Определение темы и цели урока

- Какой фигуры не оказалось на доске? Определите тему и цель урока.

- Ни одно королевство не может существовать без короля. Король - самая главная фигура в шахматах. Без любой фигуры играть можно, без короля - нельзя. Почему же его так зовут?

-Какие титулы имеют правители в разных странах?
(султаны, и графы, и принцы, и бароны, и лорды, и маркизы, а в государстве Ватикан - даже Папы).

-А вот шахами или падишахами зовут правителей в странах Востока. Вот в честь Восточного короля - шаха и назвали игру шахматами. Что же обозначает второй слог? Мат – в переводе с арабского, означает конец, смерть. Так что получается в итоге? Шах умер! Конец игре. В некоторых странах шахматных королей и владык называют одинаково. Например, в Англии шахматный король и на престоле – кинг, в Болгарии – тот и другой цари, в Чехии и Польше – крали и кроли.

 - Назовите место королей в начальном положении на доске.


Открытие новых знаний.

 - Я прочитаю вам стихотворение, а вы, внимательно прослушав, постарайтесь услышать и определить как же ходит король.

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле - вот шага длина,
Не очень проворен Король - старина.

- Как же ходит король?

- Посчитаем ходы короля из угла шахматной доски (из центра, края доски).

Обучающиеся работают на шахматных досках. Если допускают ошибки, работа проводится на демонстрационной доске.

- С какой фигурой похожи ходы короля? Чем отличаются?

- Как вы думаете, как король будет брать фигуры противника?

- Расставьте на досках фигуры так, как дано на карточке №1. Возьмите белым королём все чёрные фигуры (приложение 6.1)

Проверка задания проводится с объяснением и показом на демонстрационной доске.






Первичное закрепление.

- Каждая фигура противника угрожает королю. Возьмите простой карандаш и на карточке №2 укажите путь королю к ракете, не подставляя его под удары чёрных фигур (приложение 6.2).

Обучающиеся объясняют выбор пути короля.

Физминута.

Быстро встала вся пехота, (шагают на месте)

Защищая короля (хлопают в ладоши)

Только в бой им всем охота, (бег на месте)

Начинается игра (прыжки на месте)

Включение в систему знаний.

- Вам предстоит выполнить очень сложное задание. Возьмите карточку №3 и выполните задание. Белому королю нужно взять все чёрные фигуры. Укажите карандашом движение короля (приложение 6.4).

После выполнения задания каждая позиция рассматривается на демонстрационной доске.

- Продолжаем наше знакомство с чемпионами мира по шахматам. Назовите фамилии чемпионов нашей страны. Десятый чемпион мира - Борис Спасский. У какого чемпиона он выиграл титул? Уступил свой титул Б.Спасский Роберту Фишеру из США. Роберт Фишер в пятнадцать лет уже был гроссмейстером. Всю свою жизнь он посвятил шахматам.

Игра "Крестики-нолики".

- Предлагаю поиграть в крестики-нолики. Я буду читать вам вопросы, а вы на листочках будете ставить крестик, если ваш ответ – «да» или нолик, если вашответ – «нет».

- Короля можно ставить под бой?

- Может король пойти с белого поля на белое?

- Король может перепрыгивать через другие фигуры?

- Из центра король может пойти в восьми направлениях?

- Может ли король в начальном положении сделать первый ход?

- Может ли король обойти всю доску?

- Король может прыгать через несколько полей?

- Король может рубить защищённую фигуру?

- Может ли белый король побить белую ладью?

Рефлексия.

- Продолжите предложения.

- С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

- Какое задание было самым интересным?

- 7. Игровая практика.

Урок №7. Мат в один ход

Цель: научить ставить мат разными фигурами.

Задачи:

1)дать представление о мате, как о четкой продуманной системе ходов;

2)формировать навыки обобщения информации, расширять кругозор учащихся через знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3)развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, пре-зентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

Актуализация знаний.

- Александр Алёхин говорил: «В шахматах можно стать хорошим масте-ром, лишь осознав свои ошибки и недостатки». Поэтому мы будем с вами учиться, играть, побеждать, проигрывать, анализировать свои ошибки, но при этом всё это будет происходить без обид и ссор.

- Повторим название шахматных фигур. Разгадайте кроссворд (приложение 7.1).

Определение темы и цели урока.

- Какая из этих фигур остается на доске до конца игры, не снимается и не уничтожается?

- А что Королю грозит в ходе игры? (шах и мат)

- Что же такое шах? (нападение на короля противника)

- Что такое мат? (мат - это когда королю уже нет хода, конец игры)

- Определите тему и цель урока.

Открытие новых знаний.

- Посмотрите на демонстрационную доску и определите, где шах, а где мат королю (приложение 7.2).

  Учитель на демонстрационной доске расставляет позиции, обучающиеся объясняют свои выводы.

- Откройте учебник на с.44. Рассмотрим, как можно поставить мат раз-ными фигурами.

Дети рассматривают и объясняют позиции.

Первичное закрепление.

- Рассмотрите позицию на демонстрационной доске и объясните, как поставить чёрному королю мат в один ход (приложение 7.3).

Физминута.

Мы поднялись, потянулись – это раз!

Наклонились и прогнулись – это два!

И в ладоши три хлопка – это три!

Руки в стороны пошире – вот четыре!

На носочки встать и руками помахать – это пять!

И за шахматы сесть – это шесть!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: