При управлении процессом внедрения цифровизации в образовательную организацию и создания новой образовательной услуги с целью повышения конкурентоспособности и привлечения финансовой составляющей от руководителя или консультанта образовательного учреждения требуются знания по основам маркетинга образования.
Ниже будет рассмотрено маркетинговое исследование образовательной услуги в рамках цифровизации учебного заведения – это курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум». На рисунке 25 представлена общая схема разработки данного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
|
|
На первом этапе определены цели внедрения данного курса:
1. Социальные: обеспечение всесторонней адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
2. Психолого-педагогические: формирование личностно-профессиональных качеств.
3. Экономические: экономический эффект от внедрения дистанционного обучения.
Рисунок 25 – Общая схема разработки курса «Основы предпринимательской деятельности»
Рисунок 26 – Трехуровневая концепция мультиатрибутивной модели образовательной услуги
На втором этапе от руководителя образовательной организации и его коллектива требуется построить план образовательной услуги, для этого можно использовать мультиатрибутивную модель услуги, которая является основой для принятия решений по ее развитию и совершенствованию. Наиболее распространенной является трехуровневая концепция, предложенная Ф. Котлером [57]. Применительно к выбранной нами услуге данная модель будет выглядеть следующим образом (рисунок 26).
На следующем этапе следует провести маркетинговые исследования, среди которых можно выделить следующие: исследование рынка, исследование потребителей, исследование образовательных услуг и продуктов, исследование конкурентов, исследование цен, исследование рекламы и т.д. Для этого используют следующие методы сбора первичной информации, такие как: наблюдение, опрос, эксперимент [58].
Для сбора первичных данных нами была выбрана распространенная форма сбора данных в маркетинге – опрос. Для более широкого распространения была выбрана методика заочного анкетирования – онлайн-опрос. Целью онлайн-опроса «С бизнесом на ТЫ» является выявление необходимости внедрения дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности". Данный опрос проводился с 1 декабря 2019 по 20 марта 2020 года, опрашиваемыми были школьники, будущие абитуриенты, преподаватели, частные лица, действующие предприниматели Республики Марий Эл. В опросе приняли участие 285 человек. Им было предложено ответить на 14 вопросов: 3 вопроса со множественным выбором, 1 – с открытым ответом, 10 – с единственным выбором. Опрос был разделен на 2 раздела. Первый раздел «Опрос "С бизнесом на ТЫ"» включает в себя вопросы о знаниях в области предпринимательства. После принятия ответов на 1 раздел, респондентам предлагалось просмотреть видеоролик-рекламу «Дистанционный курс "Основы предпринимательской деятельности"», после чего они приступали ко 2 разделу. Второй раздел «Дистанционный курс "Основы предпринимательской деятельности"» нацелен на выявление необходимости внедрения дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности". Протокол исследования опроса приведен в Приложении В. По результатам опроса нами были сделаны следующие выводы:
|
|
1) Более 75% опрашиваемых хотят заниматься бизнесом, так как хотят быть независимыми от работодателя или просто иметь свой бизнес.
2) Приоритетными направлениями по развитию бизнеса для опрашиваемых считаются следующие сферы: Информационные технологии (IT) и Педагогика/образование.
3) Среди опрашиваемых не нашлось тех, кто полностью осведомлен правилами успешного развития бизнеса. 33% вовсе не знают, как вести и построить успешный бизнес.
4) Среди проблем по организации собственного дела оппонентами выделяются следующие проблемы, связанные с финансовой стороной и нехваткой знаний в области предпринимательства.
5) 82% опрашиваемых не знают или затрудняются ответить на вопрос о существовании курсов по ведению бизнеса, но хотели бы прослушать данные курсы 85%.
6) 95% считают, что данные курсы помогут справится с проблемами, возникающими при ведении собственного дела.
7) 63% испытуемых определили наиболее приемлемой формой по организации курсов в сфере бизнеса - заочную дистанционную форму.
8) После просмотра ролика-рекламы дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности" 90% опрашиваемых считают, что данный курс поможет справится с проблемами при создании и ведении бизнеса; 73% заинтересовались в данном курсе, а прослушать и получить образование по данному курсу хотят 82% испытуемых.
Таким образом, вышесказанное указывает на то, что опрашиваемые недостаточно знают о предпринимательской деятельности, но готовы к обучению по курсу повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
Учреждения сферы образования прогрессируют до тех пор, пока их услуги находятся в соответствии с маркетинговой средой. Маркетинговая среда образовательного учреждения включает внешнюю (макросреда) маркетинговую среду, среду окружения (мезосреду) и внутреннюю среду (микросреда). Для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образовательного учреждения широко применяют STEP и SWOT-анализ [59].
Комплексное изучение социальной, технической, экономической и политической сфер влияния внешней среды на образовательное учреждение осуществляется на основе STEP-анализа. Полученные данные отражают состояние и позволяют прогнозировать развитие макросреды. Исходными данными для STEP-анализа являются изменения в нормативно-правовой базе РФ, отчеты служб статистики, научные журналы, результаты социологических опросов населения и др. Данные результаты представляются в виде таблицы, где указываются возможные направления развития образовательного учреждения по трем группам: пессимистичное, реалистичное и оптимистичное (таблица 10). Результаты, полученные благодаря STEP-анализу, используются для оценки будущего сценария развития образовательного учреждения на 3-7 лет и выбора перспективных сегментов рынка образовательных услуг [59].
|
|
На основании нормативно-правовой базы РФ, прогноза социально-экономического развития РМЭ, отчетов служб статистики, научных журналов, результатов социологических опросов населения был проведен анализ факторов внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» методом STEP-анализа, который представлен в таблице Г.1.
Для более точного анализа применяется метод интегральной оценки факторов внешней среды, который состоит из 5 этапов, представленных на рисунке 27.
Рисунок 27 – Этапы метода интегральной оценки
На первом этапе используется метод экспертных оценок. Количество экспертов 5-7 человек, каждый выставляет оценку по фактору от 1 до 5 с учетом следующих шкал, отражённых на рисунке 28 [59].
Рисунок 28 – Шкалы метода экспертных оценок
Интегральная оценка высчитывается по формуле 1.
(1)
Полученные данные заносятся в таблицу STEP-анализа (таблица Г.2).
На основании полученных данных анализа внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» получена матрица STEP-анализа (таблица 5).
Таблица 5 – Матрица STEP-анализа внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»
Технологические факторы | Политические факторы |
С одной стороны, повышается информативность цифровой образовательной среды, с другой - ставит перед необходимостью качественной новой подготовки кадров в условиях применения новых современных технологий, методов и приемов обучения и воспитания. Наличие основной образовательной программы, учебно-методического обеспечения и требований к реализации программы подготовки специалистов среднего звена. | Текущее законодательство в области среднего профессионального образования (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО, Профессиональный стандарт и т.д.) обеспечивает государственное регулирование системы образование. Будущие изменения в законодательстве. Европейское/международное законодательство (Конвенция о правах ребенка). Регулирующие органы и нормы. Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции (госзакупки). Финансирование, гранты и инициативы. Политическая деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности образовательных учреждений в РФ, налоговую политику. Таким образом, развитие образовательной системы СПО должно ориентироваться на государственный заказ и государственную политику в области образования. |
Экономические факторы | Социальные факторы |
Экономическая ситуация и тенденции в стране. Общие проблемы налогообложения. Рынок и торговые циклы (госзакупки). Основные внешние издержки (на содержание и приобретение имущества, развитие материально- технической базы). Энергоносители. Содержание транспорта. Всё это способствует формированию системы образования как рыночной сферы, позволяет самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику, побуждает техникумы к поиску альтернативных источников финансирования (гранты, оказание платных образовательных услуг и др.) | Ведение целенаправленной работы по созданию привлекательного имиджа техникума; расширение социального партнерства; демографические проблемы; на выбор техникума влияет удобное расположение г. Йошкар-Ола. В тоже время снижение престижа профессии педагога; повышенные требования к педагогу, согласно профстандарта и как следствие стареющие педагогические кадры. |
Таким образом, из проведённого внешнего анализа среды, мы видим, что наиболее благоприятными факторами для реализации программы развития техникума являются: политические и технологические факторы. Возможные риски, которые могут повлиять на реализацию программы развития ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» это – социальные и экономические.
|
|
Для диагностики мезосреды образовательного учреждения чаще всего проводят аналитическое исследованию с помощью общенаучных, диалектических и специальных методов, результаты которого можно представить в табличной форме (таблица Г.3) [59].
По результатам диагностического анализа мезосреды можно сделать следующие выводы:
1. На рынке образовательных услуг РМЭ осуществляется повышение числа потребителей, но сохраняется неизменным средняя плата за обучение.
2. Осуществляется тесная связь ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» со своими деловыми партнерами.
3. Конкуренция на рынке образовательных услуг существует, но действия конкурентов предсказуемы. Ценовая конкуренция не приведет к отвоеванию рынка образовательных услуг.
4. Органы управления образованием осуществляют обеспечение организаций, функционирование и развитие системы образования. Материально-техническая база требует большего внимания.
5. Средства массовой информации освещают мероприятия в области образования. Наиболее эффективными способами для комплектования слушателей в СМИ являются пресса, телевидение, радио, социальные сети.
6. Органы государственного контроля постоянно осуществляют деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер.
Для диагностики внутренней среды образовательного учреждения можно использовать SWOT-анализ: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы). Сильные и слабые стороны образовательной организации являются внутренней средой, а возможности и угрозы включены во внешнюю среду. SWOT-анализ можно провести с помощью метода "мозговой атаки", при полном участии всех сотрудников образовательного учреждения (таблица Г.3) [59].
В целях определения конкурентных позиций техникума проведен SWOT - анализ, в котором дана оценка факторам внешней среды, влияющим на конкурентоспособность образовательного учреждения (таблица Г.4) и факторам внутренней среды (таблица Г.5).
Среди факторов внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на деятельность образовательного учреждения являются: изменение ситуации на рынке труда; высокая доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, что не позволяет данной категории населения оплачивать образование; повышение требований со стороны хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти, работодателей к компетенциям выпускников.
Исследование факторов внутренней среды техникума проводилось по следующим направлениям: образовательная деятельность; научная деятельность; инновационная деятельность; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение; социальная сфера; система управления; финансы.
Основные усилия руководства и коллектива необходимо сосредоточить на развитии сильных и устранении слабых сторон. По итогам SWOT-анализа была построена матрица ранжирования (таблица 4), в которой выделены перспективы развития ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум». Для компенсации и нейтрализации угроз, а также для реализации возможностей техникум имеет много сильных сторон. Слабые стороны могут быть минимизированы в кротчайшие сроки. Используя свои сильные стороны, перед техникумом открывается большое количество возможностей, которые несут перспективное развитие. Разумеется, в ходе анализа были выявлены угрозы, но они могут быть компенсированы или вовсе нейтрализованы. Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа, можно прийти к выводу: состояние ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум» не является критичным, а при правильном организованном управлении будет перспективным.
Таблица 4 – Перспективы развития ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН | МИНИМИЗАЦИЯ СЛАБЫХ СТОРОН |
· осуществление подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики; · участие в комплексных целевых программах; · использование информационных каналов для информирования местной, региональной и федеральной общественности о достижениях и планах техникумов в образовательной, культурной, социальной и инновационной деятельности; · увеличение количества объектов интеллектуальной собственности. | · развитие социальных контактов с заинтересованными сторонами и стратегическими партнерами; · разработка сертифицированных образовательных программ; · повышение активности в продвижении инновационных, консультационных и образовательных услуг на региональном и международный рынок. |
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ | ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ |
· диверсификация основных образовательных и дополнительных программ (расширение дистанционного обучения); · поддержка правительством РМЭ специальностей и образовательных учреждений в целом, необходимых для развития республики; · стратегическое партнерство с работодателями; · интернационализация образования и активизация международной деятельности техникума; · расширение связей с образовательными учреждениями: реализация совместных проектов, использование возможностей научной кооперации. | · расширение спектра образовательных услуг; · повышение внебюджетного финансирования за счет привлечения финансовых средств из разных источников; · использование преимуществ нового законодательства в системе профессионального образования. |
На следующем этапе необходимо провести сегментирование рынка с целью выявления потенциальных групп потребителей образовательных услуг со схожими характеристиками [60]. Результаты сегментирования по группам потребителей представлены в таблице Г.6.
Также образовательные учреждения проводят проводить сегментирование по основным конкурентам с целью выявления своих недостатков и преимуществ других образовательных организаций.
С этой целью было проведено сегментирование по основным конкурентам в рамках реализации курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (таблица 5). Основным конкурентом по реализации данного направления является Автономная некоммерческая организация «Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл».
Таблица 5 – Лист оценки конкурентоспособности техникума относительно его основных конкурентов
Факторы конкурентоспособности | ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» | Автономная некоммерческая организация «Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл» | |
Продукт: качество технические параметры | Обучение ведется по программам, утвержденным Минобрнауки РФ. Новейшие учебные пособия, аудиторные классы, учебники | Обучение ведется по программам, утвержденным Минобрнауки РФ. Новейшие учебные пособия, аудиторные классы, учебники | |
Структура преподавательского состава | Штатные преподаватели техникума и внештатные сотрудники из числа специалистов и преподавателей ведущих вузов | Высококвалифицированные кадры, действующие предприниматели | |
Количество обучающихся студентов | Более 500 | 46 | |
Льготы | Проездные билеты, скидка за обучение | Нет информации |
Продолжение таблицы 5
Факторы конкурентоспособности | ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» | Автономная некоммерческая организация «Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл» | |
Преимущества | Многочасовые практические занятия, дистанционное обучение | Гибкий график, малочисленные группы, проводятся тренинги и курсы в 1 день. | |
Цена: договорная, срок платежа | 7000-8000 | 5000-12000 | |
Специальности | · Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (код специальности 08.02.01) · Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции (код специальности 08.02.07) · Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (код специальности 38.02.01) · Право и организация социального обеспечения (код специальности 40.02.01) · Правоохранительная деятельность (код специальности 40.02.02) · Земельно-имущественные отношения (код специальности 21.02.05) | · «1С: Предприятие» (Версия 8.0) · Бухгалтерский учет (Бухучет, налогообложение, экономический анализ) + 1С: Бухгалтерия | |
Продвижение продуктов на рынке: реклама | Буклеты, реклама в Интернете, День "Открытых дверей" | Интернет, логотипы на продуктах партнеров | |
Продвижение специалистов | Администрация имеет возможность оказывать выпускникам содействие в трудоустройстве, т. к. средние и высшее учебные заведения обращаются в техникум с просьбой подобрать специалистов на имеющиеся вакансии переводчиков, референтов, преподавателей | Не предоставляется |
После проведения комплексного маркетингового анализа необходимо наметить план по внедрению дистанционного обучения. В таблице 6 приведены основные направления деятельности ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» при внедрении дистанционного обучения в условиях цифровизации образования с учётом текущего (начального) состояния и ожидаемого результата.
Таблица 6 – Основные направления по внедрению дистанционного обучения в ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»
№ п/п | Основные направления техникума по внедрению дистанционного обучению в техникуме | Начальное состояние | Ожидаемый результат |
1 | Развитие непрерывного и открытого образования с широким использованием дистанционного обучения | Традиционные формы получения образования | Комбинированная (традиционная) или масштабная (целевая) система дистанционного обучения |
2 | Заключение взаимовыгодных договоров с предприятиями города и региона с целью обеспечения воспроизводства кадрового потенциала | Единичные заказы от организаций | Целостная система взаимосогласованных мероприятий и сотрудничество с предприятиями по подготовке кадров |
3 | Максимальное удовлетворение дифференцированных образовательных потребностей населения | Единый подход к обучающимся: сроки сессий, сдачи контрольных и курсовых работ и т.д. | Индивидуальная траектория обучения с учетом первоначальной подготовки, мотивации, готовности к самообучению и т.д. |
4 | Организация в вузе современной технологической цифровой среды обучения | Элементы локальной информационной системы | Единая корпоративной информационной системы |
5 | Расширение контингента абитуриентов | Прием в техникум согласно условиям набора: количество мест, прописка и т. д. | Ликвидации различных цензов и ограничений (возрастных, социальных, половых, территориальных и т.д.) |
По завершении реализации всех направлений, представленных в таблице 6, можно переходить к проектированию и созданию курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум».