Тема 5.2. Смутное время начала XVII века. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке

План:

1. Смутное время Московского государства (начало XVII в.)

2. Экономическое и политическое развитие России в XVII в.

3. Народные движения в России в XVII в.

4. Внешняя политика России в XVII в.

1

Хозяйственнный и социальный кризис начала XVII в. События начала XVII в. сами современники назвали Смутой. Смута стала следствием целого ряда причин. Не последнюю роль сыграли хозяйственный и социальный кризисы начала XVII столетия.

Первые годы XVII в. выдались неурожайными. Цены возросли более чем в 100 раз. В стране начался голод. Ели собак, лошадей, даже людей.

Хозяйственный кризис обострил социальный кризис. Его составляющими, в частности, стали:

- недовольство крестьян форсированным закрепощением;

- обнищание дворянского сословия; по наблюдению историка Р.Г. Скрынникова в это время в России появляется новый социальный персонаж – сын боярский с пищалью; то есть у дворян уже не было средств на приобретение боевого коня, они вынуждены были стать в строй, наравне с боевыми холопами; в своем бедственном положении дворяне винили власти.

В 1603-1604 гг. в Подмосковье прошло восстание под предводительством Хлопка Косолапа. Восстание было подавлено. Хлопка казнили.

Хозяйственный и социальный кризисы привели к острому политическому кризису: всеобщему недовольству Борисом Годуновым. Царь пытался смягчить последствия хозяйственного кризиса. Он организовал общественные работы, открыл государственные закрома, раздавая хлеб голодным, в некоторых уездах были отменены “заповедные лета”.

Ничего не помогло. Люди умирали от голода и связанных с ним болезней. Отмена “заповедных лет” особенно больно ударила по дворянам.

Во всех бедах народ винил Бориса Годунова. Ему поставили в вину убийство малолетнего Дмитрия в Угличе в 1591 г. По точному замечанию Р.Г. Скрынникова, трагедия царя Бориса – это трагедия правителя, от которого отвернулся собственный народ.

Лжедмитрий I. В этих условиях начали распространяться слухи о том, что царевич Дмитрий не был убит, а чудом спасся. Слухи подготовили появление самозванца. Он объявился в 1604 г. в Польше и выдал себя за царевича Дмитрия.

По версии правительства Годунова, под именем царевича Дмитрия скрывался бывший монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев. В литературе его называют Лжедмитрий I.

В обмен на поддержку Лжедмитрий I надавал обещаний. Польскому королю он обещал помочь в войне со Швецией. Послу Папы Римского – распространять католичество в России. Своей невесте Марине Мнишек – богатые свадебные дары.

В конце лета 1604 г. самозванец выступил из Львова. Как только он вступил в пределы России, к нему начали переходить все, недовольные Годуновым.

Летом 1605 г. в Москве неожиданно умирает Борис Годунов, а вскоре самозванец вступает в Москву.

Лжедмитрий I не имел настоящей опоры в лице тех, кто привел его к власти. Поэтому вынужден был обратиться к традиционным методам управления, то есть опираться на Боярскую думу.

Самозванец отменил крестьянские переходы. Повелел вернуть крестьян, бежавших за год до голода и через год после него. Боярская дума не позволила ввязаться в войну со Швецией. Не могло быть и речи о распространении католичества.

Лишь одно обещание сдержал Лжедмитрий I: женился на Марине Мнишек. Но медовый месяц продолжался чуть более недели. Против самозванца созрел заговор, возглавляемый Шуйскими, Голицыными. В мае 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание. Самозванец был убит.

Царем стал боярин Василий Иванович Шуйский.

Восстание под предводительством Ивана Болотникова. В начале лета 1606 г. началось восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова. Болотников был некогда боевым холопом князя Телятевского. В 1606 г. он выдал себя за воеводу царя Дмитрия.

В войске Болотникова были представители разных слоев населения: казаки, крестьяне, служилые люди во главе с Истомой Пашковым, рязанские дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым.

Среди восставших был свой самозванец. Некий Илейка Муромец (Илья Коровин) выдавал себя за царевича Петра, сына Федора Ивановича.

Болотников дошел до подмосковного села Коломенское, но был оттеснен правительственными войсками в конце 1606 г. к Калуге, потом к Туле.

Тула была осаждена. Под угрозой затопления (выше по реке была сооружена запруда) в октябре 1607 г. осажденные сдались. Болотников был отправлен в Каргополь, ослеплен и утоплен в проруби.

 

Лжедмитрий II. Инициаторы самозванческой интриги фавориты Лжедмитрия I Молчанов, Сутупов и др. были заинтересованы в продолжении Смуты. Они подыскали нового самозванца и выдали его за вторично чудом спасшегося Дмитрия. Этим человеком был, видимо, учитель из Шклова Богдан. В литературе его называют Лжедмитрий II (или царик: в отличие, от Лжедмитрия I, он так и не стал царем).

К новому самозванцу примкнули польские шляхтичи, отряд казаков во главе с Иваном Заруцким, остатки болотниковцев. Весной 1608 г. ему присягнул ряд городов Северской Украины.

В начале лета 1608 г. Лжедмитрий II подошел к Москве. Город взять с ходу не удалось. Самозванец расположился лагерем в Тушино (отсюда прозвище “тушинский вор”).

В Тушине была своя Боярская дума, свои приказы, даже свой патриарх – Филарет Романов.

 

Вторжение иноземцев. За помощью против Лжедмитрия II Шуйский обратился к шведам. В 1609 г. шведы вторглись в Новгородскую землю.

Поляки находились в состоянии войны со Швецией. Поэтому они начали войну против России и осадили Смоленск.

Оставив осажденный Смоленск в тылу, поляки двинулись на Москву. На подступах к Москве они 16 месяцев осаждали Троице-Сергиев монастырь.

 

Таким образом, к лету 1610 г. сложилась очень тяжелое положение. Вокруг Москвы находились поляки. В Новгородской земле хозяйничали шведы. В Калуге (куда его оттеснили от Тушино) сидел самозванец. (К нему прибыла выпущенная из московского плена Марина Мнишек. Видимо, небескорыстно, она признала в нем своего мужа. У них родился сын Иван, прозванный “воренком”. Злые языки утверждали, что отцом Ивана был казачий атаман Заруцкий.)

В Москве при загадочных обстоятельствах умирает племянник царя полководец Михаил Скопин-Шуйский. В его смерти обвинили Василия Шуйского, вызывавшего всеобщее недовольство.

В июле 1610 г. Шуйский был низложен и пострижен в монахи (потом отправлен в Польшу, где и умер в 1612 г.). В августе 1610 г. заключен договор о призвании на русский престол польский королевич Владислав.

Владислав не приехал в Россию. Формально власть находилась в руках Боярской думы, фактически в Москве хозяйничали поляки.

Лжедмитрий II был никому не нужен. В декабре 1611 г. он был убит начальником собственной охраны Петром Урусовым.

 

Народные ополчения. В условиях фактического развала власти инициатива возрождения государственности могла исходить только снизу.

В начале 1611 г. в Рязани было сформировано первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. В него вошли также жители Нижнего Новгорода, Мурома, Суздаля, Владимира, Вологды, Ярославля и других городов.

В марте 1611 г. передовые отряды ополчения подошли к Москве. В Москве вспыхнуло восстание. Но действия восставших и ополченцев не были согласованы. Восстание подавлено, ополченцы отброшены.

Вскоре после возвращения руководитель ополчения Ляпунов был убит. Ополчение распалось.

 

Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде было сформировано второе ополчение. Его возглавили князь Пожарский и посадский староста Минин.

Летом 1612 г. войска ополчения подошли к Москве и осадили город. Попытка поляков снять блокаду оказалась неудачной. В октябре 1612 г. Москва капитулировала.

 

Начало династии Романовых. Конец Смуты. В январе 1613 г. начал работу Земский собор. Его главная задача – избрание царя. Недостатка в претендентах не было. Среди них: польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл Филипп, герой второго ополчения Пожарский, Иван-“воренок”, сын тушинского патриарха Филарета Михаил Романов.

Выборные от казаков, дворян, городов настояли на кандидатуре Михаила Романова. В феврале 1613 г. царем был избран 16-летний Михаил Федорович Романов, внучатый племянник первой жены Ивана IV Анастасии. Началось почти 300-летнее правление династии Романовых.

 

Смутное время заканчивалось. Казаки выдали Заруцкого, Ивана “Воренка”, Марину Мнишек. Заруцкий и “воренок” повешены, Марина умерла в тюрьме.

В 1617 г. заключен Столбовский мир со шведами. Шведы возвращали Новгород, но удерживали земли в устье Нарвы с выходом к Балтике.

В 1618 г. заключено Деулинское перемирие с поляками. Смоленские и Черниговские земли остались за поляками.

 

Смута ослабила самодержавную власть и привела к хозяйственному разорению.

2

Восстановление хозяйства. Смута привела к опустошению страны. В 1640-е гг. в центральных уездах возделывалось менее половины, в 1670-е – около 60% от прежних земель.

Процесс восстановления хозяйства в центре России шел медленно. Причины:

- низкое плодородие земель в Нечерноземье, где находилась основная масса хозяйств;

- низкая сопротивляемость крестьянских хозяйств неблагоприятным погодным условиям (ранние заморозки, обильные дожди, засуха);

- низкий уровень развития сельскохозяйственной техники: соха, борона, серп, реже – плуг и коса;

- эксплуатация крестьян.

Прирост обрабатываемых земель и урожая происходил за счет освоения новых более плодородных земель на южной “ украйне ”. Урожай здесь был в 2 раза выше, чем в центре.

Большое значение для восстановления хозяйства имело развитие промыслов. Развивались домашние крестьянские промыслы: изготовление холста, канатов, сукна, обуви, одежды, посуды и т.д.

 

Новые черты в экономике: развитие товарного производства, возникновение мануфактур, рост городов и торговли. Начало формирования всероссийского рынка.

В XVII в. в экономике России появляются новые черты.

В городах и промысловых селах расширяется товарное производство, то есть производство, ориентированное на рынок.

Так, в Москве, Тихвине, Великом Устюге, селах Нижегородского Поволжья, в районе Тулы – обработка металла, изготовление серпов, кос, ножей, топоров, подков, замков, дверных петель.

В Поморье обрабатывали древесину и строили речные и морские суда.

В Пскове, Новгороде, Ярославле, Вологде изготавливали канаты, изделия из льна.

Почти повсеместно обрабатывали кожу и шерсть, валяли валенки, варили мыло, изготавливали свечи, деревянную посуду.

 

В XVII в. появляется новая форма организации производства – мануфактура. Ее главное отличие от ремесленного производства заключалось в разделении труда. Это повышало производительность труда и качество изделий.

Первая мануфактура появилась в 1631 г. – медеплавильный завод на Урале. Затем появились железоделательные мануфактуры близ Тулы и в Олонецком крае, полотняная мануфактура близ Ярославля и др. По подсчетам Е.И. Заозерской, к концу XVII в. действовала 21 мануфактура.

Одна из важных особенностей русских мануфактур заключалась в том, что они были основаны на подневольном труде.

 

В XVII в. в России насчитывалось более 200 городов. Самый крупный – Москва – 200 тыс. жителей. Ярославль, Новгород, Кострома, Псков, Вологда – несколько десятков тысяч жителей. На окраинах находились крепости, населенные главным образом служилыми людьми.

Основным населением городов были торговцы и ремесленники. Значительная часть городской территории долгое время была занята белыми слободами светских и духовных феодалов. Белые слободы были освобождены от налогов.

В 1649 г. белые слободы были ликвидированы. Городское население получило монопольное право торговли в городах. В 1658 г. оно было прикреплено к посадам. Самовольный уход с посада грозил смертью.

 

В XVII в. значительные масштабы приобрела торговля. Важное место в торговле принадлежало Москве, где было более 100 специализированных торговых рядов.

Центрами хлебной торговли на севере были Вологда, Великий Устюг. Центром соляной торговли был Соликамск. Тула и Тихвин были центрами торговли железными изделиями.

Сложились купеческие сословия. Верхний слой – гости – богатая и привилегированная часть купечества. Другим купеческим сословием были торговые люди гостиной и суконной сотен.

Морская торговля осуществлялась через Архангельск с Европой и через Астрахань с Азией.

Сухопутная торговля – через Новгород, Псков, Смоленск.

Ввозили: металлы, оружие, сукно для обмундирования, шелковые и бумажные ткани, ковры, бумагу, вина, драгоценности и т.д.

Вывозили: лес, мясо, икру, лен, смолу, пеньку, пушнину, кожи, сало, щетину и т.д.

В 1653 г. был принять Торговый устав. Вместо множества торговых пошлин устанавливалась единая – 5% с цены продаваемого товара. Пошлина с иностранных купцов – 6%.

В 1667 г. Новоторговый устав. Носил покровительственный характер. Иностранные купцы платили в портовых городах 5%, если везли товар вглубь страны, то в 2 раза больше.

 

С развитием торговли связано образование так называемого всероссийского рынка. Межобластные связи цементировались ярмарками всероссийского значения. Самыми известными ярмарками были: Макарьевская, Свенская, Ирбитская, Архангельская.

Основную долю товаров на рынок поставляли не мануфактуры, а мелкие производители.

 

Ростки капиталистических отношений в XVII в. были слабыми и неустойчивыми. Поэтому вряд ли можно говорить о генезисе капитализма в этот период.

 

Государственный строй: самодержавная власть, Боярская дума, земские соборы, приказы. XVII в. – время расцвета государственного строя Московской Руси.

 

Главой государства был царь. В это время в титуле царя появляется слово “ самодержец ”. Оно должно было символизировать независимость царской власти от Боярской думы и земских соборов. В Соборном Уложении 1649 г. появилась глава об охране “государевой чести” и наказании за посягательство на нее. Изменения в титуле, упомянутая глава Соборного Уложения отразили, таким образом, процесс усиления верховной власти.

 

Высшим законосовещательным органом при царе оставалась Боярская дума. В нее входили 4 чина: бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки. К концу XVII в. состав Боярской думы достиг более 180 человек. Поэтому царь совещался не со всей Думой, а лишь с избранной ее частью. Поэтому влияние Думы в целом на государственные дела постепенно падало.

 

XVII в. – время расцвета и одновременно упадка земских соборов как органов сословно-представительной монархии. В первые годы царствования Михаила Федоровича, с 1613 по 1622, земские соборы созывались почти постоянно. Слабая верховная власть нуждалась в поддержке “земли”, то есть представителей различных сословий. Тем более что для подъема хозяйства, разрушенного в годы Смуты, приходилось принимать непопулярные меры, вводить новые поборы с населения: пятинные, запросные, полоняничные деньги. По мере укрепления верховной власти деячтельность земских соборов затухает. Принято считать последним земским собором собор 1683-1684 гг. о “вечном мире” с Польшей.

 

Органами исполнительной власти оставались приказы. В XVII в. одновременно действовало около 40 приказов. Все приказы делились на три большие группы: государственные, дворцовые и патриаршии. Основными были государственные приказы. Они в свою очередь подразделялись на внутри- и внешнеполитические. Наиболле значимыми были Разрядный, Поместный, Земский, Посольский, Казенный, Ямской приказы. Во главе приказов стояли судьи. В приказах работали дьяки и подьячие.

 

В XVII в. была проведена реформа местного управления. Во главе уездов были поставлены воеводы. Они, в отличие от своих предшественников, губных старост, не избирались, а назначались. Помощниками воевод были головы: житничий, пушкарский, осадный, объезжий, стрелецкий и др.

 

Соборное уложение 1649 г. В январе 1649 г. на Земском соборе было принято Соборное Уложение – свод законов Русского государства. Более 20 глав, свыше 900 статей.

Оно закрепило политический строй и социально-экономические отношения, сложившиеся к середине XVII в., отразило процесс укрепления самодержавной власти.

Органами власти и суда по Соборному Уложению были: царь, Боярская дума, приказы, воеводы.

Как уже было сказано, в Соборном Уложении появилась глава об охране “государевой чести”.

В Соборном Уложении определен правовой статус различных категорий населения: горожан, крестьян, холопов. Принято считать, что Соборное Уложение окончательно закрепостило крестьян – отменялись “урочные лета” и вводился бессрочный сыск беглых.

Дворянство давно требовало закрепления поместий в вотчины. В Соборном Уложении появились нормы, сближавшие статус вотчин и поместий. Так, поместье можно было обменять на вотчину. Часть поместья после смерти главы семьи оставалось вдове и незамужним дочерям “на прожиток”.

Кроме того, определялись виды преступлений и наказаний за них, порядок судопроизводства и т.п.

 

Зарождение абсолютизма. Во второй половине XVII в. в России начал складываться абсолютизм, то есть такая форма правления, при которой вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти принадлежит царю.

Признаки абсолютизма: сильная верховная власть, разветвленный бюрократический аппарат, регулярная армия, подчинение церкви государству, твердый государственный бюджет.

Складывание абсолютизма во второй половине XVII в., в частности, проявилось в:

- укреплении верховной власти (титул “самодержец”, глава Соборного Уложения о защите “государевой чести”);

- прекращении деятельности земских соборов;

- ослаблении влияния на государственные дела и перемещении реального центра управления государством в приказы;

- появлении зачатков регулярной армии;

- переходе к новой системе налогообложения: подворной;

- “дело” патриарха Никона показало, что завершается процесс подчинения церкви государству.

 

Принято считать, что оформление абсолютизма происходит в первой четверти XVIII в., при Петре I.

 

3

Причины народных движений. В народные движения в XVII в. были вовлечены различные слои населения: крестьяне, горожане, казачество, стрельцы. Поэтому причины народных выступлений были самые разнообразные.

Казаки и стрельцы протестовали против ущемления их сословных привилегий.

Городское население в первой половине XVII в. было недовольно существованием в городах белых слобод, население которых не платило налогов, произволом воевод и стрелецких начальников.

Крестьяне выступали против закрепощения.

Общей причиной недовольства крестьян, горожан, части служилых людей была политика правительства:

- соляной налог; в 1646 г. повышены цены на соль и отменены ямская и стрелецкая подати; покупка соли сократилась, сократились поступления в казну; в конце 1647 г. соляной налог отменен, правительство решило собрать стрелецкий и ямской налоги за два года, что вызвало недовольство населения;

- чеканка медной монеты (см. ниже: “медный бунт”).

Московское восстание 1648 г. 1 июня 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание. К городским низам, выступившим зачинщиками, примкнули стрельцы. Восставшие требовали выдать им начальника Земского приказа Плещеева, творившего произвол, и его покровителей: боярина Морозова и окольничего Траханиотова. Их считали виновными в введении соляного налога.

Власти, испугавшись, выдали Плещеева и Траханиотова, которые были казнены. Морозова спрятали в Кирилло-Белозерском монастыре.

Дворяне воспользовались ситуацией и подали царю челобитную с просьбой об отмене урочных лет и составлении нового Уложения.

Восстание в Москве было подавлено. Но уже в середине июля 1648 г. был созван Земский собор, на котором принято решение о составлении нового Уложения.

Городские восстания 1648 - 1650 гг. Московское восстание имело большой резонанс. Восстания вскоре прокатились по ряду городов с севера до юга.

В южных городах (Козлов, Курск) посады были немногочисленны. Поэтому главной движущей силой восстаний были мелкие служилые люди. Они выступали против всевластия стрелецких начальников.

В северных городах (Чердынь, Соликамск) были крупные посады. Главной движущей силой восстаний было посадское население. Оно выступало против произвола купцов и воевод.

Самые крупные восстания прошли в 1650 г. в Пскове и Новгороде.

Восстание в Пскове началось в марте 1650 г. Причиной послужила передача шведам части хлебных запасов города в счет погашения долга русского правительства.

Восставшие отобрали у воеводы оружие, боеприпасы. Хлеб роздали населению. Из своей среды они выбрали вожаков: подьячего Томилу Васильева и стрельцов Порфирия Козу и Иова Копыто.

Примерно в это же время и по этой же причине вспыхнуло восстание и в Новгороде. Во главе новгородского правительства были поставлены митрополичий приказный Иван Жеглов и посадский человек Елисей Лисица.

Восстания в Пскове и Новгороде были поддержаны крестьянами окрестных деревень.

К лету оба восстания были подавлены.

Церковный раскол. Одним из самых заметных событий середины XVII в. стала церковная реформа, приведшая к расколу в Русской православной церкви.

Две главные причины реформы.

Первая причина: глубинная. Царь Алексей Михайлович считал, что Россия должна превратиться в центр славянского и православного мира. А это предполагало, в частности, возвышение Русской православной церкви над другими православными церквами. Поэтому необходимо было привести русские богослужебные книги, иконы, обряды в соответствие с греческими канонами. За долгое время самостоятельного существования русской церкви накопилось много расхождений между русскими и греческими книгами, иконами, обрядами. Алексей Михайлович не хотел, что называется, “лезть в чужой монастырь со своим уставом”, то есть навязывать другим православным церквам “испорченные” книги, иконы, обряды.

Вторая причина: необходимость ликвидировать “нестроение”, то есть беспорядки внутри Русской православной церкви – многоголосие, игнорирование священниками своих пастырских обязанностей и, как следствие, неуважение к церкви со стороны прихожан.

В 1652 г. патриархом стал Никон. В 1653 г. он начал реформы. Уничитожались старые книги и иконы и заменялись новыми. Исправлялись церковные обряды. Так, вместо двоеперстия вводилось троеперстие. Вместо земных поклонов – поясные.

Реформы вызвали сопротивление как среди духовенства, так и среди прихожан. В 1656 г. противники реформ были отлучены от церкви. Возникло движение старообрядчества.

Патриарх Никон был крайне амбициозным человеком. Он считал, что духовная власть выше светской, власть патриарха выше власти царя.

Алексей Михайлович, отличавшийся самодержавными замашками, не собирался уступать власть и одернул патриарха. Никон обиделся и заявил об отречении от сана и уходе в монастырь. Надеялся, что его позовут обратно.

Но Алексей Михайлович собрал в 1666-1667 гг. Собор вселенских патриархов. Собор осудил поступок Никона, снял с него патриарший сан, а самого – в ссылку.

Старообрядцы надеялись, что Собор осудит не только Никона, но и проведенные им реформы. Однако Собор утвердил изменения, проведенные в Русской православной церкви. Это решение Собора привело к расколу в Русской православной церкви.

Церковные реформы не приняли, в частности, соловецкие монахи. Они отказались принять исправленные богослужебные книги. Протест монахов вылился в восстание, продолжавшееся с 1668 по 1676 г. Только благодаря предателю, указавшему тайный ход в монастырь, стрельцы смогли подавить восстание.

Одной из самых ярких фигур раскола был протопоп Аввакум. Его фанатизм, приверженность старой вере почти не знали пределов. Он обрушился с гневной критикой и на патриарха Никона, и на Алексея Михайловича. Терпение властей лопнуло, в 1682 г. Аввакум был сожжен.

Предполагалось, что церковные реформы завершатся учреждением в России папства. Правда, этого так и не произошло.

“Медный бунт”. Финансовые трудности, с которыми правительство столкнулось в середине XVII в., вынудили его пойти на такую меру как чеканка медных денег. Однако они не пользовались доверием в народе. В 1662 г. это породило социальный кризис. В начале 1662 г. за 1 рубль серебром давали 4 медных рубля, в середине года – уже 15.

От обесценения медных денег больше всего страдали солдаты, стрельцы, получавшие жалованье, ремесленники и мелкие торговцы.

В июле 1662 г. в Москве вспыхнуло восстание, известное как “медный бунт”. Толпа стрельцов, солдат, горожан двинулась в Коломенское, к царю. В Москве громили дворы бояр. Восставшие требовали выдачи им членов Боярской думы Милославских, Ртищева, московского гостя Шорина.

С помощью верных правительству стрельцов восстание было подавлено. Но в 1663 г. правительство прекратило чеканку медных денег.

Восстание под предводительством Степана Разина. Кульминацией народных высттуплений XVII в. стал “ бунт Стеньки Разина ”. В этом восстании принято выделять два этапа.

Первый этап. 1667-1669 гг. – так называемые “походы за зипунами”.

Второй этап. 1670-1671. Собственно восстание.

На первом этапе казаки грабили царские и купеческие суда на Каспии, истребляли “начальных людей”. Летом 1669 г. они разбили иранский флот и вернулись с богатой добычей.

Зиму 1669-1670 гг. провели в Кагальницком городке на Дону. Весной 1670 г. выступили в поход. Среди атаманов Разина наибольшую известность имели Василий Ус и Федор Шелудяк. У разинцев, как водится, были свои самозванцы. В их рядах якобы находились царевич Алексей Алексеевич и опальный патриарх Никон.

В апреле 1670 г. восставшие захватили Царицын. В июле – Астрахань. Астраханский воевода Прозоровский и дворяне были убиты. Через Царицын двинулись к Саратову и Самаре. Эти города сдались без боя.

Разин рассылал свои “ прелестные письма ”, в которых призывал истреблять бояр, воевод, приказных людей, “мирских кровопивцев”.

В сентябре 1670 г. восставшие осадили Симбирск. На помощь Симбирску было направлено около 60 тыс. служилых людей во главе с Барятинским. Разинцы потерпели под Симбирском поражение и отступили на юг, на Дон.

В апреле 1671 г. Разин был схвачен, а в июне того же года казнен. Восстание было подавлено.

Долгое время в исторической литературе существовала точка зрения, что восстание Разина – это крестьянская война. Сейчас от нее отказываются. Так, по мнению историка А.Н. Сахарова, – это было выступление казаков, боровшихся за свои привилегии.

Как видим, XVII в. недаром называют “бунташным”. Он начинался Смутой, закончился восстанием стрельцов, вобрал в себя городские восстания, выступление казаков во главе с Разиным, протесты старообрядцев и т.д.

4

Основные направления внешней политики. Три основных направления.

Первое. Западное. Главный противник – Речь Посполитая. Цели: на первом этапе – возвращение западных земель, прежде всего Смоленска; на втором этапе – воссоединение с Россией украинских и белорусских земель.

Второе. Северо-западное. Главный противник – Швеция. Цель: выход к Балтийскому морю.

Третье. Южное. Главный противник – Крымское ханство. Цель: обезопасить южные окраины от набегов крымцев.

Смоленская война. В 1632 г. закончился срок Деулинского перемирия с поляками. В это же время умер польский король Сигизмунд III. В Речи Посполитой началась борьба политических группировок за власть. Создалась благоприятная возможность для борьбы за возвращение западных русских земель.

В конце лета 1632 г. 30-тысячное русское войско под командованием Шеина выступило к Смоленску.

Поляки договорились с крымским ханом. Крымцы напали на южные русские уезды. Многие дворяне оставили войско и кинулись спасать свои поместья.

В это время польский король Владислав ударил по русской армии. Шеин капитулировал (позднее он был обвинен в измене и казнен).

В мае 1634 г. был подписан Поляновский мир. Смоленск остался за Речью Посполитой. Правда, Владислав окончательно отказался от претензий на русский престол.

Отношения с Крымом. Не прекращались набеги крымцев на южные русские уезды. В течение первой половины XVII в. было захвачено и уведено в плен до 200 тыс. русских людей.

В годы Смуты Россия не могла дать достойный военный отпор Крыму, поэтому вынуждена была откупаться ежегодными богатыми подарками.

После окончания Смуты, в условиях разрушенного хозяйства, акцент был сделан не на наступательной, а на оборонительной политике. С 1635 г. началось строительство Белгородской черты, вскоре появились новые города-укрепления: Козлов, Тамбов, Ефремов, Верхний Ломов, Нижний Ломов.

Активную борьбу против Крыма и Турции вели донские казаки. В 1624 г. казачья флотилия сожгла предместье Стамбула, в 1625 г. казаки на время захватили Синоп и Трапезунд.

В 1637 г. донские казаки захватили Азов, который был главной базой турецко-крымской агрессии. Началось так называемое “ азовское сидение ” казаков. Русское правительство не располагало силами, чтобы помочь казакам. В 1642 г. Азов был сдан.

Освободительное движение на Украине. Воссоединение Украины с Россией. Украинские земли находились в составе Речи Посполитой. Население страдало от тройного гнета: феодального, национального, религиозного. В первой половине XVII в. борьбу против поляков вели в основном казаки. Это были локальные выступления.

Весной 1648 г. борьбу украинского народа возглавил Богдан Хмельницкий. Еще в 1648 г. он был арестован за участие в антипольских выступлениях. Его хутор был разграблен, один из сыновей – убит. В конце 1647 г. Хмельницкий сбежал из-под ареста, организовал в низовьях Днепра небольшой отряд, в начале 1648 г. явился в Запорожскую Сечь и был избран гетманом.

В 1648 г. отряды Хмельницкого нанесли полякам несколько поражений: у Желтых вод, Корсуни, Пилявец, Зборова.

Хмельницкий понимал, что без помощи России ему не справиться. Поэтому в 1648 г. он обратился за помощью к Москве. Но Россия в тот момент не могла открыто выступить на стороне Хмельницкого, в частности, из-за внутренних трудностей (городские восстания, финансовые трудности). Москва ограничилась посылкой оружия, продовольствия, денег.

В дальнейшем борьба шла с переменным успехом. В 1651 г. поляки нанесли поражение Хмельницкому под Берестечком, Хмельницкий разбил поляков в 1652 и 1653 гг. под Батогом и Жванцем.

В октябре 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украину было направлено посольство во главе с боярином Бутурлиным.

8 января 1654 г. состоялась Переяславльская Рада, на которой было принято решение о воссоединении с Россией. Русское посольство отправилось по городам и селам принимать присягу от населения.

Русско-польская война 1654 - 1667 гг. Речь Посполитая не признала решений Переяславльской Рады. В 1654 г. началась русско-польская война.

100-тысячная русская армия, поддержанная отрядами Хмельницкого, двинулась к западным границам. Были отвоеваны Смоленск, Витебск, Могилев, Полоцк, Минск, Гродно, Вильнюс и другие города.

Поражением поляков воспользовались шведы и напали на Речь Посполитую, заняли Варшаву. Россия не хотела усиления Швеции за счет Польши: это осложнило бы для России решение задачи выхода к Балтике.

Россия пошла на переговоры с Речью Посполитой и в октябре 1656 г. заключила с ней перемирие. Но оно было непрочным. Летом 1657 г умер Богдан Хмельницкий. Гетманом стал его малолетний сын Юрий. Опекун Юрия И. Выговский заявил о разрыве с Москвой и заключении союза с Речью Посполитой.

Военные действия возобновились. На стороне Речи Посполитой выступил и крымский хан. Россия терпела поражения на Украине.

Осенью 1663 г. крупные силы поляков вторглись на Левобережную Украину. В ответ началось широкое народное движение. Был избран новый гетман – И. Брюховецкий. Его отряды вместе с русской армией перешли в наступление.

После длительных переговоров в 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие. За Россией оставался Смоленск, Чернигов. Речь Посполитая признала вхождение Левобережной Украины в состав России. Правобережная Украина и Белоруссия оставались за Речью Посполитой.

В 1686 г. заключен “вечный мир” с Польшей. Были подтверждены условия Андрусовского перемирия.

Борьба со Швецией и Турцией. Война со Швецией шла одновременно с русско-польской войной. Россия не желала усиления Швеции. Поэтому в мае 1656 г., вскоре после нападения шведов на Речь Посполитую, Россия объявила войну Швеции. Русские войска взяли несколько городов в Прибалтике: Дерпт, Мариенбург, Динабург.

Так как Речь Посполитая вскоре возобновила военные действия на Украине, Россия пошла на переговоры со Швецией. В декабре 1658 г. в Валиесаре было заключено перемирие. Но оно не было прочным: шведы требовали возвращения всех захваченных Россией территорий в Прибалтике.

В 1660 г. Швеция заключила мир с Речью Посполитой. Опасаясь польско-шведской коалиции, Россия в июне 1661 г. заключила со Швецией Кардисский мир. Пришлось вернуть все завоевания в Прибалтике.

Для России опасность представляли Турция и ее вассал Крымское ханство. Поэтому Россия выступила инициатором создания антитурецкого союза христианских стран. Русские дипломаты были направлены в ряд европейских стран, в том числе в Австрию, Англию, Францию, Испанию, Швецию, Голландию. Откликнулась только Речь Посполитая. Весной 1672 г. был заключен русско-польский союз. Осенью 1672 г. турки взяли Каменец-Подольский. Россия объявила Турции войну, имея союзником только Польшу.

Самым драматичным событием этой войны стала осада турками в 1667 и 1668 гг. Чигирина. В первый раз крепость удалось отстоять. После второй осады Чигирин сдали, правда, уходя, превратили крепость в руины.

В начале 1681 г. в Бахчисарае было заключено перемирие. Граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру. Турция и Крым обязывались по договору не помогать врагам России.

Освоение Сибири и Дальнего Востока. Еще в конце XVI в. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем разгромили Сибирское ханство и проложили путь в Сибирь. Тогда же возникли крепости Тюмень и Тобольск.

В Сибирь хлынул поток служилых, торговых и ремесленных людей, казаков, крестьян, бежавших от феодального гнета. Появились новые города-остроги: Енисейск, Якутск. Братск, Красноярск, Иркутск.

В XVII в. началась разработка сибирских руд: железа, золота, добыча соли.

Освоение Сибири способствовало дальнейшему продвижению на восток.

В 1645 г. Василий Поярков вышел по Амуру в Охотское море.

В 1648 г. Семен Дежнев открыл пролив, отделявший Азию от Северной Америки.

В 1648 - 1653 гг. Ерофей Хабаров прошел от Якутска до Амура и составил карту этих земель.

Таким образом, наибольших успехов во внешней политике Россия достигла на западном направлении: были возвращены западные русские земли, Левобережная Украина воссоединилась с Россией.

В результате продвижения на восток русские путешественники достигли берегов Тихого океана.

Вопросы и задания:

1. В чем выразился хозяйственный, социальный и политический кризис? Каковы причины смуты?

2. Что такое самозванчество как историческое явление? Каковы причины его появления в России? Что известно исторической науке об Лжедмитрии Первом и Лжедмитрии Втором? Почему их судьба оказалась печальной?

3. О каком самозванце В.О. Ключевский сказал, что он был заквашен в Польше, а испечен в Москве? Свой ответ аргументируйте, подкрепите историческими фактами.

4.  Какого самозванца и почему прозвали тушинским вором?

5. Каковы причины созыва народного ополчения? В чем его суть?

6. Сравните первое и второе народные ополчения. Какие выводы можно сформулировать?

7. Чем закончилось смутное время? Почему семнадцатый век называют бунташным веком?

8. Сравните восстания Болотникова и Разина. Что общего, а что различного между ними?

9. Что такое церковный раскол? Каковы его причины и последствия?

10. В чем выразилось восстановление хозяйства после Смуты? Какие черты капиталистической экономики уже появились к этому времени? Можно ли говорить о зарождении капитализма в России применительно к этому времени?

11. Что такое абсолютизм? Каковы его характерные черты? Какие факты говорят о том, что он начал зарождаться во второй половине семнадцатого века?

Какие направления внешней политики можно выделить? На сколько они были успешными? Почему Украина пошла на воссоединение с Россией?
Тема 5.3. Русская культура в ХIII–ХVII вв.


План:

1. Русская культура в XIV – XVI вв.

2. Русская культура XVII в.

1

Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры. Монголо-татарское нашествие и иго нанесло двоякий удар по русской культуре. Во-первых, была подорвана материальная база развития русской культуры. Разгрому подверглись наиболее развитые политические, экономические и культурные центры Руси. Множество ремесленников было уведено в неволю.

Во-вторых, удар был нанесен собственно по культуре. Погибли многие памятники архитектуры, письменности. В ряде центров прекращается летописание. На полвека прекращается каменное строительство. Исчезли навсегда или возродились только через 150-200 лет белокаменная резьба, фресковая живопись, скань, чернь, эмаль и т.д.

В результате было задержано поступательное развитие русской культуры и положено начало ее отставанию от культуры передовых европейских стран.

Главной задачей было на первых порах сохранить те культурные памятники, которые не погибли в годы монголо-татарского нашествия. В 1247 г. во Владимире состоялся церковный собор. На нем было принято решение о сборе уцелевших от гибели рукописных книг. Ведущая роль в деле сохранения культурного наследия принадлежала Новгороду и Пскову. Здесь сохранились и продолжились традиции древнерусской письменности, архитектуры, живописи.

Летописание. Летописание продолжает сохранять ведущую роль. После временного упадка оно возобновилось во всех крупнейших политических центрах.

Со второй половины XIV в. наибольшее значение приобретает Московское летописание. В Московских летописных сводах конца XIV – начала XV в. проводилась идея о ведущей роли Москвы в государственно-политическом объединении русских земель и доказывалось право московских князей на главенство на Руси.

В 1442 г. выходец из Сербии Пахомий Логофет составил “ Хронограф ” – краткую всемирную историю с включением сведений из русской истории.

Наиболее значительные летописные памятники XVI в.: “Воскресенская летопись”, “Летописец начала царства…”, “Никоновская летопись”.

Устное народное творчество. Ведущие темы устного народного творчества: борьба с монголо-татарами; борьба за государственно-политическое единство страны. Перерабатывались старые былины: врагами в них выступали не печенеги и половцы, а монголо-татары.

Хорошо известен цикл новгородских былин. В них воспевались богатство и могущество “вольного города”, мужество его защитников. Это былины о Садко, о Василие Буслаевиче.

В XIV – XV вв. появляются народные поэтические и исторические песни. В них воспевались героические подвиги русских людей, защищавших родную землю:

Повесть о битве на Калке; О Рязанской княжне Евпраксии; О разорении Рязани Батыем; Песня о Щелкане (восстание в Твери в 1327 г.); О русских богатырях Евпатии Коловрате, Меркурии Смоленскои и др.

Литература. “Задонщина”. В традициях народных плачей было написано “ Слово о погибели Русской земли ”. Автор прославлял величие русской земли, могущество князей накануне монголо-татарского нашествия.

Историческая победа на Куликовом поле вызвала подъем народного самосознания, что отразилось и в литературе. На рубеже XIV – XV вв. появляется “ Сказание о Мамаевом побоище ” и “ Задонщина ”.

Автор “Задонщины” Софоний Рязанец широко использовал художественные образы и приемы “Слова о полку Игореве”. Но “Задонщина”, в отличие от “Слова”, не пронизана болью и тревогой за судьбу Руси. Она полна радости и гордости за победу, уверенности в скором освобождении от ордынского ига. Прославляются Москва как новый государственный центр и князь Дмитрий Иванович, объединивший силы для борьбы с врагом.

Из других произведений литературы можно выделить:

Повесть о Петре и Февронии Муромских ” – о любви муромского князя и простой крестьянской девушки. В жанре путешествий написано “ Хожение за три моря ” тверского купца Афанасия Никитина.

Начало книгопечатания. Крупнейшим событием середины XVI в. было начало книгопечатания. Инициатива принадлежала Ивану IV и митрополиту Макария. Первоначальная цель – распространение единообразных церковных книг.

В 1553 г. было отпечатано 9 пробных книг, но они мало чем отличались от рукописных.

В 1563 г. в Москве была открыта типография. Ее возглавили Иван Федоров и Петр Мстиславец. Книгопечатание стало государственным делом.

В 1564 г. отпечатана первая книга – “ Апостол ”. В 1565 г. - “Часословец”.

Всего во второй половине XVI в. отпечатано около 20 наименований книг.

Книгопечатание стало важным средством распространения грамотности и книжности в России.

 

Общественно-политическая мысль XVI в. В общественно-политической мысли две главные темы.

Первая. Церковные споры иосифлян и нестяжателей. В этих спорах зародилось русское богословие. Нестяжатели и иосифляне – два течения внутри русской православной церкви. Главным пунктом разногласий иосифлян и нестяжателей был вопрос о церковно-монастырском землевладении.

Главным идеологом иосифлян был настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне считали, что церковь должна иметь населенные деревни. Только так она сможет выполнять свои пастырские обязанности, заботиться о нищих, обездоленных, готовить “кадры” духовенства.

Главным идеологом нестяжателей был заволжский старец Нил Сорский. Нестяжатели считали, что церковь не должна владеть населенными деревнями. Она должна воздействовать на паству личным примером аскетизма и нестяжательства монахов.

Вторая. Становление самодержавной идеологии.

Сочинения Ивана Пересветова. Автор обосновывает необходимость сильной царской власти, опирающейся на служилое сословие – дворянство.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Иван IV отстаивает самодержавную власть, свое право казнить и миловать подданных в полемике с бывшим членом “Избранной Рады”, сбежавшим в середине 1560 г. от преследований царя за границу.

 

“Домострой”. Своеобразной энциклопедией домашнего хозяйства и моральных норм XVI вв. был “ Домострой ”. Его автором (или редактором) являлся, возможно, духовник Ивана IV Сильвестр.

В “Домострое” много практических советов по ведению домашнего хозяйства в городе. Немало места уделено морали и воспитанию. Сочинение проникнуто духом религиозного благочестия.

“Домострой” является в тоже время образчиком норм семейного права. В нем провозглашается всевластие главы семьи, беспрекословное подчинение ему домочадцев, рекомендуется наказание за ослушание.

Женщине в “Домострое” отводится важная роль в управлении домашним хозяйством и воспитании детей.

 

Живопись. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.   Конец XIV – первая половина XV в. – период наивысшего расцвета церковной живописи. Центральной темой творчества живописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева, Симеона Черного, Даниила Черного, Прохора с Городца – становится человек, его внутренний мир (микрокосм).

В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева древнерусское искусство достигло своей вершины.

Для Феофана Грека Россия стала второй родиной. Он соединил лучшие традиции византийского искусства с достижениями русской живописной школы.

Наиболее известные работы Феофана – фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине и часть икон из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Андрей Рублев был мастером лаконичной и выразительной композиции, мягкого и гармоничного колоритов. Он стремился соединить индивидуальные черты характера с обобщенным идеалом нравственного совершенства, передать тончайшие душевные переживания.

Наиболее известные работы Андрея Рублева – “Троица”, “Спас”, “Благовещание”, “Рождество”.

Живопись рубежа XV-XVI вв. связана в первую очередь с деятельностью известного мастера Дионисия. Со своими помощниками он расписывал стены и своды соборов Пафнутьева и Ферапонтова монастырей, часть Успенского собора Московского Кремля и др.

Мастерская Дионисия изготавливала так называемые житийные иконы: в центре находилось изображение святого, вокруг – маленькие “клейма” с изображениями отдельных эпизодов его жизни строго по “житию”.

 

Архитектура.   В XIV – XV вв. развивались местные архитектурыне школы, среди которых все большее значение приобретала московская архитектурная школа. Она вобрала в себя архитектурные традиции местных школ.

При Иване Калите в Москве началось каменное строительство. При Дмитрие Донском выстроен белокаменный Кремль.

При Иване III и Василие III завершено строительство соборного ансамбля Московского Кремля. В 1472 г. русские мастера начали строить Успенский собор Кремля. Обрушился. За дело взялся итальянский инженер и архитектор Аристотель Фиорованти. Построен в 1479 г. До начала XVI в. итальянскими и русскими мастерами в Кремле были возведены Благовещенский и Архангельский соборы, Грановитая палата, новые стены и башни.

Для московских зодчих было характерно стремление использовать в каменном строительстве элементов деревянной архитектуры. Это создавало предпосылки для появления в храмовом строительстве особого шатрового стиля. Здания завершались уходящим ровными гранями вверх шатром. В 1532 г. в Коломенском построена шатровая церковь Вознесения.

Венец архитектуры XVI в. – Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Построен в честь взятия Казани в 1560 г. 9-главый собор увенчан большим шатром, вокруг которого теснятся яркие купола приделов, расположенных на одном уровне и связанных галереей.

 

Русская культура XVI в. -  это культура великорусской народности. В это время формировались предпосылки появления новой русской культуры XVII в.

2

Новые черты в русской культуре XVII в. Влияние европейской культуры. XVII в. принято считать временем складывания новой русской культуры. Историк культуры Б.И. Краснобаев выделяет две характерные черты новой русской культуры.

Первая черта. Светский характер культуры. Происходит ее “ обмирщение ”, то есть высвобождение из-под церковного влияния. Это приводит к появлению новых жанров в литературе, новых стилей в архитектуре и живописи. Заметным становится личностное начало в культуре.

Вторая черта. Открытость русской культуры, то есть готовность, стремление к активному общению с другими культурами, усвоению достижений других культур.

В XVII в. расширились связи со странами Центральной и Западной Европы. Оттуда в Россию все активнее стали проникать научные знания, все шире стали распространяться оригинальные и переводные технические, медицинские книги. В Россию все чаще стали приезжать иностранные специалисты. Благодаря этому русская культура обогащалась достижениями европейской культуре. Преодолевалась замкнутость русской культуры.

Образование. Основная масса населения Русского государства была неграмотной. Грамотное население проживало, главным образом, в городах. Так, в 1680-х гг. в Москве среди посадского населения было более 20% грамотных.

Распространению грамотности среди городского населения во многом способствовало книгопечатание. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

В середине – второй половине XVII в. в столице открылось несколько частных школ: Федора Ртищева, Ивана Фомина, Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого. Эти школы находились в основном при монастырях, в них обучали греческому и латинскому языкам, риторике, основам богословия.

При царе Федоре Алексеевиче монахом Сильвестром Медведевым был разработан проект открытия Академии по образцу европейских университетов (автономия, всесословность, неимущим – стипендия, выпускникам гарантирован высокий социальный статус). Руководство Русской православной церкви испугалось, что вместе с иностранными преподавателями, которых предполагалось пригласить для работы в Академии, будет занесен и дух “латинства” (то есть католичества). Поэтому оно выступило против открытия Академии. Вместо нее в 1682 г. было открыто Славяно-греко-латинское училище (Академия) во главе с греками братьями Лихудами для подготовки высшего духовенства и чиновников.

Литература. Сатирические повести. “Житие протопопа Аввакума”. В литературе наступление нового периода проявилось с наибольшей выразительностью. Раньше герои проводили время в неустанной молитве, все их действия зависели от воли Провидения. Герои литературных произведений XVII в. – предприимчивые, энергичные люди, творцы собственной судьбы.

В литературе принято выделять два основных направления.

Первое направление. Официально-панегирическое. К нему относят:   исторические сочинения – “Генеалогия” Игнатия Римского - Корсакова; “Созерцание краткое” Сильвестра Медведева; “Скифская история” Афанасия Лызлова; политические сочинения – “Политика” Юрия Крижанича; поэтические, драматические, публицистические сочинения Симеона Полоцкого. Он был первым придворным поэтом, автором од, оригинальных пьес (“Комедия-притча о блудном сыне”).

Второе направление. Народно-обличительное. Оно представлено сатирическими и бытовыми повестями. Сатирические повести: “Сказание о куре и лисице”, “Служба кабаку”, “Калязинская челобитная”, “Повесть о бражнике”, “О шемякином суде”, “О Ерше Ершовиче”, “Повесть о Фоме и Ереме”, “Азбука о голом и небогатом человеке”. В них высмеиваются стяжательство духовенства, пьянство, распутство, обличается неправедный суд и т.п. Бытовые повести: “Повесть о Горе-Злосчастии”, “Повесть о Савве Грудцыне”. Их герои пытаются вырваться из рамок житейской мудрости “Домостроя”, но, оказавшись “на свободе”, не могут устоять перед соблазнами. В итоге оказываются в монастыре.

Особое место в литературе XVII в. занимает “ Житие протопопа Аввакума ”. Аввакум Петров был одним из активных деятелей раскола, противником церковных реформ Алексея Михайловича и патриарха Никона. Со страниц “Жития” предстает история раскола, увиденная глазами приверженца старой веры.

Герои прежних житийных произведений наделялись мифическими добродетелями, были лишены недостатков. Аввакум отходит от этой традиции. Он предстает живым человеком, со всеми достоинствами и недостатками. Язык “Жития” очень простой и динамичный. Автор не скупится на гневные выражения по адресу своих противников: царя Алексея и патриарха Никона.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: