Методические рекомендации по организации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа

Для оказания педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа необходимо обеспечить в колледже функционирование двух систем: портала и раздела на официальном сайте организации.  

Дополнительный ресурс (портал) позволяет обеспечить не только проведение учебных занятий, оценку качества обучения, дистанционное взаимодействие педагогов и обучающихся с использованием ресурсов сети Интернет, но и оказание педагогического консультирования. Данные ресурсы оформляются как некий образовательный портал, который, как правило, представляет собой хранилище образовательных материалов, дополненное различными инструментами, обеспечивающими взаимодействие педагогов и обучающихся, использование образовательных материалов в процессе изучения соответствующих дисциплин. Например, так создаются многочисленные сайты дистанционного обучения, основанные на использовании специализированных образовательных интернет-платформ (eLearпiпg Server, Moodle и др.), позволяющие разрабатывать и публиковать образовательные материалы (тексты, страницы, файлы, ссылки, тесты, задания и др.), использовать разнообразные формы взаимодействия (почта, форумы, чаты, групповые обсуждения, опросы и др.) и др [89].

Функционирование портала с точки зрения консультирования позволит проводить оналайн запись на прием к консультанту, планировать мероприятия и оповещать широкую общественность, организовывать и проводить вебинары, интернет-конференций, консультирование всех участников педагогического процесса, организовывать прямую линию со специалистами. Все данные, собранные через портал должны быть строго конфиденциальны.

Раздел на официальном сайте по оказанию консультирования создается с целью организации свободного доступа граждан к информации о оказании поддержки всем участникам педагогического процесса. Раздел должен отражать: основную информацию, контактные данные, учредительные документы, режим работы консультанта, возможные формы оказания педагогического консультирования, сводку новостей, форму обращения (обратная связь), всплывающее окно с чатом. Поэтому данный раздел должен иметь систему навигаций, которая выполнена либо в виде текстовых строк, графических объектов, то есть кнопок, либо активных компонентов, например, Java-апплетов.

На сайте образовательной организации в разделе педагогического консультирования продуктивно будет ввести всплывающее окно с чатом или форум (вопрос/ответ), они позволят в режиме онлайн или офлайн оказывать консультационную поддержу, а также отследить часто встречающиеся вопросы, которые позволят составить методические рекомендации по их разрешению.

При реализации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа используются: активные и интерактивные формы проведения консультаций в дистанционном формате (деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, кейсов, психологические и иные тренинги); беседы с постановкой проблемы, использованием метода провокации; вербальное проявление эмпатии, оказание психологической поддержки; интервью, наблюдение, активное слушание и др.

Консультанты в свою очередь должны использовать различные виды интернет-консультирования, такие как: видео конференц-связь; аудио сессии; текстовый чаты «один на один»; электронную почту «один на один»; терапию группы с помощью доски для сообщений; терапию группы с помощью электронной почты; терапию группы с помощью чата; онлайн группы поддержки; терапевтическое участие в виртуальных сообществах; инструменты самоусовершенствования (самопомощи) онлайн; вебблоги; оценка (психодиагностика) онлайн; информационные вебсайты; личные вебсайты, сетевые журналы; аудио, звуковые записи и фильмы и т.п.

При оказании удаленной консультационной помощи необходимо использовать два способа общения: синхронная и асинхронная коммуникация. Синхронная коммуникация подразумевает по собой общение в «реальном времени», когда консультант и клиент одновременно находятся в Сети и общаются по видео или аудиосвязи. При таком виде взаимосвязи сохраняется спонтанность, ощущается личное присутствие и «живое» общение, а также присутствует возможность воспринимать и интерпретировать вербальные сигналы. Недостатком данного способа является нахождение клиента и консультанта в разных часовых поясах. Большую свободу предоставляет асинхронная коммуникация, ресурсами которой являются электронная почта, блоги, чаты и программы-коммуникаторы, сохраняющие информацию. Преимуществом данного способа является тщательное рассмотрение проблемы, что позволяет давать качественную обратную связь. Сохранение информации позволяет анализировать процесс взаимодействия, можно возвращаться к ранее сказанному (написанному). Но данный формат не подойдет, если нужна немедленная поддержка.

В дистанционном педагогическом консультировании организации консультирования может принимать различные формы: организация взаимодействия через видеолокацию; оказание консультационных услуг по электронной почте (подготовка и направление письменного ответа); консультирование через сайт или раздел сайта, либо через группу в социальных сетях (подготовка письменного ответа).

В дистанционном оказании педагогического консультирования в колледже могут быть использованы видеолекции в двух режимах: off-line и on-line. Видеолокацию в режиме онлайн можно проводить с помощью вебинаров или видеоконференций. Для организации вебинаров можно использовать такие сервисы как: youtube, webinar.ru, ClickMeeting. Данные сервисы имеют возможность диалога в чате, подключить доску для рисования и демонстрировать экран. При ведении общих консультация в режиме онлайн используются сервисы, позволяющие вести видеоконференций: ВКС Мегафон, Zoom, Hangouts Meet. Они имеют те же функции, но к ним добавляется совместное использование доски, запись экрана, загрузка файлов.

При оказании педагогического консультирования через сайт или раздел сайта, либо через группу в социальных сетях необходимо помнить, что ответ на вопрос рекомендуется представить в течение 3 рабочих дней.

Консультирование через сайт осуществляется с помощью созданного форума или всплывающего чата. Клиенты на форуме задают вопросы в специально созданных темах, а консультанты в рамках своих профессиональных компетенций отвечают на поставленные вопросы в течение трех дней. Всплывающий чат требует мгновенного ответа, что в свою очередь ведет к необходимости иметь в штате работников квалифицированного консультанта.

Консультант в своей деятельности может вести блог, в котором будут отражаться рекомендации для всех участников педагогического процесса. Для этого можно использовать следующие платформы Blogger, Живой Журнал, Word Press, Блог.Ру.

При организации совместной деятельности групп широко используется электронное средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на управляющие действия пользователя, которое называется глог или интерактивный плакат. Совместную деятельность можно организовывать и в социальных сетях. 

Для хранения мультимедиа ресурсов и возможного общего доступа используются следующие сервисы Fotolink, Podster, Документы Google.

Сервисы Edmodo, Google Classroom, Simpoll, LearningApps позволяют отразить целостно содержание образовательной деятельности, а также отобразить интерактивные задания, тесты, формы обратной связи, соотнести объекты.

Для организации эффективной командной работы существуют инструменты, позволяющие быстро наладить коммуникацию между членами команды, спланировать деятельность, распределить задачи и проконтролировать результат. К ним можно отнести следующие: Trelo, Miro, Tellsy, Google Drive, Yandex Диск.

Коммуникацию клиента и консультанта можно осуществлять с помощью мессенджеров WhatsApp, Viber, Telegram. Данные мессенджеры позволяют организовать индивидуальное и групповое общение, прикреплять документы, использовать видеозвонки.

При отсутствии возможности организации образовательного портала в колледже, педагогическое консультирование ведется через информирование клиента на официальном сайте учреждения и сервисов, описанных выше. Опытно-экспериментальная работа проводилась без функционирования образовательного портала.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию цифровой образовательной среды с использованием дистанционных технологий эксперимента нами выделены наиболее развиты формы работы в открытых неструктурированных форматах: это форумы – ответ на единственный вопрос клиента через интернет; индивидуальное консультирование через социальные сети, почту или мессенджеры; групповое консультирование с помощью видеоконференций.

Для осуществления консультационной педагогической поддержки нами были задействованы следующие сервисы:

1) Google Classroom, в котором создался курс и велось педагогическое сопровождение обучающихся. Данный сервис позволил структурировать курс, предоставлять необходимую консультацию и отвечать на вопросы обучающихся;

2) Google Формы для создания тестов, опросов с целью выявления проблемы клиента;

3) Google Диск для предоставления общего доступа к информации;

4) Социальная сеть Вконтакте, электронная почта Gmail, мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram для проведения индивидуального консультирования;

5) Zoom для проведения группового консультирования в режиме реального времени.

Таким образом, предлагаемая консультативная модель позволяет проводить дистанционные консультации (в режиме онлайн и офлайн), является простой в использовании, задействует минимальное количество сервисов и имеет все возможности для оказания помощи клиенту.

Вывод ко второй главе

При управлении процессом внедрения цифровизации в образовательную организацию и создания новой образовательной услуги с целью повышения конкурентоспособности и привлечения финансовой составляющей от руководителя или консультанта образовательного учреждения требуются знания по основам маркетинга образования. 

Проведённое маркетинговое исследование ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» позволило спроектировать элемент цифровой образовательной среды с использованием дистанционных образовательных технологий – дистанционного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности», который имеет блочную структуру.

На третьем, заключительном, этапе педагогического эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что педагогическое консультирование позволяет решить возникающие проблемы всех участников педагогического процесса, которая нашла подтверждение в процессе экспериментальной работы.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы по формированию цифровой образовательной среды с использованием дистанционных технологий эксперимента нами выделены наиболее развиты формы работы в открытых неструктурированных форматах: это форумы – ответ на единственный вопрос клиента через интернет; индивидуальное консультирование через социальные сети, почту или мессенджеры; групповое консультирование с помощью видеоконференций.

Для осуществления консультационной педагогической поддержки в период эксперимента нами были задействованы следующие сервисы: Google Classroom, Google Формы, Google Диск, социальная сеть Вконтакте, электронная почта Gmail, мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram и платформа Zoom. Данная модель по организации педагогического консультирования является простой в использовании, задействует минимальное количество сервисов и имеет все возможности для оказания помощи клиенту.

 



Заключение

В результате проведенного исследования были получены методические и технические решения по организации педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа. Результаты исследования способствуют качественному построению процесса оказания педагогической помощи в дистанционном формате с использованием информационно-коммуникационных систем.

Научные и практические результаты работы состоят в следующем:

1) Проанализированы сущность и содержание педагогического консультирования в колледже. Консультирование в образовательной сфере – это многогранный процесс, который требует от консультанта теоретических знаний, результатом применения данных знаний в процессе педагогического консультирования будут являться разрешение проблемы или внесение позитивных изменений в проблему клиента.

2) Определены современные методы организации педагогического консультирования в колледже. Существует множество методов педагогического консультирования, с помощью которых будет достигаться разрешение или позитивное изменение проблемы клиента, а с развитием Интернет-технологий педагогическое консультирование можно осуществлять дистанционно.

3) Изложена тенденция цифровой трансформации информационно-образовательной среды колледжа. Процесс информатизации во всех учебных заведениях уже завершен, а информационно образовательная среда колледжа постоянно претерпевает изменения в соответствии с развитием общества. Совсем недавно появилось новое веяние в образовании, в информационно-образовательную среду колледжа стали внедрятся цифровые технологии. Появился новый термин «цифровая образовательная среда».

4) Сформулировано определение цифровой образовательной среды. На основании теоретического изучения современных исследований сущности рассматриваемого понятия и собственного опыта профессиональной деятельности, цифровую образовательную среду мы рассматриваем как совокупность системно выстроенного управляемого интерактивного взаимодействия участников педагогического процесса направленного на личностно-профессиональное мотивированное развитие учащихся, реализуемого с использованием информационно-консультационных методов, компьютерной техники и программно-телекоммуникационных средств обучения.

5) Выделены особенности, задачи, участники цифровой образовательной среды и ключевые мероприятия по её внедрению в образовательное учреждение среднего профессионального образования. Цифровизация образования должна способствовать достижению заранее намеченных результатов с учетом непрерывного, индивидуально выстроенного на основе технологий продвинутого обучения (advanced learning technologies), образования в течение всей жизни (life learning process), обеспечивающего формирование ключевых компетенций и целенаправленного развития конкурентоспособных качеств будущих специалистов постиндустриального социума.

6) Описаны роль и значение цифровой образовательной среды в повышении конкурентоспособности образовательной организации. Чтобы создать конкурентоспособную систему образования необходимо сформировать конкретную программу по внедрению цифровой трансформации, организовать и воссоздать модель цифрового колледжа, технически подготовить кадровый состав, при этом регулярно отслеживать и учитывать направление развития рынка образовательных услуг, его состояние, а самое главное – создать новые образовательные услуги.

7) Проведено маркетинговое исследование по внедрению образовательной услуги в цифровую образовательную среду на примере ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум».

8) Спроектирован курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум».

9) Апробирован элемент цифровой образовательной среды – дисциплина «Культура деловой этики и имидж» на базе системы дистанционного обучение Google Classroom с использованием приложения Zoom в рамках дистанционного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности». Опытно-экспериментальная работа по формированию цифровой образовательной среды с использованием дистанционных технологий проводилась на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум», ГБПОУ РМЭ «Строительно-промышленный техникум» и МБОУ «Лицей №28 г.Йошкар-Олы», и проходила в три этапа: констатирующий (2018 – 2019 гг. учебный год), формирующий (сентябрь 2019 – январь 2020 г.) и заключительный (январь 2020 – май 2020 г.). В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлено, что все участники образовательного процесса нуждаются в педагогическом консультировании. На заключительном этапе эксперимента была выдвинута гипотеза о том, что педагогическое консультирование позволяет решить возникающие проблемы всех участников педагогического процесса, которая нашла подтверждение в процессе экспериментальной работы.

10) Разработаны методические рекомендации по осуществлению педагогического консультирования в цифровой образовательной среде колледжа с использованием дистанционных технологий. Для осуществления консультационной педагогической поддержки в период эксперимента нами были задействованы следующие сервисы: Google Classroom, Google Формы, Google Диск, социальная сеть Вконтакте, электронная почта Gmail, мессенджеры WhatsApp, Viber, Telegram и платформа Zoom. Данная модель по организации педагогического консультирования является простой в использовании, задействует минимальное количество сервисов и имеет все возможности для оказания помощи клиенту.


 


Список литературы

1. Gilliland B.E.. Theories and Strategies in Counseling and Psychotherapy. 2-nd Ed. Englewood Cliffs. / B.E. Gilliland, R.K. James, J.T. Browman. – N.J.: Prentice-Hall, 1989.

2. Size of e-learning packaged content market in 2013 and 2016, by region (in million U. S. dollars) // Statista: [сайт]. – URL: https://www.statista.com/statistics/501115/worldwide-elearning-packaged-content-market-size-by-region/ (дата обращения: 17.11.2019).

3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию/ Г.С..Абрамова. – М.,1995. (1, 174-175).

4. Аксюхин А. А. Информационные технологии в образовании и науке/ А. А. Аксюхин, А. А. Вицен, Ж. В. Мекшенева // Современные наукоемкие технологии. — 2009. — № 11. — С. 50–52.

5. Активная информационная система вуза в информационно-образовательной среде / Г.М. Цибульский, М.В. Носков, Р.А. Барышев [и др.] // Педагогика: журнал. — 2017.— №3.— С. 28-33.

6. Алексанков А. М. Четвертая промышленная революция и модернизация образования: международный опыт / А. М. Алексанков // Стратегические приоритеты. –2017. – №1. – С. 53–69.

7. Аленичева Т.С. Управление образовательной организацией в условиях формирования цифровой образовательной среды / Т.С. Аленичева, Н.Б. Куршакова // От синергии знаний к синергии бизнеса. Сборник статей и тезисов докладов V Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и преподавателей. – 2018. – С. 96-99.

8. Антонова Д.А. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений / Д.А. Антонова, Е.В. Оспенникова, Е.В. Спирин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2018. – № 14. – С. 5–37. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-sistemy-obrazovaniya-proektirovanie-resursov-dlya-sovremennoy-tsifrovoy-uchebnoy-sredy-kak-odno-iz-ee (дата обращения: 04.10.2019).

9. Ахметжанова Г.В. Цифровые технологии в образовании / Г.В. Ахметжанова, А.В. Юрьев // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – С.334-336. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-tehnologii-v-obrazovanii-1/viewer (дата обращения: 08.09.2019).

10. Барахсанова Е.А. Школьники в цифровой образовательной среде: условия, предпочтения, безопасность / Е.А. Барахсанова, И.И. Малгаров // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-2. – С. 64-66.

11. Безмолитвенный А. Онлайн коучинг / А. Безмолитвенный // Личный сайт Антона Безмолитвенного: [сайт]. – URL: http://www.bezmolit.tv/coaching/coaching-online (дата обращения: 08.09.2019).

12. Бендова Л.В. Тьюторство как новое пространство педагогической деятельности / Л.В. Бендова, А.Г. Чернявская // Саратовская региональная образовательная ВикиВики: [сайт]. – URL: wiki.saripkro.ru/images/Tutorstvo.doc (дата обращения: 08.09.2019).

13. Бондаренко Н.В. Индикаторы образования: 2017: статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина [и др.] // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ. – 2017. – 320 с.

14. Бороненко Т.А. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды/ Т.А. Бороненко, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 2 (38). – С. 167–193. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-gramotnosti-shkolnikov-v-usloviyah-sozdaniya-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 08.09.2019).

15. Буряк В.В. Цифровизация образования: disruptive technologies в образовании / В.В. Буряк, В.И. Шостка // Гуманитарные научные исследования. – 2019. – № 9 – URL: http://human.snauka.ru/2019/09/26047 (дата обращения: 08.09.2019).

16. Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения / С.В. Буцык // Открытое образование. – 2019. – № 1. – С. 27–33. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-pokolenie-v-obrazovatelnoy-sisteme-rossiyskogo-regiona-problemy-i-puti-resheniya (дата обращения: 18.10.2019).

17. Бычкова Е. Самый умный город. Как школы используют современные технологии?/ Е.Бычкова // Аргументы и факты. – 2017. – № 4. – С. 20.

18. Вартанова Е. Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е. Л. Вартанова, А. В. Вырковский, М. И. Максеенко, С. С. Смирнов. – М.: МедиаМир. – 2017. – 160 с.

19. Василенко У.П. «Формирование ИКТ-компетентности согласно ФГОС»/ У.П. Василенко// Открытый урок. 1 сентября: [сайт]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/627386/33 (дата обращения: 16.10.2019).

20. Васюкевич, В.В. Разработка и использование электронного учебно- методического комплекса на базе модульно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Васюкевич В.В. – М., 2009. – 22 с.

21. Введение в «Цифровую» экономику / А. В. Кешелава, В. Г. Буданов, В. Ю. Румянцев [и др.]; под общ. ред. А. В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И. А. Зимненко. – ВНИИ Геосистем, 2017. – 28 с.

22. Вершинина Г.М. «Создание единого информационного пространства образовательного учреждения» / Г.М. Вершинина // Открытый урок. 1 сентября: [сайт]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/568633/ (дата обращения: 16.10.2019).

23. Вымятнин, В.М. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки / В.М. Вымятнин, В.П. Демкин [и др.] // Институт дистанционного образования Томского государственного университета: [сайт]. – URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223&page=649 (дата обращения: 16.10.2019).

24. Главный тренд российского образования – цифровизация // Учительская газета: [сайт]. – URL: http://www.ug.ru/article/1029 (дата обращения: 11.10.2019).

25. Голованова, И.А. Некоторые проблемы составления упражнений, предназначенных для электронного обучения / И.А. Голованова, Е.А. Яновская // Иностранные языки в школе: журнал. – 2017. – № 10. – С. 39-43.

26. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, «Собрание законодательства РФ», 27.05.2013, N 21, ст. // Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.10.2019).

27. Грабко, Е.Ю. Мотивация преподавателей вузов к организации дистанционного обучения / Е.Ю. Грабко, Т.А. Лавина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – 159 с.

28. Григорьев С.Г. Информатизация образования / С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун // Фундаментальные основы. – Томск: ТМЛ-Пресс. – 2008. – 286 с.

29. Грищенко, Л.П. Теоретические и методические аспекты формирование ИКТ-компетентности будущих менеджеров в условиях непрерывной подготовки (на примере «колледж-вуз»): автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 / Грищенко Л.П. – М., 2011. – 20 с.

30. Демкин, В.П. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии. Методическое пособие для преподавателей / В.П. Демкин, Г.В. Можаева // Томск: ТГУ. – 2003.

31. Демкин, В.П. Технологии дистанционного обучения / В.П. Демкин, Г.В. Можаева. – Томск: Изд-во: Том. ун-та. – 2003. – 106 с.

32. Дугарцыренова, В.А. Сетевые ресурсы как средство оптимизации обучения академическому письму на иностранном языке в условиях самостоятельной работы / В.А. Дугарцыренова, Д.В. Бердникова, А.К. Купцова // Иностранные языки в школе: журнал. – 2017. – №3. – С. 26-38.

33. Дьякова Е.А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Е.А. Дьякова, Г.Г. Сечкарева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. – 2019. – № 2. – С. 24–36. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-kak-osnova-podgotovki-uchitelya-xxi-veka-problemy-i-resheniya (дата обращения: 11.10.2019).

34. Жданкина И.Ю. Сущность и понятие конкурентоспособности образовательных организаций / И.Ю. Жданкина, Е.А. Шамин // Вестник НГИЭИ. – 2014. – №9 (40). – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения:12.12.2019).

35. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О.В. Зимина. – М.: Изд-во МЭИ. – 2003. – 336 с.

36. Измайлова Н.С. Опыт использования онлайн-курса как инструмента развития умений письменной речи / Н.С. Измайлова // Иностранные языки в школе: журнал. – 2017. – № 10. – С. 49-53.

37. Информатизация образования // Российская педагогическая энциклопедия: [сайт]. – URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 11.10.2019).

38. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий // Исследование рынка онлайн-обучения 2020: [сайт]. – URL: https://edmarket.digital/ (дата обращения: 11.10.2019).

39. Карабельская И.В. Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы / И.В. Карабельская // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. – 2017. – № 1 (19). – С. 127-131

40. Каракозов С.Д. Развитие цифровой образовательной среды в российской федерации: механизмы развития и возможные риски / С.Д. Каракозов, Л.Р. Пикалова, Е.П. Седова, О.Н. Титова // Ростовский научный журнал. – 2018. – № 11. – С. 85-100.

41. Кизик О.А. К вопросу о становлении информационной компетентности как составляющей профессиональной компетентности выпускника профессионального лицея / О.А. Кизик // Материалы научно-методической конференции «Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации». В 2-х частях. – Петрозаводск. – 2003. – Ч.1. – С. 167-168.

42. Кирдянкина С.В. Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. / Кирдянкина С.В.; – Хабаровск, 2011. – 29 с.

43. Клочкова Т.В. Конкурентоспособность высшего учебного заведения в условиях цифровой экономики / Т.В. Клочкова // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2017. – №4. – С. 233-240. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki/viewer (дата обращения: 08.09.2019).

44. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования: учеб, пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

45. Козлова Е.С. Обоснование выбора системы дистанционного обучения в высшем учебном заведении/Е.С. Козлова, М.А. Черкасов, В.Н. Макашова, Л.В. Курзаева//Сборник трудов II международной научно-практической конференции: Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук. – 2016. – С. 48-56. 

46. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – Вып. 1/40. – С. 83-91.

47. Колесникова А.Н. Видеопроект как мультимедийный продукт для развития устнопроизносительных навыков и устно-речевых умений / А.Н. Колесникова // Иностранные языки в школе: журнал. – 2017. – № 7. – С. 24-28.

48. Колыхматов В.И. Развитие интернета в школах Ленинградской области в условиях цифровизации образования / В.И. Колыхматов // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 3 (31). – С. 50–59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interneta-v-shkolah-leningradskoy-oblasti-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 08.09.2019).

49. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю.Г. Коротенков. – М.: Академия АйТи, 2011.

50. Корягина Е.Д. Цифровой аватар образования / Е.Д. Корягина / Теоретическая экономика. – 2019. – № 2 (50). – С. 62–66. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-avatar-obrazovaniya (дата обращения: 13.11.2019).

51. Краснова, Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова, М.И. Беляев, А.В. Соловов. – М., МГИУ, 2001. – 304 с.

52. Кудлаев М. С. Процесс цифровизации образования в России / М.С. Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – №31. – С. 3-7. – URL https://moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 17.11.2019).

53. Кудлаев М.С. Процесс цифровизации образования в России / М.С. Кудлаев // Молодой ученый. – 2018. – №31. – С. 3-7. – URL: https: //moluch.ru/archive/217/52242/ (дата обращения: 15.03.2019).

54. Лаврентьев С. Ю. Инновационные технологии педагогического консалтинга в вузе / С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов // Вестник Марийского государственного университета. – 2019. – Т. 13. – № 2. – С. 182-188. – URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/article.html?id=1822 (дата обращения: 15.03.2019).

55. Лаврентьев С.Ю. Возможности использования цифровых инноваций в педагогическом консультировании студентов вуза / С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов // LІІІ Международная научная конференция. Актуальные научные исследования в современном мире // Журнал – Переяслав-Хмельницкий, 2019. – Вып. 10(54), ч. 5 – С 59-63.

56. Лаврентьев С.Ю. Использование электронных технологий в образовательной среде вуза / С. Ю. Лаврентьев, Д. А. Крылов // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 11. – С. 129-133. – URL: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=36857 (дата обращения: 18.12.2019).

57. Лаврентьев С.Ю. Лекция 2. Основы маркетинга образования / С.Ю. Лаврентьев // Марийский государственный университет. Сервер электронного обучения: [сайт]. – URL: https://elearning.marsu.ru/pluginfile.php/314747/mod_resource/content/1/Лекция%202%20Основы%20маркетинга%20образования.pdf (дата обращения: 18.12.2019).

58. Лаврентьев С.Ю. Лекция 3. Организация и проведение маркетинговых исследований / С.Ю. Лаврентьев // Марийский государственный университет. Сервер электронного обучения: [сайт]. – URL: https://elearning.marsu.ru/pluginfile.php/217361/mod_resource/content/1/Лекция%203%20Организация%20и%20проведение%20маркетинговых%20исследований.pdf (дата обращения: 18.12.2019).

59. Лаврентьев С.Ю. Лекция 4. Маркетинговая среда образовательного учреждения / С.Ю. Лаврентьев // Марийский государственный университет. Сервер электронного обучения: [сайт]. – URL: https://elearning.marsu.ru/pluginfile.php/217351/mod_resource/content/1/Тема%204%20МАРКЕТИНГОВАЯ%20СРЕДА%20ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО%20УЧРЕЖДЕНИЯ.pdf (дата обращения: 18.12.2019).

60. Лаврентьев С.Ю. Лекция 5. Рынок образовательных услуг / С.Ю. Лаврентьев // Марийский государственный университет. Сервер электронного обучения: [сайт]. – URL: https://elearning.marsu.ru/pluginfile.php/217354/mod_resource/content/1/Лекция%205%20Рынок%20образовательных%20услуг.pdf (дата обращения: 18.12.2019).

61. Лапин В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании [Текст] / В. Г. Лапин // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 1 (21). – С. 55–59.

62. Лялина Ю.Л. Использование интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам / Ю.Л. Лялина // Иностранные языки в школе: журнал. – 2017. – № 10. – С. 28-31.

63. Макаров С.И. Методические основы создания электронных учебных ресурсов для экономических вузов в предметной области «Математика» / С.И. Макаров – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. акад., 2002. – 92 с.

64. Маниковская М.А. Цифровизация образования: вызовы традиционным нормам и принципам морали / М.А. Маниковская // Власть и управление на Востоке России. – 2019. – № 2 (87). – С. 100–106. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obrazovaniya-vyzovy-traditsionnym-normam-i-printsipam-morali. (дата обращения: 17.01.2020).

65. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы / А. Марей // Boston Consulting Group: [сайт]. – URL: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx (дата обращения: 11.10.2019).

66. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. - М.: Смысл, 2000. – 109с.

67. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов // Научно-информационный портал «Поиск»: [сайт]. – URL: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 11.10.2019).

68. Можаров М.С. Мультимедийное проектирование в профессиональном самоопределении будущего учителя / М.С. Можаров, А.Э. Можарова // Педагогическое образование и наука: журнал. – 2017. – №1. – С. 105-110.

69. Морозов А.В. Профессионализм учителя как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях цифровой образовательной cреды / А.В. Морозов, Л.Н. Самборская // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 6 (131). – С. 43–48. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-uchitelya-kak-vazhneyshiy-resurs-i-determinanta-kachestva-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-usloviyah-tsifrovoy (дата обращения: 18.10.2019).

70. Мухин О.И. Формирование таланта в эпоху цифровизации. Модель обучения одаренных и талантливых учащихся / О.И. Мухин // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. – 2017. – № 13. – С. 19–33. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-talanta-v-epohu-tsifrovizatsii-model-obucheniya-odarennyh-i-talantlivyh-uchaschihsya. (дата обращения: 8.03.2019).

71. Мясоедова Е.А. Информационная образовательная среда учреждения: понятие, структура, проектирование / Е.А. Мясоедова, Г.А. Будникова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. – 2012. — №2. – С. 82–90.

72. Невзорова А.В. Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога / А.В. Невзорова // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 9-11. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1782/ (дата обращения: 22.12.2019).

73. Новоселова К.В. Проект «Цифровая школа» / К.В. Новоселова // Электронный научный журнал. Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: [сайт]. – URL: http://journal.kuzspa.ru/journals/2/(дата обращения: 13.02.2019).

74. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 дек. 2012 года, № 273-ФЗ: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 дек. 2012 года // Официальные документы в образовании. – 2013. – № 2. – С. 2-120; № 3. – С. 2-114.

75. Омарова С.К. Современные тенденции образования в эпоху цифровизации / С.К. Омарова // Педагогика. Вопросы теории и практики. –2018. – № 1 (9). – С. 78–83. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-obrazovaniya-v-epohu-tsifrovizatsii (дата обращения: 15.03.2019).

76. Певзнер М.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко, В.О. Букетов и др. / Под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. – 316 с. [стр 8]

77. Петров П.К. Информатизация физкультурного образования: опыт и проблемы / П.К. Петров // Теория и практика физической культуры: журнал. – 2017. – №1. – С. 6-8.

78. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петрова. Под редакцией Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 272 с.

79. Попова Н.В. Телекоммуникационный проект как реализация полилога культур в обучении иностранному языку в вузе / Н.В. Попова, Г.В. Третьякова // Иностранные языки в школе: журнал. –2017. – №2. – С. 29-38.

80. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» / Современная цифровая образовательная среда в РФ: [сайт]. – URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 12.10.2019).

81. Провков Н.С. Цифровые технологии в образовании / Н.С. Провков, Л.В. Пятилетова // Современные научные исследования и инновации. – 2019. – № 2. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2019/02/88734 (дата обращения: 02.02.2020).

82. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: ИИО РАО, 2010. – 140 с.

83. Русаков, А.А. Применение электронных средств обучения и технологий дистанционного обучения в разработке модели методики профильного обучения старшеклассников на базе ресурсного центра вуза / А.А. Русаков, Т.А. Чернецкая // Педагогическая информатика. – 2011. №1. – С. 11- 17.

84. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов. / О.В. Сагинова // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokazateli-konkurentosposobnosti-vuzov (дата обращения: 11.04.2020).

85. Садырин В.В. Сетевое взаимодействие педагогических вузов: механизмы формирования и развития / В.В. Садырин, М.В. Потапова, Д.В. Татьянченко // Педагогическое образование и наука: журнал. – 2017. – №1. – С. 19-25.

86. Саприн М. Коучинг - что это такое? / М. Саприн // Институт практической психологии: [сайт]. – URL: http://ippli-genesis.ru/opinion/opinion_4.html (дата обращения: 11.04.2020).

87. Саханский Н.Б. Консультирование как область педагогического знания и образовательной деятельности. / Н.Б. Саханский // Институт управления образованием РАО. [М.]: [сайт]. – URL: http://www.iuorao.ru/attachments/292 consulting. docx (дата обращения: 01.04.2020).

88. Сачкова Л.А. Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов в муниципальной системе образования. Автореф. дис. канд. пед. наук / Сачкова Л.А. – Нижний Новгород, 2011. – 47с.

89. Сергеев А.Н. Образовательный портал вуза как социальная сеть: стратегии поведения преподавателей и студентов как пользователей социальной сети / А.Н. Сергеев // ОТО. – 2016. – №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnyy-portal-vuza-kak-sotsialnaya-set-strategii-povedeniya-prepodavateley-i-studentov-kak-polzovateley-sotsialnoy-seti (дата обращения: 04.06.2020).

90. Сидоров Г. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях. 2017. / Г. Сидоров // Itweek: [сайт]. – URL: https://www. itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 23.09.2018).

91. Сидоров Г. Цифровой университет: применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях // ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО СК ПРЕСС». – 2017. – URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=192831 (дата обращения: 17.11.2019).

92. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образовании / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – Т. 25. – № 2. – С. 84—88.

93. Тарасов А.М. Цифровое образование: приоритеты и перспективы / А.М. Тарасов, Н.Ю. Стоюшко // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – С.316-319. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-prioritety-i-perspektivy (дата обращения: 08.09.2019).

94. Тимофеева Г.А. Технология разработки курса дистанционного обучения / Г.А. Тимофеева //Муниципальное образование: инновации и эксперимент – №5. – 2012. – С. 38-39

95. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика /А.Ю Уваров. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 220 с.

96. Уринцов А.И. Государственная политика РФ, направленная на развитие образования в условиях цифровой экономики / А.И. Уринцов, О.В. Староверова, Е.С. Свиридова, Г.М. Епифанов // Проблемы современного педагогического образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2018. – Т.14 – № 4. – С. 842-850. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-obrazovanie-prioritety-i-perspektivy (дата обращения: 08.09.2019).

97. Утёмов В.В. Модель реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена / В.В. Утёмов // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – С. 48–54.

98. Ушахина Е. Школа будущего: самые интересные методы обучения / Е. Ушахина // Издательство «МИФ». – 2016. – 20 января. – URL: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2016/01/20/shkola-budushhego-samye-interesnye-i-netrivialnye-podxody-v-obuchenii-detej/ (дата обращения: 17.11.2019).

99. Фролов В. Н. Проектирование дистанционного образовательного курса с помощью технологии E-Learning / В. Н. Фролов, Р. Ю. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). – Санкт-Петербург: Свое издательство. – 2017. – С. 10-15. – URL: https://moluch.ru/conf/tech/archive/231/12649/ (дата обращения: 18.05.2020).

100. Чернобай Е.В. Методическая система подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов: дис. … канд. пед, наук: 13.00.02, 13.00.08 / Чернобай Е.В. – М., 2008. – 161 с.

101. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция / Д.К. Шваб // Электронная библиотека Mybook: [сайт]. – URL: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read/ (дата обращения: 15.10.2019).

                



Приложение А

Таблица А.1 – Виды педагогических консультационных услуг

Виды консультационных услуг

Содержание услуг

Консультирование обучающегося

 

Предметная консультация

Оказание помощи в ситуациях затруднения, связанных с усвоением учебного материала по определенному предмету.

Метапредметная консультация

Помощь, направленная на развитие общеучебных знаний и навыков, освоение общих способов и приемов учебной деятельности

Профессиональная консультация

Консультация, связанная с профессиональной диагностикой и профессиональным информированием, направленная на оказание помощи учащимся в выборе будущей профессии

Предпрофильная консультация

Оказание помощи в выборе дальнейшего профиля обучения на основе диагностики индивидуальных личностных характеристик и мотивационных установок

Социально-педагогическая консультация

Консультация, связанная с формированием отношений обучающегося в социуме, в его коллективе, в кругу сверстников, в общении со взрослыми, с преодолением агрессивности в молодежной среде

Воспитательная консультация

Консультирование по поводу коррекции отклоняющегося поведения, преодоления вредных привычек и зависимостей

Консультирование семьи

Дидактическое консультирование

Консультация законных представителей по вопросам подготовки обучающегося к колледжу, оказания ему помощи в выполнении домашних заданий и иных видов учебной деятельности

Медико-педагогическая консультация

Консультация по вопросам влияния возрастных физиологических изменений на учебную деятельность обучающегося, организации его режима дня и самостоятельной подготовки

Корректирующая консультация

Консультация, направленная на диагностику и исправление ошибок семейного воспитания, коррекцию системы внутрисемейных отношений, в которую включен обучающийся

Информационные услуги

Предоставление интересующей законных представителей информации по вопросам жизнедеятельности образовательного учреждения со специальными комментариями консультанта

 
Консультирование по вопросам кооперации и взаимодействия

Оказание помощи по вопросам взаимодействия семьи и колледжа, отношений " законный представитель-обучающийся", " законный представитель-учитель"

 
         

 

Продолжение таблицы А.1

Консультирование педагогов

Аудит качества образовательного процесса

Проведение независимой экспертизы уровня образованности, учебных достижений учащихся с разработкой конкретных рекомендаций по улучшению качества знаний и уровня воспитанности учащихся

 
Методическая консультация

Оказание консультационной помощи в решении конкретной методической проблемы

 
Проектное консультирование

Помощь в создании творческих продуктов, направленных на совершенствование образовательного процесса (составление авторской учебной программы, разработка новой образовательной технологии и т.д.)

 
Процедурно-диагностическое консультирование

Проведение консультаций по использованию процедур и инструментария педагогической диагностики

 
Эвалюационные услуги

Оказание помощи в проведении комплексного анализа и оценки результатов профессиональной деятельности

 
Общепедагогические консультации

Консультирование по предметам взаимодействия "педагог-обучающийся", "учитель-обучающийся" (формирование мотивации к учебной деятельности, управление педагогическим процессом, взаимодействие с различными группами обучающихся)

 

Консультирование управленческого персонала

 

Обеспечение информационными технологиями

Разработка и использование компьютерных программ, создание баз данных, компьютерных сетей и др.  

Программно-целевое консультирование

Оказание помощи администрации и коллективу образовательного учреждения в определении целей и разработке программы или разделов программы развития колледжа  

Командно-групповое консультирование

Помощь в формировании управленческих и целевых команд, консультации по групповому взаимодействию  

Ценностное ориентирование

Консультирование по проблемам формирования корпоративной культуры педагогического коллектива, определения философии и миссии колледжа  

Психологическое консультирование

Психологическая поддержка персонала, профилактика и урегулирование конфликтных ситуаций, психологическое обеспечение управленческих решений  

Консультирование управленческого персонала

 

Маркетинговая консультация

Оказание помощи в рекламе и продвижении образовательных услуг, формировании позитивного имиджа организации, повышении ее конкурентоспособности

Обеспечение связей с общественностью

Разработка технологий рекламы, взаимодействие со СМИ, развитие связей с общественными организациями и социальными партнерами

Организационно-методическое обслуживание

Оказание консультационной помощи в организации различных видов работы с персоналом (методическая работа, аттестация, проведение педсоветов и др.)

Аудит развития колледжа

Проведение комплексной экспертизы деятельности образовательного учреждения, включающей оценку результатов образовательного процесса, развития педагогического персонала, взаимодействия колледжа с социальными партнерами

         

 

Таблица А.2 – Типология ситуаций профессионального затруднения

Особенности стрессогенных факторов

Биографический стресс В основе стресса лежат негативные изменения в профессиональной карьере, влияющие на социальное положение специалиста и его статусно-ролевые позиции в коллективе
Ролевое рассогласование Причиной стресса является ролевой конфликт между различными субъектами профессиональной деятельности, нарушающий привычный характер их взаимодействия и вызывающий напряжение
"Повседневные неприятности" Стресс вызывается отдельными эпизодами в профессиональной деятельности, которые воспринимаются специалистом как отклонение от привычной нормы и оказывают на него эффект "психологической ошибки"

Отношение к ситуации затруднения

Актуальная ситуация Характеризуется осознанием индивидом имеющихся профессиональных затруднений, наличием у него отчетливо выраженной потребности и мотивационной готовности к преодолению затруднения
Потенциальная ситуация В основе ситуации находится объективно существующее, но субъективно не осознаваемое клиентом затруднение, не вызывающее в силу сложившихся стереотипов профессиональной деятельности явного, видимого напряжения

Характер затруднения

Ситуация дефицита профессионального опыта Обусловлена отсутствием опыта решения сложных педагогических задач, связанных с процессами обучения и воспитания обучающихся, а также с процессом взаимодействия с различными субъектами образовательной деятельности – коллегами, законными представителями, администрацией колледжа
Ситуация дефицита информации Связана с неумением педагога провести диагностические исследования динамики учебных достижений обучающихся, развития их способностей, уровня воспитанности; неумением собрать информацию, необходимую для эффективной организации образовательного процесса
Ситуация затруднения в адекватной самооценке В основе ситуации лежит неспособность педагога провести грамотный рефлексивный анализ собственной деятельности, выявить ее слабые и сильные стороны, определить проблемные поля, сравнить реальное состояние своего профессионального бытия с эталонным и объективно оценить себя как профессионала
Ситуация ценностного самоопределения Заключается в трудности определения основных ценностей, целей и перспектив профессиональной деятельности, которые дол­жны найти отражение во взаимодействии с обучающимися, законными представителями и коллегами, в организации образовательного процесса и внеурочной деятельности

 

Таблица А.3 – Инновационные формы и технологии научно-методического сопровождения педагогов в педагогическом консультировании

Профессиональные тренинги основаны на сотрудничестве, стимулировании стремления к личностному росту и росту профессионализма. Они построены на блочно-модульном принципе и предполагают поэтапное обучение и широкое использование активных развивающих методов. При этом тренинги часто завершаются семинаром в виде организационно-обучающей игры.
Модерирование представляет собой деятельность, по раскрытию потенциальных возможностей и способностей педагога опирающуюся на управления социально-педагогическим взаимодействием в группе. Модерирование основано на использовании ряда технологических приемов (визуализация, вербализация, презентация, обратная связь), обеспечивающих процесс свободной коммуникации, обмен идеями, мнениями, без прямого руководства и субъективной оценки характера, и результатов взаимодействия, что помогает педагогу принять профессионально правильное решение. При этом оно не вносит нового, а помогает потенциальное перевести в актуальный план.
Консультирование это особым образом организованное взаимодействие между консультантом и сопровождаемым, направленное на поиск возможностей эффективного преодоления затруднений и внесение положительных изменений в деятельность, как отдельного педагога, так и образовательного учреждения в целом.
Супервизия (индивидуальная или групповая) предполагает оказание консультационной помощи педагогу в преодолении профессионального затруднения, осуществляя при этом глубокую коррекцию и формирование его профессиональных установок.

 

 

Таблица А.4 – Современные научно-методического сопровождения педагогов в педагогическом консультировании

Коучинг одно из направлений психологического консультирования и тренинга, ориентированное на результат и систематический процесс сотрудничества, предполагающее профессиональное содействие человеку в постановке и достижении его личных и профессиональных целей. Коуч не дает советов и жестких рекомендаций, а занимается поиском решения вместе с сопровождаемым. Основные этапы: 1) осмысление существующей ситуации, постановка цели и проверка ее реальности; 2) разработка плана – определение путей достижения цели; 3) осуществление плана – реализация конкретных действия по достижению поставленной цели; 4) пост-сопровождение - стимулирующая поддержка со стороны коуча, основанная на регулярном напоминании сопровождаемому о реализуемом плане; анализ достигнутых при этом результатов и постановкой новой цели. Коучинг возможно осуществлять через Интернет-сеть[11; 86].
Тьюторство организация образования и самообразования педагога в процессе реализации индивидуальной образовательной программы поддержки, направленной на содействие его самоопределения и самореализации в профессиональной и общественной жизни. Тьютор - индивидуальный научный руководитель-консультант, наставник, направляющий, но не дающий готовых ответов на вопросы сопровождаемого, организующий. Организационные формы тьюторской деятельности: · Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) · Групповая тьюторская консультация Виды групповой тьюторской консультации: · Тьюториал (тьюторский семинар) предполагает активное групповое обучение, применение методов интерактивного и интенсивного обучения. Здесь широко используются деловые и ролевые игры, групповые дискуссии. · Тренинг (коммуникативный и мотивационный) основан на широком использовании различных методов и техник активного обучения. Это - деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. · Образовательное событие по содержанию соответствует таким понятиям как «праздник», «карнавал», «аукцион» [12].
Образовательный консалтинг система социально-технологических консультационно-методических приемов, которые используются для осуществления проектирования процесса инновационного развития образовательного учреждения и системы образования педагогов, включающая в себя разработки методик менеджмента и планирования образовательной деятельности. Образовательный консалтинг проводится по нескольким направлениям: 1) диагностика, предоставление рекомендаций, содействие во внедрении какого-либо проекта; 2) содействие организации в самостоятельной выработке нужных для ее развития решений (в этом случае роль консультанта состоит в том, чтобы с помощью определенных процедур создать условия для разработки плана действий); 3) содействие в осуществлении самоорганизации и саморазвития; организация совместной деятельности по решению какой-либо проблемы.

Таблица А.5 – Тактики и методы консультирования по видам консультационных услуг

Виды консультационных услуг

Тактики и методики консультирования

Консультирование обучающегося

Предметная консультация

Тактики эмоционального вызова, формирования позитивных установок, организации коллективной учебной деятельности

Метапредметная консультация
Профессиональная консультация

Тактики интервенции, подсказки, проблематизации, принятия, невмешательства

Предпрофильная консультация
Социально-педагогическая консультация Тактики психодрамы, индивидуального и группового вмешательства на основе эмпирической модели буллинга, модификации поведения, символического моделирования и самоделирования
Воспитательная консультация Тактики защиты, помощи, содействия, контракта, директивного воздействия, одобрения

Консультирование семьи

Дидактическое консультирование

Тактика усиления когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития обучающихся, супружеских взаимоотношений и др.;

Тактика работы по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них.

Медико-педагогическая консультация
Корректирующая консультация
Информационные услуги
Консультирование по вопросам кооперации и взаимодействия

Консультирование педагогов

Аудит качества образовательного процесса

Методики:

· профессиональные тренинги;

· модерирование;

· консультирование;

· супервизия (индивидуальная или групповая);

· коучинг;

· тьюторство;

· образовательный консалтинг;

· тренинг (коммуникативный и мотивационный).

Методическая консультация
Проектное консультирование
Процедурно-диагностическое консультирование
Эвалюационные услуги
Общепедагогические консультации

 

Продолжение таблицы А.5

Консультирование управленческого персонала

 

Обеспечение информационными технологиями

Этапы и технологии консультирования и модерации

1. Определение критериев эффективности стратегии развития колледжа (дискуссия, мозговой штурм, групповая работа)

2. Проблемно ориентированный анализ внешней и внутренней среды учебного заведения (SWOT-анализ)

3. Выделение релевантных групп влияния, их интересов и ожиданий (метод независимых экспертных оценок)

4. Оценка эффективности взаимодействия колледжа с релевантными группами (ранжирование)

5. Прогноз изменений контекстных условий (контент-анализ материалов)

6. Анализ "лучших образцов" (benchmarking, рейтинги)

7. Выдвижение стратегических альтернатив (мастерская будущего)

8. Оценка ресурсного обеспечения стратегии (количественные и качественные методы оценки)

9. Оценка возможных внешних и внутренних рисков, связанных с имплементацией стратегии (математические методы, расчет коэффициента риска)

10. Определение стратегии (методы предпочтения, Дельфы)

Программно-целевое консультирование
Командно-групповое консультирование
Ценностное ориентирование
Психологическое консультирование
Маркетинговая консультация
Обеспечение связей с общественностью
Организационно-методическое обслуживание
Аудит развития колледжа

 


 


Приложение Б

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: