Опытно-экспериментальная работа по формированию цифровой образовательной среды с использованием дистанционных технологий

Опытно-экспериментальная работа по формированию цифровой образовательной среды с использованием дистанционных технологий проводилась на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум», ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный техникум» и МБОУ «Лицей №28 г.Йошкар-Олы», и проходила в три этапа: констатирующий (2018 – 2019 гг. учебный год), формирующий (сентябрь 2019 – январь 2020 г.) и заключительный (январь 2020 – май 2020 г.).

На констатирующем этапе в эксперименте приняли участие преподаватели и студенты ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум», ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный техникум», учителя и обучающиеся МБОУ «Лицей №28 г.Йошкар-Олы», а также жители города Йошкар-Ола. На формирующем и заключительном этапе в эксперименте приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», учителя и обучающиеся МБОУ «Лицей №28 г.Йошкар-Олы», прошедшие обучение по дисциплине «Культура деловой этики и имидж» курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» на базе системы дистанционного обучения.

Для проведения педагогического эксперимента была проведена следующая предварительная работа:

· определена сущность, содержание, современные методы организации педагогического консультирования;

· определена роль цифровизации образования в условиях информационной образовательной среды колледжа;

· изучена роль и значение цифровое образовательной среды в повышении конкурентоспособности образовательной организации;

· проведено маркетинговое исследование колледжа;

· осуществлен анализ электронно-образовательных ресурсов по учебным дисциплинам среднего профессионального образования, предназначенных для использования в учебном процессе колледжа;

· спроектировать элемент цифровой образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий;

· разработан учебный план элемента цифровой образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий – дистанционного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности»;

· составлен внутренний стандарт по разработке авторских электронных учебно-методических курсов;

· составлена рабочая программа учебной дисциплины «Культура деловой этики и имидж»;

· создано методическое обеспечение по созданию учебной дисциплины «Культура деловой этики и имидж» на базе системы дистанционного обучение Google Classroom с использованием приложения Zoom;

· созданы условия для самостоятельной учебной деятельности и информационного взаимодействия на базе системы дистанционного обучения;

· выяснены проблемы осуществления педагогического консультирования в цифровой образовательной среде среднего профессионального образования на базе системы дистанционного обучения;

· определены образовательные потребности и возможности педагогического консультирования в учебном процессе колледжа, наличие методических рекомендаций по осуществлению педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа;

· разработаны методические рекомендации по осуществлению педагогического консультирования на базе системы дистанционного обучения в цифровой образовательной среде колледжа.

На первом, констатирующем, этапе педагогического эксперимента проводился опрос с целью выявления необходимости разработки и внедрения элемента цифровой образовательной среды в виде дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности" (см. Приложение В).

Данный опрос проводился с 1 декабря 2019 по 20 марта 2020 года, опрашиваемыми были школьники, будущие абитуриенты, преподаватели, частные лица, действующие предприниматели Республики Марий Эл. В опросе приняли участие 285 человек. Им было предложено ответить на 14 вопросов: 3 вопроса со множественным выбором, 1 – с открытым ответом, 10 – с единственным выбором. Опрос был разделен на 2 раздела. Первый раздел «Опрос "С бизнесом на ТЫ"» включает в себя вопросы о знаниях в области предпринимательства. После принятия ответов на 1 раздел, респондентам предлагалось просмотреть видеоролик-рекламу «Дистанционный курс "Основы предпринимательской деятельности"», после чего они приступали ко 2 разделу. Второй раздел «Дистанционный курс "Основы предпринимательской деятельности"» нацелен на выявление необходимости внедрения дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности". Протокол исследования опроса приведен в Приложении В. По результатам опроса было выявлено, что опрашиваемые недостаточно знают о предпринимательской деятельности, но готовы к обучению по курсу повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий и для 95% необходимо консультирование.

На втором, формирующем, этапе педагогического эксперимента проводилось создание элемента цифровой образовательной среды и обучение студентов по дисциплине «Культура деловой этики и имидж» на базе системы дистанционного обучение Google Classroom с использованием приложения Zoom в рамках дистанционного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности».

На данном этапе был выбран метод сбора информации – наблюдение, которое велось по двум направлением:

1) наблюдение за созданием элемента цифровой образовательной среды колледжем;

2) наблюдение за обучением учащихся в дистанционном режиме.

При осуществлении наблюдения по первому направлению было выявлено, что в среднем профессиональном учреждении возникают трудности по осуществлению элемента цифровой образовательной среды такого как дистанционное обучение. Коллективу колледжа требуется консультационная помощь по разработке данного элемента.

Для осуществления обучения по дисциплине «Культура деловой этики и имидж» на базе системы дистанционного обучение Google Classroom с использованием приложения Zoom обучающимся  были розданы пароли и название самой системы, без каких-либо рекомендаций по осуществлению работы в данном курсе. По результатам онлайн-наблюдения было выявлено, что из 23 обучающихся, лишь 2 обучающихся смогли войти в систему курса и использовать приложение Zoom, остальные обучающиеся потребовали консультации по работе данной системы.

Таким образом, первичное наблюдение позволяет констатировать необходимость осуществления педагогического сопровождения по разработке и организации обучения по дисциплине «Культура деловой этики и имидж» на базе системы дистанционного обучение Google Classroom с использованием приложения Zoom.

Для определения сформированности у преподавателей знаний, умений и навыков в области создания и использования электронных учебно-методических комплексов на базе системы дистанционного обучения были созданы методические рекомендации по создании дисциплин на платформе Google Classroom на примере дисциплины «Культура деловой этики и имидж», а также проведен вебинар «Создание дистанционных курсов на платформах Google Classroom и Zoom».

Для определения сформированности навыков обучающихся по работе на платформах дистанционного обучения Google Classroom и Zoom была разработана инструкция и проведена онлайн-конференция.

На заключительном этапе формирующего эксперимента (после прохождения обучения) для определения у преподавателей опыта применения знаний и умений по планированию и проведению учебного процесса с привлечением электронных учебно-методических курсов на базе систем дистанционного обучения Google Classroom и Zoom предусматривалось выполнение проектного задания (итоговой работы), заключавшееся в создание электронного учебно-методического курса и его использованию в распределенном доступе на базе систем дистанционного обучения Google Classroom и Zoom. Оценка проектного задания по результатам представления авторского электронного учебно-методического курса на базе систем дистанционного обучения Google Classroom и Zoom показала, что все слушатели соответственно достигли должного уровня сформированности компетентностей в области создания и использования электронного учебно-методического комплекса на базе систем дистанционного обучения Google Classroom и Zoom. Проведенная онлайн-конференция и разработанная инструкция по осуществлению изучения дисциплины «Культура деловой этики и имидж» на платформе Google Classroom для обучающихся позволили без появления проблем пройти всем обучение по данному курсу.

На третьем, заключительном, этапе педагогического эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что педагогическое консультирование позволяет решить возникающие проблемы всех участников педагогического процесса, которая нашла подтверждение в процессе экспериментальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: