Прецедентные феномены и единицы с метафорическим значением в языке американских журналов

 

Исходя из примеров ПФ, обнаруженных в исследованных текстах, можно предположить, что для американского ЛКС характерны определенные культурные ценности, находящие отражение в данных ПФ.

Значительное число примеров свидетельствует о том, что одной из характернейших ценностных установок американского общества является патриотизм, любовь к своей стране и уверенность в ее уникальности. Один из подзаголовков в статье о методах привлечения молодежи на государственную службу выглядит так: “ Ask What You Can Do For Your Country ”. Здесь используется обращение к известным словам президента Дж.Ф. Кеннеди ("Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, спросите, что вы можете сделать для страны"), призвавшего молодых американцев вступать в "Корпус мира" (Peace Corps) - агентство, созданное в 1961 по его инициативе и с одобрения Конгресса США в рамках государственного департамента в целях формирования положительного имиджа США в развивающихся странах. В самом тексте статьи есть ссылка на источник этого ПВ:

“<…> following Kennedy's famous speech imploring Americans to " ask not what your country can do for you," federal government job applications doubled. ( The Washington Monthly, July 2003)

"<…> в ответ на знаменитую речь Кеннеди, убеждавшую американцев "не спрашивать, что страна может сделать для них", количество желающих поступить на государственную службу удвоилось".

Использование данного ПВ подразумевает, что современные молодые люди, читающие слова призыва, представление о котором активизирует данное ПВ, откликнутся на него и в наше время, ощутив патриотический подъем и гордость за США.

Еще одной особенностью американского общества, является то, что агрессивное поведение воспринимается как данность, как нечто само собой разумеющееся. Обнаруженные ПФ свидетельствуют о том, что в сознании членов американского ЛКС хранятся представления о проявлениях агрессии и насилия, обращения к которым активно используются в СМИ. Это связано с мифологической функцией ПФ, ведь для члена данного ЛКС упоминания ПФ достаточно, чтобы вызвать в сознании представление о его характеристиках.

Единицы, относящиеся к метафорической модели "Жизнь - война", также способствуют восприятию всех сфер жизни как войны, во время которой военные ассоциации и проявления агрессии неизбежны. В репортаже, посвященном скандалу с Моникой Левински, используется апелляция к ПТ - одной из частей фильма “Звездные войны" “The Empire Strikes Back” ("Империя наносит ответный удар") с заменой компонента:

Beset by charges of sex and lies, the president strikes back. ( Newsweek, February 9, 1998)

Осажденный обвинениями в сексуальных домогательствах и лжи, президент наносит ответный удар.

Употребление этого ПФ в данном случае активизирует представление, которое существует в сознании членов американского ЛКС, о фильме “Звездные войны”, а трансформация названия этого фильма привлекает еще большее внимание к параллелям между скандалом с Моникой Левински и войной, когда для победы хороши все средства, даже самые подлые и низкие.

На следующем примере можно увидеть, как в статье о студенте, который изучает историю США, и его споре со сторонниками традиционной точки зрения на выборы президента, спор представлен как война с помощью военной метафоры и апелляции к битве Давида и Голиафа, что помогает вызвать в сознании членов ЛКС картину такого противостояния:

David is David Greenberg, a graduate student in American history at Columbia, armed with a library card. Goliath is the massed ranks of the punditocracy, armed with networks, newspapers, and the fearsome power of the conventional wisdom. ( The New Yorker, November 27, 2000)

Давид - это Давид Гринберг, аспирант, изучающий историю Америки в Колумбийском Университете, вооруженный читательским билетом. Голиаф - это целая армия ученых мужей, вооруженных телекомпаниями, газетами и обладающих пугающей властью традиционных представлений.

Военная метафора формирует в сознании членов ЛКС представление о том, насколько серьезным может быть научный спор, если он касается, например, политической истории.

Вопреки представлениям о том, что США - страна равных прав и возможностей, обнаруженные ПФ и метафоры не только отражают, но и культивируют то или иное отношение к участникам каких-либо событий в соответствии с их социальным статусом и материальным положением. Примером того, как отношение к классовому расслоению в американском обществе отражено в текстах журналов, а также как оно способствует характеристике человека, можно считать употребление ПИ limousine liberals (либералы в лимузинах). Эта единица обозначает политических деятелей, которые проявляют деланную заботу об интересах народа, но сами при этом пользуются всеми материальными благами, недоступными простым гражданам страны. В статье о мэре Нью-Йорка говорится:

The mayor of New York has been successful because he hasn’t been cowed by the ‘ limousine liberals ”. ( The New Yorker, February 22 & March 1, 1999)

Мэр Нью-Йорка имел успех, потому что он не заискивал перед "либералами в лимузинах".

Отрицательные коннотации, которыми обладает это ПИ, позволяют понять, какими качествами обладает мэр, стоящий в оппозиции к данной группе, а именно, можно предположить, что ему свойственны такие качества, как честность, неподкупность, искренняя забота об интересах простых граждан. Таким образом, автор статьи, не прибегая к объяснениям и убеждению, пытается сформировать у читателя положительное отношение к мэру Нью-Йорка, активизируя представления, связанные с “либералами в лимузинах”, а также закрепить отрицательное отношение к людям этого социального слоя.

Следующей особенностью американского ЛКС является ценность соревнования, соперничества, игры, и как цели этого соревнования - высокая ценность успеха, выигрыша и победы. ПФ и метафорические модели свидетельствуют о том, что победа и успех очень высоко ценятся не только в спорте, но и в других сферах жизни - политике, бизнесе, индустрии развлечений, повседневной жизни. Имена многих людей, достигших в жизни высокого положения, вошедших в историю благодаря своим победам и достижениям, стали ПИ, именами-символами американского общества. Эти имена вызывают у носителей культуры ассоциации с успешностью, победой, достижением целей. Поэтому данные ПИ используются в текстах журналов, чтобы показать, на кого равняться, чье поведение нужно брать за образец.

Одним из таких ПИ является всем известный Bill Gates (Билл Гейтс) - глава корпорации "Майкрософт", который считается одним из самых богатых людей в мире. В статье о том, какие качества ценятся в современном мужчине, он противопоставлен персонажу серии фильмов-боевиков Рембо, который стал олицетворением силового подхода к решению любых проблем:

Rambo’s reliance on brute force, and jungle warfare seems so passé, especially when dorks like Bill Gates run the world. ( The Washington Monthly, September 2001)

Расчет Рембо на грубую силу и методы войны в джунглях кажутся такими устаревшими, особенно когда ботаники вроде Билла Гейтса правят миром.

Если в данном примере основные черты Рембо некоторым образом все же расшифрованы, то имя Билла Гейтса всего лишь сопровождается характеристикой dorkботаник ”, которая в сочетании с этим именем обладает иронической коннотацией. Предполагается, что основное качество Билла Гейтса (его финансовая успешность, достигнутая с помощью интеллекта), известно большинству членов ЛКС, и, следовательно, не требует объяснения. Упоминание этого ПИ активизирует в сознании читателя представления о таких свойствах данной личности, как ум и финансовое благополучие, и формирует представление об этих свойствах как о положительных, обладающих высокой ценностью в обществе, ведь обладая ими, а отнюдь не грубой силой, можно "править миром", побеждать.

Еще одной ценностью американского ЛКС оказывается ценность безопасности на всех уровнях жизни, начиная от национальной безопасности, которая проявляется до некоторой степени в чувстве патриотизма, и заканчивая личной безопасностью и безопасностью своей семьи, родных и близких. Использование ПФ и метафорических единиц в исследованных текстах не только отражает представления о безопасности как о важной моральной ценности, но и оказывает воздействие на культивирование такого представления о ней и страха ее лишиться, что достигается посредством ссылок на проблемные и кризисные ситуации, их участников и атрибуты, а также с помощью характеристики сложившейся в обществе обстановки как проблемной.

Стремление людей переложить груз ответственности на плечи тех, кто призван обеспечить их безопасность, часто выливается в создание иной, вымышленной реальности, в мечту о героях, которые могут спасти в любой ситуации, помочь, защитить, совершить чудо. В качестве примера использования таких ПИ можно привести заголовок статьи о положении в американских школах, в которой рассказывается о главе одного из районов Лос-Анджелеса, который, несмотря на твердый характер и жесткую политику, не способен ничего изменить:

Not Even Superman Can Save Urban Schools ( The Washington Monthly, June 2001)

Даже Супермену не спасти городские школы.

Благодаря ассоциациям, которые вызывает в сознании членов данного ЛКС это ПИ, автор дает понять, как плачевно положение школ в данном районе, да и в стране в целом, если уж спасти ситуацию не под силу самому Супермену, который способен решить любую проблему.

Еще одной ценностью американского ЛКС, о важности которой свидетельствует употребление ПФ и метафорических единиц, является ценность семьи. Многие статьи посвящены проблемам американского общества, связанным с семьей и детьми, и цель их в том, чтобы обратить внимание на серьезность проблем, чего их авторы и пытаются достичь посредством использования ПФ различного рода. В частности, для описания ситуации спада рождаемости используются различные ПФ, за которыми стоят представления о большой крепкой семье, свойственные американцам:

Meanwhile, the number of women with only one child has doubled, and the Brady Bunch has gone on the endangered species. ( The Washington Monthly, June 2001)

Между тем число женщин, имеющих одного ребенка, удвоилось, а семьи вроде семейки Брэди попали в разряд исчезающих видов.

Упоминание данного ПТ - названия комедии о приключениях образцово-показательной семьи - в данном контексте позволяет не только активизировать представления, стоящие за этим ПФ, но и обрисовать ситуацию, сложившуюся в обществе, не используя дополнительных описаний, как опасную и угрожающую. Также показательно, что представления, связанные с традиционной семьей, в американском обществе иллюстрируются с помощью единиц, источниками которых часто являются художественные фильмы и сериалы. Этот факт можно трактовать как еще одно свидетельство того, что именно продукция киноиндустрии, одного из способов создания вымышленной реальности, играет огромную роль в хранении и распространении культурных ценностей в обществе в целом и в американском в частности, так как она рассчитана на безусловно более широкую аудиторию, чем другие средства информации.


Заключение

 

Проанализировав прецедентные феномены и единицы с метафорическим значением, которые вписываются в наиболее распространенные метафорические модели и используются в текстах исследованных журналов, в работе сделана попытка выделить и описать некоторые культурные ценности, характерные для американского ЛКС и формируемые в том числе посредством этих единиц языка и культуры, а также охарактеризовать предполагаемое воздействие описываемых единиц на формирование системы этих культурных ценностей. Наиболее многочисленными в исследованных текстах являются прецедентные имена. Это можно объяснить тем, что имена, названия гораздо проще ассоциируются в сознании с определенным эталоном, образом поведения, становятся символами и приобретают оценочность.

Анализ прецедентных феноменов и единиц с метафорическим значением показал, что в американском ЛКС существуют, культивируются и поддерживаются такие культурные ценности, как патриотизм, агрессивность и воинственность, приоритет материальных ценностей, соревновательность, успех, победа, безопасность, надежность, стабильность, ценность семьи. В рамках этой системы ценностей выделяются следующие свойства американского ЛКС: независимость, деловитость, прагматичность, оптимизм и позитивное мышление, готовность к преодолению трудностей, удачливость. В то же время, обратной стороной этих ценностей можно считать излишний материализм, снобизм, стремление уйти от реальной действительности, доверчивость, наивность и некритичность, желание переложить ответственность за возникновение и решение проблем на других, излишний расчет на удачу, снижение значимости самосовершенствования.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: