Самарский Государственный Экономический Университет
Заочный факультет
Тимофеева Дарья Владимировна
Доклад по дисциплине:
Психодиагностика
Преподаватель: Лебедева Людмила Геннадьевна
Самара 2019
Методы психодиагностики
В настоящее время созданы и практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХ в. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования, предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, например физике. Это требования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т. е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Краткие характеристики психодиагностических методов
Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.
Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.
Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.
Недостатки:
субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
эти методики трудно стандартизировать, а следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные и информативные.
Объективно-манипуляционные методики – в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т. п.
Темперамент как показатель устойчивого комплекса свойств личности
Существуют два личностных качества, весьма важных для работника сервиса: общительность и стерссоустойчивость. На первый взгляд они мало связаны между собой. Но давно известно, что оба эти качества являются проявлениями темперамента.
Темперамент – важная составляющая структуры личности. В его основе лежат природные нейродинамические свойства человека. Они характеризуют базовые индивидуально-типические различия людей. Темперамент представляет собой комплекс стабильных индивидуальных свойство психики, определяющих динамику психических процессов, а также степень уравновешенности реакций химических процессов, а также степень уравновешенности реакций на жизненные ситуации. Четыре основных темперамента можно кратко охарактеризовать следующим образом.
Сангвиник – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой. Проявляет быстрые, но обдуманные и взвешенные реакции, имеет высокую работоспособность и устойчивость к стрессам и хорошую приспособляемость к изменяющимся условиям. Кроме того, для него характерны относительно низкая чувствительность и эмоциональность.
Флегматик – человек с сильной нервной системой, уравновешенной или с некоторым преобладанием силы по торможению и всегда малоподвижной. На жизненные обстоятельства он реагирует довольно медленно, обладает высокой работоспособностью и устойчивостью к стрессам. Трудно приспосабливается к любым новым условиям. Для него характерны низкая чувствительность и эмоциональность.
Холерик – в нервной системе возбуждение преобладает над торможением, подвижность, как правило, высокая. В поведении таких людей преобладают быстрые, порывистые реакции, несдержанность, увлеченность, цикличность настроений. Может действовать очень энергично и интенсивно, но довольно быстро утомляется.
Меланхолик – человек со слабой нервной системой. Обладает повышенной чувствительностью и эмоциональностью, относительно низкой работоспособностью. Испытывает трудности в приспособлении к внешней среде, но может делать это, реагируя на малейшие признаки приближающихся событий, еще не заметные людям с другими темпераментами.
В реальности в чистом виде тот или иной тип темперамента не встречается, но у каждого человека преобладают черты одно-двух, иначе определение темперамента не имело бы смысла.
Влияние стиля одежды на восприятие человека
Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.
В развитых демократических странах, руководители фирм, офисов придают большое значение внешнему виду своих работников. Практика показывает, что к аккуратно одетым людям оказывается более внимательное отношение окружающих.
Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному).
Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир.
Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.