Стиль и ролевая напрвленность деятельности менеджера

В работе малых и средних предприятий, к которым относятся многие турфирмы и гостиницы, роль личности менеджера является ключевой. От личностных качеств менеджера, уровня его квалификации и особенно от стиля и направленности его деятельности во многом зависят и темпы, и качество, и прибыльность работы фирмы.

 

Стиль руководства — это наиболее устойчивый, типичный для данного руководителя способ реализации управленческих функций, т.е. решения производственных задач и взаимодействия с подчиненными. Немецкий психолог К.Левин описал три классических стиля: автократический, либеральный и демократический. Другую классификацию предложил Р. Лайкерт, который разделил руководителей на тех, кто сосредоточен на производстве, и на тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка стиля руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном.

Оценка стиля руководства отвечает больше на вопрос: как действует менеджер независимо от того, в каком направлении, в какой области он работает? Исследования деятельности менеджеров различных фирм показали, что, несмотря на различия специализаций и должностных обязанностей, менеджеры выполняют ряд функций, которые в общем виде характеризуются следующим образом.

1. Производственно-административные функции:

- производственная функция менеджера направлена на решение производственных задач с помощью специальных организационных действий по обеспечению всем необходимым технологического процесса производства и трудовой деятельности персонала. Реализуя данную функцию, менеджер принимает на себя исполнение роли «снабженца»;

- административная функция менеджера направлена на решение производственных задач посредством планирования, нормирования, координации, информирования, стимулирования и контроля деятельности подчиненных. В данном случае менеджер выступает как администратор.

2. Воспитательно-педагогические функции:

- воспитательная функция менеджера — это управление поведением и нравственным развитием персонала в соответствии с целями и миссией фирмы. Здесь менеджер играет роль «воспитателя»;

- педагогическая функция менеджера — это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется менеджером через профессиональное обучение персонала, где он выполняет функцию «педагога».

3. Социально-психологическая функция.

В рамках данной функции менеджер выступает как неформальный лидер и управляет взаимодействием людей в коллективе, содействуя формированию благоприятного социально-психологического климата.

Исследования профессиональной деятельности различных менеджеров показали, что каждый из них при реализации своих основных функций может отдавать предпочтение исполнению одних ролей, уделяя меньше внимания другим. Так, один человек может предпочитать роль «снабженца», другой — «администратора», третий - «лидера» коллектива, причем это предпочтение зависит не только от должностных обязанностей, но и от личностных особенностей менеджера.

Однако в большинстве случаев менеджеру приходится в той или иной мере исполнять все указанные роли. При этом он может придерживаться одного стиля управления, например быть постоянно авторитарным. Некоторые менеджеры могут демонстрировать различные стили управления в разных ролях. Например, реализуя роль «администратора», он может быть автократом, «воспитателя» – либералом, а «лидера» – демократом.

Определение направленности деятельности менеджера в сочетании с оценкой стиля управления позволяет получить более точную характеристику его индивидуального стиля деятельности, а следовательно, определить сильные и слабые стороны его руководства. Для оценки стиля руководства применяется опросник Блейка-Мутона. Изучение стиля может проводиться либо методом самооценки, либо методом экспертной оценки. При самооценке менеджер сам отвечает на поставленные вопросы. При экспертной оценке на вопросы отвечают его подчиненные, руководители смежных подразделений и вышестоящие менеджеры. Для получения более или менее объективной оценки число экспертов должно быть не меньше шести.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: