знаете об этом человеке?

15. Какие новые черты появились в архитектуре в семнадцатом веке?

16. Дайте характеристику основным отечественным архитектурным памятникам 17 века.

17. Кого можно назвать видным художником семнадцатого века? Что вы о нем знаете?

Какие светские жанры появились в отечественной живописи в 17 веке?
Повторно-обобщающий учебный материал по теме: «Россия в 17 веке».

План:

1. Экономическое развитие.

2. Социальное разввитие.

3. Политическое развитие.

4. Духовное развитие.

1

Особенности экономического развития:

1) пережитки феодальных отношений, которые продолжили свое развитие: а) основа экономики – с/х, основанное на крепостном труде. В 1649 г. – Соборное уложение – окончательное оформление крепостного права: сыск беглых крестьян – бессрочный, имущество крестьянина – собственность помещика. «Соборное уложение» закрепило и посадских людей, прикрепив их к местам проживания; б) хозяйство – натуральный характер;

2) ростки капиталистических отношений – слабые и неустойчивые, но уже зародились: а) хозяйственная специализация регионов страны (Поморье – дерево, Поволжье - обработка кожи, Псков, Новгород, Смоленск – специализация на льяном полотне), началось образование всероссийского рынка, появление ярмарок (Макарьевская под Нижним Новгородом, Ирбитская на Урале); б) развитие мелкотоварного производств а: ремесленники работали на рынок; в) зарождение мануфактурного производства (сначало в металлургии, потом – в легкой промышленности. Особенности развития: большинство мануфактур – государственные, производили продукцию не для рынка, а для нужд власти, использование подневольного труда.

Вывод: в экономическом развитии – противоречие: с одной стороны, зараждаются элементы капитализма (мануфактурное производство, общероссийский рынок), а, с другой стороны, - оформление крепостного права, использование подневольного труда в промышленном производстве. Однако 17 век подготовил базу для петровской модернизации.

2

Главная особенность социального развития: 17 век – «бунташный век», «век раскола»: активизация протестных настроений среди различных социальных групп. Основные причины «бунташности» - становление крепостничества, рост повинностей, которые, в свою очередь, были вызваны войнами, увеличением расходов на содержание разросшегося государственного аппарата в связи с завершением централизации и роста абсолютизма.

Социальный протест выразился:

1) соляной бунт (1648 г.); 2) медный бунт (1662 г.); 3) восстание С. Разина (1 667 – 1671 гг.) – крупнейшее восстание, которое связано с историей г. Волгограда: в 1670 г. восставшие захватили Царицын. По поводу этого восстания в исторической науке – дискуссии. Одни историки полагали, что восстание Разина – это крестьянская война, а другие, как историк А. Сахаров, полагают, что это историческое событие – не что иное как восттание казаков; 4) никонианская реформа, приведшая к «церковному расколу»: никониане – сторонники патриарха Никона и старообрядцы, видным представителем которых был прототоп Аввакум (1653 г. – начало никонианских реформ).

Вывод: 17 век – активизация социальных протестных движений, которые включили в свою «орбиту» различные социальные страты (казачество, стрельцы, горожане, крестьяне, холопы и другие). Эти движения носили стихийный, неорганизованный характер, и представляли собой «социальную плату» за политические реформы, за преобразования в духовной сфере («церковный раскол»). Реформы Никона привели к тому, что общество раскололось не по «горизонтали», а по «верикали». Подобные дезынтеграционные факторы только углябляли социокультурный раскол (А.С. Ахиезер).

3

Особенности политического развития

1) в сфере внутренней политики – оформление абсолютизма. При Алексее Михайловиче (1645 – 1676) – зарождение абсолютизма, при Петре Великом (1682 или 1689 – 1725) – окончательное его оформление. Поэтому Земские соборы – различную роль в политической жизни страны: вначале правления Романовых Земские соборы заседали почти непрерывно, а потом, по мере укрепления власти царей, постепенно перестают собираться. Последний Земской собор – в 1653 году, утвердивший присоединение часть украинских земель к России. Политическое устройство выглядело следующим образом. Во главе государства – царь, фигура которого обожествлялась. В правлении ему помогал совещательный орган - Боярская дума, все члены которой назначались царем. Дума состояла из бояр, окольничьих, думных дворян и думных дьяков. Влияние Думы по мере укрепления власти царя тоже падало: ряд важных дел стал решаться в обход Думы, на основе осуждения лишь с некторыми приближенными. Исполнительную власть – приказы, роль которых возросла, а также численно увеличились. Но приказная система не была совершенна: функции приказов переплетались, что порождало «приказную волокиту». Увеличение роли приказной системы означал развитие управленческого аппарата, служившего прочной опорой царской власти. Власть на местах – воеводам, которые назначались из центра, что свидетельствует не только об усилении бюрократического аппарата, но и о завершении централизации страны.

Вывод: внутриполитическое развитие направлено на ослабление элементов демократии, выборных начал (уменьшение роли Земских соборов, вместо выборных представителей от населения – назначаемые воеводы) и укрепление абсолютизма, о чем свидетельствует статья «Соборного уложения» о защите «чести государевой»;

2) в сфере внешней политики - основная цель – возвращение русских земель, усиление геополитического влияния России – выход к морям, что означало реализацию концепции активной внешней политики: а) западное направление, где основной противник – Польша (Речь Посполитая). Задача – отказ польского короля от претензий на российский трон, возвращение Смоленска, украинских земель. Итог: отказ польского короля, возвращение Смоленска, Левобережной Украины (по Поляновскому миру 1634 г., по Андруссовскому перемирию 1667 г.); б) южное направление. Главный противник – Крымское ханство и стоящая за ним Турция. Задача – выход к Черному морю. Итог: захваченный казаками Азов сдан, установлена граница между Турцией и Россией по Днепру, Турция и Крым обязывались не заключать союзы, направленные против России (условия Бахчисарайского перемирия 1681 г.); в ) северо-западное направление. Основной противник – Швеция. Задача: выход к Балтийскому морю. Итог: в 1661 г. подписан Кардисский мир, согласно которому Россия отказалась от захваченных земель в Прибалтике.

Вывод: самое успешным было западное направление. Добиться выхода к Черному и Балтийскому морям не удалось из-за военной слабости России, ее технической отсталости. Задача выхода России к Балтийскому морю была решена при Петре Великом.

Итоги. Внутриполитическое и внешнеполитическое развитие России было направлено на усиление российской государственности.

 

4

Особенности духовного развития:

1) культура стала носить, согласно историку Краснобаеву: а) светский характер - происходит процесс ее «обмирщения» - высвобождение культуры из-под влияния церкви (зарождение портретной живописи – появление парсун. Например, парсуна царя Алексея Михайловича; протопоп Аввакум – родоначальник автобиографического жанра«Житие протопопа Аввакума» предстает перед нами не в качестве святого, то есть человека, лишенного недостатков, но как человек со своими достоинствами и слабостями, в своей автобиографии дает нелицериятные характеристики не только царю Алексею Михайловичу, но и патриарху Никону, в сатирической повести «Служба кабаку» высмеивается лицемерие духовенства); б ) открытый характер – стремление к взаимодействию с другими культурами (Алексей Михайлович заимствует достижения западной культуры, организует в своем дворце театральные представления, никонианские реформы нацелены на открытый характер взаимодействия с православным миром

2) в архитектуре – барокко – ярко выраженные светские начала: пышный декор, элегантность.

Вывод: в 17 веке духовное развитие приобретает более светский, открытый характер, начинает складываться русская национальная культура.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: