Слово и понятие
Я произнесу две простых по конструкции фразы: Бог есть и Бога нет. Смысл составляющих их слов большинству из вас абсолютно понятен, но вот насколько вы имеете представление о понятии, стоящем за именем Бога? Далеко не все четко понимают, что означает это слово. Часто оказывается, что его смысловое наполнение у разных людей не сходится, противоречит одно другому. Одной из причин этого выступает тот факт, что люди заимствовали его из разных словарей. Одни – из словаря Ветхого Завета, другие – из христианства, третьи – из буддизма, четвертые – из языческих представлений о богах, пятые – из словаря атеизма…
На эту тему есть одна притча из жизни. Дело было в XIX веке, в купе поезда встретились студент-радикал и священник. Увидев последнего студент сразу пошел в атаку и заявил тому, что вот он не верит в Бога. На что умный священник ответил, что в того Бога, в которого не верит студент, он тоже не верит.
Природа понятия
К чему это предисловие? К тому, чтобы сформулировать первый тезис моего доклада: слово и понятие – это вещи разные. И поэтому, прежде чем ответить на заявленный в названии выступления вопрос, как возникают новые понятия, необходимо определиться с онтологической природой П. Ибо в зависимости от ответа на вопрос об их природе будет находиться ответ об их возникновении.
|
|
Итак, какова природа П.? Но опять же прежде нужно определиться со словарем, т.е. со значением тех терминов, которые я собираюсь употреблять и отчасти анализировать.
Начну с напоминания о строении слова, потому что наши вопросы во-многом увязаны с этим понятием (нелегко избежать термина П. даже в терапевтических целях!).
Структура слова обычно изображается в виде семантического треугольника Огдена-Ричардса.
В него входят три компонента, их единство и образует слово:
1. Звукографическая форма слова/или знак
2. Сам предмет или явление, которое мы описываем/ или объект
3. Понятие о нем/идеальный субстрат объекта, на который указывает знак.
* Чарлз Огден (1889–1957) – английский лингвист, философ и писатель. Ивор Ричардс (1893 - 1979) – английский литературный критик и риторик.
По мнению Огдена и Ричардса, всякий раз, когда высказывается или понимается какое-нибудь утверждение, налицо три фактора: символ (слово), мысль и референт (предмет, о котором мы мыслим или который мы имеем в виду). В их концепции значение конкретизируется как лексическое значение слова (языковое употребление), а смысл - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление).
Если принять схему Огдена-Ричардса за истинную, то из нее вытекают два важных для нас вывода: П. не есть знак и П. не есть предметное/лексическое значение слова.
|
|
Остается смысловое значение. Вот с ним у П. наблюдается определенная общность, но далеко не полная...
Этимология слова
По своей внутренней форме в русском языке слова концепт и понятие одинаковы: концепт является калькой с латинского conceptus «понятие», от глагола concipere «зачинать», т.е. значит буквально «поятие, зачатие»; понятие от глагола пояти, др.-рус. «схватить, взять в собственность, взять женщину в жены» буквально значит, в общем, то же самое.
Определение понятия
Понятие или общее представление* – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. – Таково стандартное определения П.
Изначально термин закрепился в логике, став частью цепочки: П. – суждение – умозаключение.
*П. в логике есть "...общее представление или представление того, чтó обще многим объектам... Например, понятие твердости или П. согласного звука.
В лингвистике под П. понимается общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом.
В разговорном языке дать понятие означает объяснить нечто, привести дефиницию предмета.
В классической философии П. тесным образом связано с идеей.*
*Стоит обратить внимание, что, например, Кант различает три вида П.:
1) "общие", дискурсивные П., фигурирующие в формальной логике,
2) рассудочные П., или философские категории,
3) "рациональные" П., или идеи, – в трансцендентальной логике.
Понятие и идея
Разберемся вначале, чем же отличается П. от идеи и от значения слова?
Подходя к ответу формально, идея – это разновидность понятия*. Т.е. П. по объему шире идеи. А вот в содержательном плане идея более онтологична, увязана с сущим, а не с мышлением о нем. Лучше всего их различие выразил Кант: идеи как смысловые формы относятся к сфере разума и поэтому не тождественны понятиям и категориям рассудка. Идеи функционируют в познании только в качестве проблематических понятий, для которых нет предмета в чувственном опыте, они выполняют регулятивную функцию объединения и систематизации познания на высших его стадиях (при создании научных концепций).
*Не следует забывать, что эти термины исходно из разных научных сфер: П. – термин из области логики, идея – из метафизики.
Понятие и значение
П. и смысловое значение. Строго говоря, это также термины из разных научных словарей. Но все же чем отличается смысл слова от понятия, с которым данное слово связано в языке?
Значения слова – не просто указатели, они имеют, по общему мнению, обобщающую и классифицирующую природу. Но таковы и сущностные характеристики П., которое формируется в языке и не может существовать без участия слов. «Слово, – писал А.Потебня, –...есть средство образования понятия, и притом не внешнее, не такое, каковы изобретенные человеком средства писать, рубить дрова... и проч., а внушенное самою природою человека и незаменимое».
* Александр Потебня́ (10 (22) сентября 1835 – 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков) – украинский языковед и литературовед.
Структура понятия
Однако структура понятия иная, чем у слова. Слово имеет ряд внешних и внутренних форм, начиная с фонетической формы и заканчивая так наз. «внутренней» формой*. Основными элементами структуры П. являются (единообразия во взглядах здесь нет): сигнификат, интенсионал, денотат, компрегенсия, коннотация и т.д.**
*Внутренняя форма слова – это признак, который составляет основу наименования. В основу наименования слова кукушка положен признак характерного крика, хотя кукушка может быть охарактеризована и с других сторон.
** В различных концепциях встречаются свои характеристики понятия: 1) термины «сигнификат» и «интенсионал» иногда не различаются и называются обобщенно смыслом (англ. sense); в последний термин часто включают также коннотации; 2) сигнификат называется «наивным понятием» (Ю. Д. Апресян), «языковым понятием» (Ю. С. Степанов), последние противопоставляются научному понятию; 3) «денотат» и «компрегенсия» не различаются и называются обобщенно экстенсионалом (англ. extension); 4) термин «компрегенсия» не выделяется вовсе; 5) структурированная часть - сигнификат - называется иначе: «означаемое», «ценность» (Ф. де Соссюр); «десигнат» (Ч. У. Моррис, Степанов); «денотат языковой» (А. А. Уфимцева); «коннотация» (Дж. С. Милль); 6) термин «коннотация» употребляется как синоним термина «интенсионал» (например, у логика Льюиса); 7) термин «компрегенсия» употребляется в значении «интенсионал» (часто у французских авторов); 8) вместо статических терминов используются процессуальные -сигнификация (англ. signification), интенсия (англ. intension), денотация (англ. denotation).
|
|
Понятие и его имя
Поскольку понятие, как мы выяснили, не равно значению или смыслу слова, а имеет более сложную структуру, то оно и не может быть явлено при его именовании. Поэтому слово само по себе не выражает содержания понятия, оно служит только указанием на него, является его представителем, знаком.
Значение слова и понятие — явления разного порядка; они самостоятельны и не соотносительны, будучи категориями разных наук и обладая не тождественным содержанием. К тому же если значения слов, как элементы конкретных языков, национальны, то понятие — категория мышления, имеющая общечеловеческий характер. Понятие — единица логического, а не лингвистического анализа. Оно может быть выражено различного рода сочетаниями слов, в то время как речь идет о значении отдельного слова и т. д.
С другой стороны, П. – это один из многих содержательных элементов сознания, которые способно репрезентировать слово. А.Лосев писал: Слово может выражать не только понятие, но и любые образы, представления, любые чувства и эмоции и любую внесубъектную предметность. Таким образом, можно сделать вывод, что П. – одна из разновидностей смыслового содержания слова, наряду с предметным значением, образом, эмоцией и т.п.
|
|
* Алексе́й Фёдорович Ло́сев (в монашестве Андроник; 10 (22) сентября 1893 года, Новочеркасск — 24 мая 1988 года, Москва) - крупнейший русский философ 2 пол. 20 века.
Природа общих идей
Теперь можно вернуться к вопросу о природе П. Озвученная мной связь П. с идеей, сразу же заставляет вспомнить Платона и его теорию идей. Если П. – это другое имя идеи, то перед нами вырастает дилемма, точнее трилемма, о которой философы спорили много столетий: какова природа общих идей или универсалий? Мы имеем четыре варианта ответа: три позитивных – ответ Платона (идеи существуют отдельно и до вещей), ответ Аристотеля (идеи существуют внутри вещей), ответ Абеляра (идеи существуют в сознании человека) и негативный ответ номиналистов (идеи – это пустые имена).
*Пьер Абеля́р (1079, Ле-Пале, близ Нанта - 21 апреля 1142 г., аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия) — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант.
Первая и четвертая позиции снимают поставленный мной вопрос: у Платона П. не возникают, т.к. они вечные, для номиналистов они не существуют. Ответ Аристотеля опирается на представление о том, что сущность вещи – или ее форма и энтелехия – понятия объективные, т.е. онтологические, они созданы Богом и присутствуют в самих вещах. Следовательно задача познающего мир человека – извлечь их оттуда. Как? С помощью разума, который в нас от Бога и который делает нас подобными Ему. Таким образом, и по Аристотелю, П., в строгом смысле слова, не возникают, а всего лишь узнаются, а затем для них подбирается подходящее имя.
Концептуализм Абеляра
Иначе у Абеляра, он полагал, что П. возникают в сознании человека в ходе вычленения из описания предмета существенных, эссенциальных признаков. Их набор и образует в итоге П. предмета. Общее понятие у него есть компактный признак общего множества.