Концептуализм Абеляра

Слово и понятие

Я произнесу две простых по конструкции фразы: Бог есть и Бога нет. Смысл составляющих их слов большинству из вас абсолютно понятен, но вот насколько вы имеете представление о понятии, стоящем за именем Бога? Далеко не все четко понимают, что означает это слово. Часто оказывается, что его смысловое наполнение у разных людей не сходится, противоречит одно другому. Одной из причин этого выступает тот факт, что люди заимствовали его из разных словарей. Одни – из словаря Ветхого Завета, другие – из христианства, третьи – из буддизма, четвертые – из языческих представлений о богах, пятые – из словаря атеизма…

На эту тему есть одна притча из жизни. Дело было в XIX веке, в купе поезда встретились студент-радикал и священник. Увидев последнего студент сразу пошел в атаку и заявил тому, что вот он не верит в Бога. На что умный священник ответил, что в того Бога, в которого не верит студент, он тоже не верит.

Природа понятия

К чему это предисловие? К тому, чтобы сформулировать первый тезис моего доклада: слово и понятие – это вещи разные. И поэтому, прежде чем ответить на заявленный в названии выступления вопрос, как возникают новые понятия, необходимо  определиться с онтологической природой П. Ибо в зависимости от ответа на вопрос об их природе будет находиться ответ об их возникновении.

Итак, какова природа П.? Но опять же прежде нужно определиться со словарем, т.е. со значением тех терминов, которые я собираюсь употреблять и отчасти анализировать.

Начну с напоминания о строении слова, потому что наши вопросы во-многом увязаны с этим понятием (нелегко избежать термина П. даже в терапевтических целях!).

Структура слова обычно изображается в виде семантического треугольника Огдена-Ричардса.

В него входят три компонента, их единство и образует слово:

1. Звукографическая форма слова/или знак

2. Сам предмет или явление, которое мы описываем/ или объект

3. Понятие о нем/идеальный субстрат объекта, на который указывает знак.

* Чарлз Огден (1889–1957) – английский лингвист, философ и писатель. Ивор Ричардс (1893 - 1979) – английский литературный критик и риторик.

По мнению Огдена и Ричардса, всякий раз, когда высказывается или понимается какое-нибудь утверждение, налицо три фактора: символ (слово), мысль и референт (предмет, о котором мы мыслим или который мы имеем в виду). В их концепции значение конкретизируется как лексическое значение слова (языковое употребление), а смысл - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление).

Если принять схему Огдена-Ричардса за истинную, то из нее вытекают два важных для нас вывода: П. не есть знак и П. не есть предметное/лексическое значение слова.

Остается смысловое значение. Вот с ним у П. наблюдается определенная общность, но далеко не полная...

Этимология слова

По своей внутренней форме в русском языке слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus «понятие», от глагола concipere «зачинать», т.е. значит буквально «поятие, зачатие»; понятие от глагола пояти, др.-рус. «схватить, взять в собственность, взять женщину в жены» буквально значит, в общем, то же самое.

 

Определение понятия

Понятие или общее представление* – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. – Таково стандартное определения П.

Изначально  термин закрепился в логике, став частью цепочки: П. – суждение – умозаключение.

*П. в логике есть "...общее представление или представление того, чтó обще многим объектам... Например, понятие твердости или П. согласного звука.

 

В лингвистике под П. понимается общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом.

В разговорном языке дать понятие означает объяснить нечто, привести дефиницию предмета.

В классической философии П. тесным образом связано с идеей.*

*Стоит обратить внимание, что, например, Кант различает три вида П.:

1) "общие", дискурсивные П., фигурирующие в формальной логике,

2) рассудочные П., или философские категории,

3) "рациональные" П., или идеи, – в трансцендентальной логике.

 

Понятие и идея

Разберемся вначале, чем же отличается П. от идеи и от значения слова?

Подходя к ответу формально, идея – это разновидность понятия*. Т.е. П. по объему шире идеи. А вот в содержательном плане идея более онтологична, увязана с сущим, а не с мышлением о нем. Лучше всего их различие выразил Кант: идеи как смысловые формы относятся к сфере разума и поэтому не тождественны понятиям и категориям рассудка. Идеи функционируют в познании только в качестве проблематических понятий, для которых нет предмета в чувственном опыте, они выполняют регулятивную функцию объединения и систематизации познания на высших его стадиях (при создании научных концепций). 

*Не следует забывать, что эти термины исходно из разных научных сфер: П. – термин из области логики, идея – из метафизики.

Понятие и значение

П. и смысловое значение. Строго говоря, это также термины из разных научных словарей. Но  все же чем отличается смысл слова от понятия, с которым данное слово связано в языке?

Значения слова – не просто указатели, они имеют, по общему мнению, обобщающую и классифицирующую природу. Но таковы и сущностные  характеристики П., которое формируется в языке и не может существовать без участия слов. «Слово, – писал А.Потеб­ня, –...есть средство образования понятия, и притом не внешнее, не такое, каковы изобретенные человеком средства писать, рубить дрова... и проч., а внушенное самою природою человека и незаменимое».

* Александр Потебня́ (10 (22) сентября 1835 – 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков) – украинский языковед и литературовед.

Структура понятия

Однако структура понятия иная, чем у слова. Слово имеет ряд внешних и внутренних форм, начиная с фонетической формы и заканчивая так наз. «внутренней» формой*. Основными элементами структуры П. являются (единообразия во взглядах здесь нет): сигнификат, интенсионал, денотат, компрегенсия, коннотация и т.д.** 

*Внутренняя форма слова – это признак, который составляет основу наименования. В основу наименования слова кукушка положен признак характерного крика, хотя кукушка может быть охарактеризована и с других сторон.

** В различных концепциях встречаются свои характеристики понятия: 1) термины «сигнификат» и «интенсионал» иногда не различаются и называются обобщенно смыслом (англ. sense); в последний термин часто включают также коннотации; 2) сигнификат называется «наивным понятием» (Ю. Д. Апресян), «языковым понятием» (Ю. С. Степанов), последние противопоставляются научному понятию; 3) «денотат» и «компрегенсия» не различаются и называются обобщенно экстенсионалом (англ. extension); 4) термин «компрегенсия» не выделяется вовсе; 5) структури­ро­ван­ная часть - сигнификат - называется иначе: «означаемое», «ценность» (Ф. де Соссюр); «десигнат» (Ч. У. Моррис, Степанов); «денотат языковой» (А. А. Уфимцева); «коннота­ция» (Дж. С. Милль); 6) термин «коннотация» употреб­ля­ет­ся как синоним термина «интенсионал» (например, у логика Льюиса); 7) термин «компрегенсия» употреб­ля­ет­ся в значении «интенсионал» (часто у французских авторов); 8) вместо статических терминов используются процес­су­аль­ные -сигнификация (англ. signification), интенсия (англ. intension), денотация (англ. denotation).

Понятие и его имя

Поскольку понятие, как мы выяснили, не равно значению или смыслу слова, а имеет более сложную структуру, то оно и не может быть явлено при его именовании. Поэтому слово само по себе не выражает содержания понятия, оно служит только указанием на него, является его представителем, знаком.

Значение слова и понятие — явления разного порядка; они самостоятельны и не соотносительны, будучи категориями разных наук и обладая не тождественным содержанием. К тому же если значения слов, как элементы конкретных языков, национальны, то понятие — категория мышления, имеющая общечеловеческий характер. Понятие — единица логического, а не лингвистического анализа. Оно может быть выражено различного рода сочетаниями слов, в то время как речь идет о значении отдельного слова и т. д.  

С другой стороны, П. – это один из многих содержательных элементов сознания, которые способно репрезентировать слово. А.Лосев писал: Слово может выражать не только понятие, но и любые образы, представления, любые чувства и эмоции и любую внесубъектную предметность. Таким образом, можно сделать вывод, что П. – одна из разновидностей смыслового содержания слова, наряду с предметным значением, образом, эмоцией и т.п.

* Алексе́й Фёдорович Ло́сев (в монашестве Андроник; 10 (22) сентября 1893 года, Новочеркасск — 24 мая 1988 года, Москва) - крупнейший русский философ 2 пол. 20 века.

 

Природа общих идей

Теперь можно вернуться к вопросу о природе П. Озвученная мной связь П. с идеей, сразу же заставляет вспомнить Платона и его теорию идей. Если П. – это другое имя идеи, то перед нами вырастает дилемма, точнее трилемма, о которой философы спорили много столетий: какова природа общих идей или универсалий?  Мы имеем четыре варианта ответа: три позитивных – ответ Платона (идеи существуют отдельно и до вещей), ответ Аристотеля (идеи существуют внутри вещей), ответ Абеляра (идеи существуют в сознании человека) и негативный ответ номиналистов (идеи – это пустые имена).

*Пьер Абеля́р (1079, Ле-Пале, близ Нанта - 21 апреля 1142 г., аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия) — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант.

 

Первая и четвертая позиции снимают поставленный мной вопрос: у Платона П. не возникают, т.к. они вечные, для номиналистов они не существуют. Ответ Аристотеля опирается на представление о том, что сущность вещи – или ее форма и энтелехия – понятия объективные, т.е. онтологические, они созданы Богом и присутствуют в самих вещах. Следовательно задача познающего мир человека – извлечь их оттуда. Как? С помощью разума, который в нас от Бога и который делает нас подобными Ему. Таким образом, и по Аристотелю, П., в строгом смысле слова, не возникают, а всего лишь узнаются, а затем для них подбирается подходящее имя.

Концептуализм Абеляра

Иначе у Абеляра, он полагал, что П. возникают в сознании человека в ходе вычленения из описания предмета существенных, эссенциальных признаков. Их набор и образует в итоге П. предмета. Общее понятие у него есть компактный признак общего множества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: