Маркетинговое исследование по внедрению образовательной услуги в цифровую образовательную среду на примере ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»

При управлении процессом внедрения цифровизации в образовательную организацию и создания новой образовательной услуги с целью повышения конкурентоспособности и привлечения финансовой составляющей от руководителя или консультанта образовательного учреждения требуются знания по основам маркетинга образования. 

Ниже будет рассмотрено маркетинговое исследование образовательной услуги в рамках цифровизации учебного заведения – это курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум». На рисунке 25 представлена общая схема разработки данного курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

На первом этапе определены цели внедрения данного курса:

1. Социальные: обеспечение всесторонней адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

2. Психолого-педагогические: формирование личностно-профессиональных качеств.

3. Экономические: экономический эффект от внедрения дистанционного обучения.

Рисунок 25 – Общая схема разработки курса «Основы предпринимательской деятельности»

Рисунок 26 – Трехуровневая концепция мультиатрибутивной модели образовательной услуги

На втором этапе от руководителя образовательной организации и его коллектива требуется построить план образовательной услуги, для этого можно использовать мультиатрибутивную модель услуги, которая является основой для принятия решений по ее развитию и совершенствованию. Наиболее распространенной является трехуровневая концепция, предложенная Ф. Котлером [57]. Применительно к выбранной нами услуге данная модель будет выглядеть следующим образом (рисунок 26).

На следующем этапе следует провести маркетинговые исследования, среди которых можно выделить следующие: исследование рынка, исследование потребителей, исследование образовательных услуг и продуктов, исследование конкурентов, исследование цен, исследование рекламы и т.д. Для этого используют следующие методы сбора первичной информации, такие как: наблюдение, опрос, эксперимент [58].

Для сбора первичных данных нами была выбрана распространенная форма сбора данных в маркетинге – опрос. Для более широкого распространения была выбрана методика заочного анкетирования – онлайн-опрос. Целью онлайн-опроса «С бизнесом на ТЫ» является выявление необходимости внедрения дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности". Данный опрос проводился с 1 декабря 2019 по 20 марта 2020 года, опрашиваемыми были школьники, будущие абитуриенты, преподаватели, частные лица, действующие предприниматели Республики Марий Эл. В опросе приняли участие 285 человек. Им было предложено ответить на 14 вопросов: 3 вопроса со множественным выбором, 1 – с открытым ответом, 10 – с единственным выбором. Опрос был разделен на 2 раздела. Первый раздел «Опрос "С бизнесом на ТЫ"» включает в себя вопросы о знаниях в области предпринимательства. После принятия ответов на 1 раздел, респондентам предлагалось просмотреть видеоролик-рекламу «Дистанционный курс "Основы предпринимательской деятельности"», после чего они приступали ко 2 разделу. Второй раздел «Дистанционный курс "Основы предпринимательской деятельности"» нацелен на выявление необходимости внедрения дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности". Протокол исследования опроса приведен в Приложении В. По результатам опроса нами были сделаны следующие выводы:

1) Более 75% опрашиваемых хотят заниматься бизнесом, так как хотят быть независимыми от работодателя или просто иметь свой бизнес.

2) Приоритетными направлениями по развитию бизнеса для опрашиваемых считаются следующие сферы: Информационные технологии (IT) и Педагогика/образование.

3) Среди опрашиваемых не нашлось тех, кто полностью осведомлен правилами успешного развития бизнеса. 33% вовсе не знают, как вести и построить успешный бизнес.

4) Среди проблем по организации собственного дела оппонентами выделяются следующие проблемы, связанные с финансовой стороной и нехваткой знаний в области предпринимательства.

5) 82% опрашиваемых не знают или затрудняются ответить на вопрос о существовании курсов по ведению бизнеса, но хотели бы прослушать данные курсы 85%.

6) 95% считают, что данные курсы помогут справится с проблемами, возникающими при ведении собственного дела. 

7) 63% испытуемых определили наиболее приемлемой формой по организации курсов в сфере бизнеса - заочную дистанционную форму.

8) После просмотра ролика-рекламы дистанционного курса "Основы предпринимательской деятельности" 90% опрашиваемых считают, что данный курс поможет справится с проблемами при создании и ведении бизнеса; 73% заинтересовались в данном курсе, а прослушать и получить образование по данному курсу хотят 82% испытуемых.

Таким образом, вышесказанное указывает на то, что опрашиваемые недостаточно знают о предпринимательской деятельности, но готовы к обучению по курсу повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Учреждения сферы образования прогрессируют до тех пор, пока их услуги находятся в соответствии с маркетинговой средой. Маркетинговая среда образовательного учреждения включает внешнюю (макросреда) маркетинговую среду, среду окружения (мезосреду) и внутреннюю среду (микросреда). Для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образовательного учреждения широко применяют STEP и SWOT-анализ [59].

Комплексное изучение социальной, технической, экономической и политической сфер влияния внешней среды на образовательное учреждение осуществляется на основе STEP-анализа. Полученные данные отражают состояние и позволяют прогнозировать развитие макросреды. Исходными данными для STEP-анализа являются изменения в нормативно-правовой базе РФ, отчеты служб статистики, научные журналы, результаты социологических опросов населения и др. Данные результаты представляются в виде таблицы, где указываются возможные направления развития образовательного учреждения по трем группам: пессимистичное, реалистичное и оптимистичное (таблица 10). Результаты, полученные благодаря STEP-анализу, используются для оценки будущего сценария развития образовательного учреждения на 3-7 лет и выбора перспективных сегментов рынка образовательных услуг [59].

На основании нормативно-правовой базы РФ, прогноза социально-экономического развития РМЭ, отчетов служб статистики, научных журналов, результатов социологических опросов населения был проведен анализ факторов внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» методом STEP-анализа, который представлен в таблице Г.1.   

Для более точного анализа применяется метод интегральной оценки факторов внешней среды, который состоит из 5 этапов, представленных на рисунке 27.

Рисунок 27 – Этапы метода интегральной оценки

На первом этапе используется метод экспертных оценок. Количество экспертов 5-7 человек, каждый выставляет оценку по фактору от 1 до 5 с учетом следующих шкал, отражённых на рисунке 28 [59].

Рисунок 28 – Шкалы метода экспертных оценок

Интегральная оценка высчитывается по формуле 1.

 

                                          (1)

 

Полученные данные заносятся в таблицу STEP-анализа (таблица Г.2).

На основании полученных данных анализа внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» получена матрица STEP-анализа (таблица 5).

Таблица 5 – Матрица STEP-анализа внешней среды ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»

Технологические факторы Политические факторы
С одной стороны, повышается информативность цифровой образовательной среды, с другой - ставит перед необходимостью качественной новой подготовки кадров в условиях применения новых современных технологий, методов и приемов обучения и воспитания. Наличие основной образовательной программы, учебно-методического обеспечения и требований к реализации программы подготовки специалистов среднего звена. Текущее законодательство в области среднего профессионального образования (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО, Профессиональный стандарт и т.д.) обеспечивает государственное регулирование системы образование. Будущие изменения в законодательстве. Европейское/международное законодательство (Конвенция о правах ребенка). Регулирующие органы и нормы. Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции (госзакупки). Финансирование, гранты и инициативы. Политическая деятельность федеральных, региональных и местных органов власти, законодательное регулирование деятельности образовательных учреждений в РФ, налоговую политику. Таким образом, развитие образовательной системы СПО должно ориентироваться на государственный заказ и государственную политику в области образования.
Экономические факторы Социальные факторы
Экономическая ситуация и тенденции в стране. Общие проблемы налогообложения. Рынок и торговые циклы (госзакупки). Основные внешние издержки (на содержание и приобретение имущества, развитие материально- технической базы). Энергоносители. Содержание транспорта. Всё это способствует формированию системы образования как рыночной сферы, позволяет самостоятельно определять и реализовывать финансовую политику, побуждает техникумы к поиску альтернативных источников финансирования (гранты, оказание платных образовательных услуг и др.) Ведение целенаправленной работы по созданию привлекательного имиджа техникума; расширение социального партнерства; демографические проблемы; на выбор техникума влияет удобное расположение г. Йошкар-Ола. В тоже время снижение престижа профессии педагога; повышенные требования к педагогу, согласно профстандарта и как следствие стареющие педагогические кадры.

 Таким образом, из проведённого внешнего анализа среды, мы видим, что наиболее благоприятными факторами для реализации программы развития техникума являются: политические и технологические факторы. Возможные риски, которые могут повлиять на реализацию программы развития ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» это – социальные и экономические.

Для диагностики мезосреды образовательного учреждения чаще всего проводят аналитическое исследованию с помощью общенаучных, диалектических и специальных методов, результаты которого можно представить в табличной форме (таблица Г.3) [59].

По результатам диагностического анализа мезосреды можно сделать следующие выводы:

1. На рынке образовательных услуг РМЭ осуществляется повышение числа потребителей, но сохраняется неизменным средняя плата за обучение.

2.  Осуществляется тесная связь ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» со своими деловыми партнерами.

3. Конкуренция на рынке образовательных услуг существует, но действия конкурентов предсказуемы. Ценовая конкуренция не приведет к отвоеванию рынка образовательных услуг.

4. Органы управления образованием осуществляют обеспечение организаций, функционирование и развитие системы образования. Материально-техническая база требует большего внимания.

5. Средства массовой информации освещают мероприятия в области образования. Наиболее эффективными способами для комплектования слушателей в СМИ являются пресса, телевидение, радио, социальные сети.

6. Органы государственного контроля постоянно осуществляют деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер.

Для диагностики внутренней среды образовательного учреждения можно использовать SWOT-анализ: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы). Сильные и слабые стороны образовательной организации являются внутренней средой, а возможности и угрозы включены во внешнюю среду. SWOT-анализ можно провести с помощью метода "мозговой атаки", при полном участии всех сотрудников образовательного учреждения (таблица Г.3) [59].

В целях определения конкурентных позиций техникума проведен SWOT - анализ, в котором дана оценка факторам внешней среды, влияющим на конкурентоспособность образовательного учреждения (таблица Г.4) и факторам внутренней среды (таблица Г.5).

Среди факторов внешней среды, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на деятельность образовательного учреждения являются: изменение ситуации на рынке труда; высокая доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, что не позволяет данной категории населения оплачивать образование; повышение требований со стороны хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти, работодателей к компетенциям выпускников.

Исследование факторов внутренней среды техникума проводилось по следующим направлениям: образовательная деятельность; научная деятельность; инновационная деятельность; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение; социальная сфера; система управления; финансы.

Основные усилия руководства и коллектива необходимо сосредоточить на развитии сильных и устранении слабых сторон. По итогам SWOT-анализа была построена матрица ранжирования (таблица 4), в которой выделены перспективы развития ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум». Для компенсации и нейтрализации угроз, а также для реализации возможностей техникум имеет много сильных сторон. Слабые стороны могут быть минимизированы в кротчайшие сроки. Используя свои сильные стороны, перед техникумом открывается большое количество возможностей, которые несут перспективное развитие. Разумеется, в ходе анализа были выявлены угрозы, но они могут быть компенсированы или вовсе нейтрализованы. Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа, можно прийти к выводу: состояние ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум» не является критичным, а при правильном организованном управлении будет перспективным.

Таблица 4 – Перспективы развития ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН МИНИМИЗАЦИЯ СЛАБЫХ СТОРОН
· осуществление подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики; · участие в комплексных целевых программах; · использование информационных каналов для информирования местной, региональной и федеральной общественности о достижениях и планах техникумов в образовательной, культурной, социальной и инновационной деятельности; · увеличение количества объектов интеллектуальной собственности. · развитие социальных контактов с заинтересованными сторонами и стратегическими партнерами; · разработка сертифицированных образовательных программ; · повышение активности в продвижении инновационных, консультационных и образовательных услуг на региональном и международный рынок.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УГРОЗ
· диверсификация основных образовательных и дополнительных программ (расширение дистанционного обучения); · поддержка правительством РМЭ специальностей и образовательных учреждений в целом, необходимых для развития республики; · стратегическое партнерство с работодателями; · интернационализация образования и активизация международной деятельности техникума; · расширение связей с образовательными учреждениями: реализация совместных проектов, использование возможностей научной кооперации. · расширение спектра образовательных услуг; · повышение внебюджетного финансирования за счет привлечения финансовых средств из разных источников; · использование преимуществ нового законодательства в системе профессионального образования.

 

На следующем этапе необходимо провести сегментирование рынка с целью выявления потенциальных групп потребителей образовательных услуг со схожими характеристиками [60]. Результаты сегментирования по группам потребителей представлены в таблице Г.6.

Также образовательные учреждения проводят проводить сегментирование по основным конкурентам с целью выявления своих недостатков и преимуществ других образовательных организаций.

С этой целью было проведено сегментирование по основным конкурентам в рамках реализации курс повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий (таблица 5). Основным конкурентом по реализации данного направления является Автономная некоммерческая организация «Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл».

Таблица 5 – Лист оценки конкурентоспособности техникума относительно его основных конкурентов

Факторы конкурентоспособности

ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»

Автономная некоммерческая организация «Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл»

Продукт: качество технические параметры Обучение ведется по программам, утвержденным Минобрнауки РФ. Новейшие учебные пособия, аудиторные классы, учебники Обучение ведется по программам, утвержденным Минобрнауки РФ. Новейшие учебные пособия, аудиторные классы, учебники  
Структура преподавательского состава Штатные преподаватели техникума и внештатные сотрудники из числа специалистов и преподавателей ведущих вузов Высококвалифицированные кадры, действующие предприниматели  
Количество обучающихся студентов Более 500 46  
Льготы Проездные билеты, скидка за обучение Нет информации  

 

Продолжение таблицы 5

Факторы конкурентоспособности

ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»

Автономная некоммерческая организация «Бизнес-инкубатор Республики Марий Эл»

Преимущества Многочасовые практические занятия, дистанционное обучение Гибкий график, малочисленные группы, проводятся тренинги и курсы в 1 день.  
Цена: договорная, срок платежа 7000-8000 5000-12000  
Специальности · Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (код специальности 08.02.01) · Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции (код специальности 08.02.07) · Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (код специальности 38.02.01) · Право и организация социального обеспечения (код специальности 40.02.01) · Правоохранительная деятельность (код специальности 40.02.02) · Земельно-имущественные отношения (код специальности 21.02.05) · «1С: Предприятие» (Версия 8.0) · Бухгалтерский учет (Бухучет, налогообложение, экономический анализ) + 1С: Бухгалтерия  
Продвижение продуктов на рынке: реклама Буклеты, реклама в Интернете, День "Открытых дверей" Интернет, логотипы на продуктах партнеров  
Продвижение специалистов Администрация имеет возможность оказывать выпускникам содействие в трудоустройстве, т. к. средние и высшее учебные заведения обращаются в техникум с просьбой подобрать специалистов на имеющиеся вакансии переводчиков, референтов, преподавателей Не предоставляется

После проведения комплексного маркетингового анализа необходимо наметить план по внедрению дистанционного обучения. В таблице 6 приведены основные направления деятельности ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» при внедрении дистанционного обучения в условиях цифровизации образования с учётом текущего (начального) состояния и ожидаемого результата.

Таблица 6 – Основные направления по внедрению дистанционного обучения в ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум»

№ п/п Основные направления техникума по внедрению дистанционного обучению в техникуме Начальное состояние Ожидаемый результат
1 Развитие непрерывного и открытого образования с широким использованием дистанционного обучения Традиционные формы получения образования Комбинированная (традиционная) или масштабная (целевая) система дистанционного обучения
2 Заключение взаимовыгодных договоров с предприятиями города и региона с целью обеспечения воспроизводства кадрового потенциала Единичные заказы от организаций Целостная система взаимосогласованных мероприятий и сотрудничество с предприятиями по подготовке кадров
3 Максимальное удовлетворение дифференцированных образовательных потребностей населения Единый подход к обучающимся: сроки сессий, сдачи контрольных и курсовых работ и т.д. Индивидуальная траектория обучения с учетом первоначальной подготовки, мотивации, готовности к самообучению и т.д.
4 Организация в вузе современной технологической цифровой среды обучения Элементы локальной информационной системы Единая корпоративной информационной системы
5 Расширение контингента абитуриентов Прием в техникум согласно условиям набора: количество мест, прописка и т. д. Ликвидации различных цензов и ограничений (возрастных, социальных, половых, территориальных и т.д.)

По завершении реализации всех направлений, представленных в таблице 6, можно переходить к проектированию и созданию курса повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» с использованием заочной формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий на базе ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: