Социальные революции в западных странах в 17 – 18 вв

Вопросы для сравнения Английская революция Французская Американская
Даты 1640-1649 1789 - 1794 1775 - 1783
Причины 1) политика королей Якова Первого и Карла Первого: а) раздавали монопольные права своим приближенным; б) пытались заключить союзы с Испанией, Францией, мешавшие развитию английской буржуазии; в) использование чрезвычайных судов; г) внешнеполитические неудачи; д) налоговая политика; 2) Политический конфликт короля и парламента; 3) Религиозные противоречия 1. Бесправие третьего сословия (горожан и крестьян); 2. Ухудшение положения крестьян (неурожаи); 3. Острый финансовый кризис; 4. Политический конфликт между королем и Генеральными штатами. 1. Английское правительство облагало американских фермеров и плантационные хозяйства пошлинами. 2. Колонистам запретили заниматься обработкой железа, судостроением, продавать свои товары за рубеж, чеканить собственные деньги; 3. Налоговая политика: США принимали активное участие в Семилетней войне, а Великобритания увеличила налоги. 4. Запретили осваивать колонии 5. Введение английской армии. Закон о гербовом сборе.
Основные этапы
  1. Начало революции: 1640 г. – созыв Долгого парламента, ликвидация чрезвычайных судов, феодальных поборов, 1642 г. – король объявляет парламенту войну, начало гражданской войны.
  2. Победа Кромвеля 1646 г. – уничтожение феодальной зависимости дворян от короля, 1648 г. – начало второй гражданской войны, 1649 г. – казнь короля, провозглашение республики;
  3. Протекторат Кромвеля – 1653 - 1658 гг., роспуск Долгого парламента;
  4. «С лавная революция» - 1688 - 1689 - восстановление монархии в конституционной форме, провозглашение Билля о правах.
1. Начало революции: взятие Бастилии – 14 июля 1789 г.; принятие декретов об уничтожении феодальных порядков, Декларация прав человека и гражданина, уничтожение сословий, национализация и продажа церковных земель; 2. Провозглашение республики – 1792 г., казнь короля (1793) 3. Якобинская диктатура – 1793 – 1794 гг. – возвращены крестьянам общинные земли, уничтожение феодальных повинностей, убийство Марата, создание комитета общественного спасения, крестьянское восстание в Ванде, введение твердых цен, террор среди революционеров; 4. Завершение революции (термидорианский переворот): казнь Робеспьера и якобинцев, новая конституция ликвидировала всеобщее избирательное право, 1799 г. – захват власти Наполеоном. 1. Начало борьбы за независимость – 1773 г. – Бостонское чаепитие, столкновения между колониалистами и английскими войсками; 2. Декларация независимости и образование США – 1776 г. Автор Декларации – Т. Джефферсон 3. Война за независимость – закончилась Версальским мирным договором – 1783 г: Англия признала независимость США. США поддерживали Франция, Испания. Россия – «вооруженный нейтралитет». Повстанцами руководил Дж. Вашингтон; 4. Принятие Конституции США в 1787 году: п ереход от конфедеративного устройства к федеративному. Особенности политического устройства по конституции: а) во главе государства – Президент – «впереди сидящий; б) двухпалатный конгресс – высший законодательный орган – палата представителей, сенат; в) разделение властей; г) узаконено рабство негров. В 1791 г. – Билль о правах: демократические свободы.
Значение
  1. Политические изменения: от абсолютной монархии к конституционной;
  2. Образование партий, складывание партийных систем: а) тори – абсолютизм; б) виги – буржуазия.
  3. Промышленный переворот с 60-ых гг. 18 века
1. Оказала большое влияние на весь мир (наполеоновские войны), установлению в Европе буржуазных порядков, становлению капитализма; 2. Способствовала модернизации, то есть переходу от традиционного общества к индустриальному; 3. Поспособствовала становлению буржуазного гражданского права; 4. Оказала влияние на историю России.
  1. Образование США: американцы освободились от английской зависимости. Было образовано государство, которое потом станет мировой державой;
  2. США были созданы на основе передовых принципов: республиканская форма правления, выборный Президент, разделение властей, провозглашение демократических свобод. Но не избавились от атавизма в форме рабства.

 

 

Вопросы и задания:

    1. Что такое прогресс и регресс? Что общего и что различного между этими понятиями?
    2. Чем эволюционное развитие общества отличается от революционного развития?
    3. Какие виды революций вам известны?
    4. Может ли общество развиваться без революций?
    5. Сравните причины трех социальных революциях. Что общего и особенного видите между ними?
    6. На основе проведенного сравнительного анализа дайте советы монархам по их предотвращению.
    7. Каковы общие последствия социальных революций?
    8. Какую роль сыграли в революциях О. Кромвель, Н. Бонапарт, Д. Вашингтон?
    9. Какими благами социальных революций пользуется современное общество?
    10. Каково ваше отношение к революциям: положительное или негативное? Свое мнение обоснуйте.
    11. Социальные революции поднимают проблему «цены», «средств» и «целей». Какую «цену» пришлось заплатить человечеству за осуществление этих революций?

 

 

Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: