- Какой фигуры не оказалось на доске? Определите тему и цель урока.
- Ни одно королевство не может существовать без короля. Король - самая главная фигура в шахматах. Без любой фигуры играть можно, без короля - нельзя. Почему же его так зовут?
-Какие титулы имеют правители в разных странах?
(султаны, и графы, и принцы, и бароны, и лорды, и маркизы, а в государстве Ватикан - даже Папы).
-А вот шахами или падишахами зовут правителей в странах Востока. Вот в честь Восточного короля - шаха и назвали игру шахматами. Что же обозначает второй слог? Мат – в переводе с арабского, означает конец, смерть. Так что получается в итоге? Шах умер! Конец игре. В некоторых странах шахматных королей и владык называют одинаково. Например, в Англии шахматный король и на престоле – кинг, в Болгарии – тот и другой цари, в Чехии и Польше – крали и кроли.
- Назовите место королей в начальном положении на доске.
Открытие новых знаний.
- Я прочитаю вам стихотворение, а вы, внимательно прослушав, постарайтесь услышать и определить как же ходит король.
|
|
Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле - вот шага длина,
Не очень проворен Король - старина.
- Как же ходит король?
- Посчитаем ходы короля из угла шахматной доски (из центра, края доски).
Обучающиеся работают на шахматных досках. Если допускают ошибки, работа проводится на демонстрационной доске.
- С какой фигурой похожи ходы короля? Чем отличаются?
- Как вы думаете, как король будет брать фигуры противника?
- Расставьте на досках фигуры так, как дано на карточке №1. Возьмите белым королём все чёрные фигуры (приложение 6.1)
Проверка задания проводится с объяснением и показом на демонстрационной доске.
Первичное закрепление.
- Каждая фигура противника угрожает королю. Возьмите простой карандаш и на карточке №2 укажите путь королю к ракете, не подставляя его под удары чёрных фигур (приложение 6.2).
Обучающиеся объясняют выбор пути короля.
Физминута.
Быстро встала вся пехота, (шагают на месте)
Защищая короля (хлопают в ладоши)
Только в бой им всем охота, (бег на месте)
Начинается игра (прыжки на месте)
Включение в систему знаний.
- Вам предстоит выполнить очень сложное задание. Возьмите карточку №3 и выполните задание. Белому королю нужно взять все чёрные фигуры. Укажите карандашом движение короля (приложение 6.4).
После выполнения задания каждая позиция рассматривается на демонстрационной доске.
- Продолжаем наше знакомство с чемпионами мира по шахматам. Назовите фамилии чемпионов нашей страны. Десятый чемпион мира - Борис Спасский. У какого чемпиона он выиграл титул? Уступил свой титул Б.Спасский Роберту Фишеру из США. Роберт Фишер в пятнадцать лет уже был гроссмейстером. Всю свою жизнь он посвятил шахматам.
|
|
Игра "Крестики-нолики".
- Предлагаю поиграть в крестики-нолики. Я буду читать вам вопросы, а вы на листочках будете ставить крестик, если ваш ответ – «да» или нолик, если вашответ – «нет».
- Короля можно ставить под бой?
- Может король пойти с белого поля на белое?
- Король может перепрыгивать через другие фигуры?
- Из центра король может пойти в восьми направлениях?
- Может ли король в начальном положении сделать первый ход?
- Может ли король обойти всю доску?
- Король может прыгать через несколько полей?
- Король может рубить защищённую фигуру?
- Может ли белый король побить белую ладью?
Рефлексия.
- Продолжите предложения.
- С какими трудностями вы столкнулись на уроке?
- Какое задание было самым интересным?
- 7. Игровая практика.
Урок №7. Мат в один ход
Цель: научить ставить мат разными фигурами.
Задачи:
1)дать представление о мате, как о четкой продуманной системе ходов;
2)формировать навыки обобщения информации, расширять кругозор учащихся через знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;
3)развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, пре-зентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.
Ход занятия.
Актуализация знаний.
- Александр Алёхин говорил: «В шахматах можно стать хорошим масте-ром, лишь осознав свои ошибки и недостатки». Поэтому мы будем с вами учиться, играть, побеждать, проигрывать, анализировать свои ошибки, но при этом всё это будет происходить без обид и ссор.
- Повторим название шахматных фигур. Разгадайте кроссворд (приложение 7.1).
Определение темы и цели урока.
- Какая из этих фигур остается на доске до конца игры, не снимается и не уничтожается?
- А что Королю грозит в ходе игры? (шах и мат)
- Что же такое шах? (нападение на короля противника)
- Что такое мат? (мат - это когда королю уже нет хода, конец игры)
- Определите тему и цель урока.
Открытие новых знаний.
- Посмотрите на демонстрационную доску и определите, где шах, а где мат королю (приложение 7.2).
Учитель на демонстрационной доске расставляет позиции, обучающиеся объясняют свои выводы.
- Откройте учебник на с.44. Рассмотрим, как можно поставить мат раз-ными фигурами.
Дети рассматривают и объясняют позиции.
Первичное закрепление.
- Рассмотрите позицию на демонстрационной доске и объясните, как поставить чёрному королю мат в один ход (приложение 7.3).
Физминута.
Мы поднялись, потянулись – это раз!
Наклонились и прогнулись – это два!
И в ладоши три хлопка – это три!
Руки в стороны пошире – вот четыре!
На носочки встать и руками помахать – это пять!
И за шахматы сесть – это шесть!