Вопросы для сравнения | Английская революция | Французская | Американская |
Даты | 1640-1649 | 1789 - 1794 | 1775 - 1783 |
Причины | 1) политика королей Якова Первого и Карла Первого: а) раздавали монопольные права своим приближенным; б) пытались заключить союзы с Испанией, Францией, мешавшие развитию английской буржуазии; в) использование чрезвычайных судов; г) внешнеполитические неудачи; д) налоговая политика; 2) Политический конфликт короля и парламента; 3) Религиозные противоречия | 1. Бесправие третьего сословия (горожан и крестьян); 2. Ухудшение положения крестьян (неурожаи); 3. Острый финансовый кризис; 4. Политический конфликт между королем и Генеральными штатами. | 1. Английское правительство облагало американских фермеров и плантационные хозяйства пошлинами. 2. Колонистам запретили заниматься обработкой железа, судостроением, продавать свои товары за рубеж, чеканить собственные деньги; 3. Налоговая политика: США принимали активное участие в Семилетней войне, а Великобритания увеличила налоги. 4. Запретили осваивать колонии 5. Введение английской армии. Закон о гербовом сборе. |
Основные этапы |
| 1. Начало революции: взятие Бастилии – 14 июля 1789 г.; принятие декретов об уничтожении феодальных порядков, Декларация прав человека и гражданина, уничтожение сословий, национализация и продажа церковных земель; 2. Провозглашение республики – 1792 г., казнь короля (1793) 3. Якобинская диктатура – 1793 – 1794 гг. – возвращены крестьянам общинные земли, уничтожение феодальных повинностей, убийство Марата, создание комитета общественного спасения, крестьянское восстание в Ванде, введение твердых цен, террор среди революционеров; 4. Завершение революции (термидорианский переворот): казнь Робеспьера и якобинцев, новая конституция ликвидировала всеобщее избирательное право, 1799 г. – захват власти Наполеоном. | 1. Начало борьбы за независимость – 1773 г. – Бостонское чаепитие, столкновения между колониалистами и английскими войсками; 2. Декларация независимости и образование США – 1776 г. Автор Декларации – Т. Джефферсон 3. Война за независимость – закончилась Версальским мирным договором – 1783 г: Англия признала независимость США. США поддерживали Франция, Испания. Россия – «вооруженный нейтралитет». Повстанцами руководил Дж. Вашингтон; 4. Принятие Конституции США в 1787 году: п ереход от конфедеративного устройства к федеративному. Особенности политического устройства по конституции: а) во главе государства – Президент – «впереди сидящий; б) двухпалатный конгресс – высший законодательный орган – палата представителей, сенат; в) разделение властей; г) узаконено рабство негров. В 1791 г. – Билль о правах: демократические свободы. |
Значение |
| 1. Оказала большое влияние на весь мир (наполеоновские войны), установлению в Европе буржуазных порядков, становлению капитализма; 2. Способствовала модернизации, то есть переходу от традиционного общества к индустриальному; 3. Поспособствовала становлению буржуазного гражданского права; 4. Оказала влияние на историю России. |
|
|
|
|
|
Вопросы и задания:
- Что такое прогресс и регресс? Что общего и что различного между этими понятиями?
- Чем эволюционное развитие общества отличается от революционного развития?
- Какие виды революций вам известны?
- Может ли общество развиваться без революций?
- Сравните причины трех социальных революциях. Что общего и особенного видите между ними?
- На основе проведенного сравнительного анализа дайте советы монархам по их предотвращению.
- Каковы общие последствия социальных революций?
- Какую роль сыграли в революциях О. Кромвель, Н. Бонапарт, Д. Вашингтон?
- Какими благами социальных революций пользуется современное общество?
- Каково ваше отношение к революциям: положительное или негативное? Свое мнение обоснуйте.
- Социальные революции поднимают проблему «цены», «средств» и «целей». Какую «цену» пришлось заплатить человечеству за осуществление этих революций?
Раздел 7. Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи