Включение в систему знаний

- Откройте учебник на с.46. Вы видите 10 карточек. Нужно поставить чёрному королю мат. Попробуйте как можно больше решить карточек за 5 минут. После истечения времени обучающиеся подсчитывают количество карточек и объясняют решение.

- Решите задачу: у белых на доске были король и ладья, а у чёрных только король. При этом чёрный король занимал место в начальном положении, а белая ладья стояла на вертикали «b».

- По описанию вам нужно восстановить позицию фигур на доске и белые должны поставить мат чёрному королю.

Двое детей выполняют работу на демонстрационной доске, остальные на местах.

- Сегодня мы познакомимся с 12 и 13 чемпионами мира. Это чемпионы из нашей страны. Разгадайте ребусы (приложение 7.4).

- Анатолий Карпов вернул чемпионский титул нашей стране. У кого он выиграл титул?

-По количеству выигранных турниров Анатолий Карпов намного превосходит всех остальных шахматистов. Гарри Каспаров стал самым юным чемпионом страны. Около 20 лет Каспаров имел наивысший рейтинг среди шахматистов.

Рефлексия.

Продолжите предложения:

- самым интересным было …

- самым трудным было…

- я узнал, что…

Игровая практика.

Урок №8. Рокировка

Цель: познакомить с понятием «рокировка», условиями проведения рокировки.

Задачи:

1)дать представление о рокировке и условиях проведения рокировки;

2)формировать навыки обобщения информации, расширять кругозор учащихся через знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3)развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, документ камера презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия.

Актуализация знаний.

- На шахматной доске спрятались термины. Найдите эти слова и объясните (приложение 8.1).

  С помощью документ- камеры проектируется изображение шахматной доски с терминами. Дети находят термины и объясняют.

- Решите несколько задач. Восстановите на шахматных досках позицию по условию задачи и поставьте чёрным мат. Ход белых.

1) И у белых, и у чёрных по королю и ладье. При этом все фигуры кроме чёрной ладьи помещались на вертикали «а».

2) У белых на доске были король и пешка, а у чёрных король и слон. При этом короли располагались на одной вертикали.

- Откройте учебник на с.68 и выполните задание. Поставьте мат в один ход. Ход белых.

После выполнения задания обучающиеся объясняют решение.

Определение темы и цели урока.

- Партия делится на 3 части. Вспомним, как они называются.

Дебют - начало игры

Миттельшпиль - середина игры

Эндшпиль – конец игры.

Слова выносятся на доску, обращается внимание на правописание данных слов.

- Сегодня будем знакомиться с дебютным принципом, угадайте каким:  

Аро ров ки к.

Дети отгадывают слово рокировка.

    -Что должны узнать о рокировке?

Первичное закрепление знаний.

- Чтобы правильно произвести рокировку, надо помнить о некоторых правилах.

1. И король, и ладья, с которой король рокирует, в этой партии ещё не сделали ни одного хода.

2. Между королём и этой ладьёй нет других фигур.

3. Король не стоит под шахом.

4.Поле, через которое прыгнет король при выполнении рокировки, не находится под боем.

5.После рокировки король не встанет под шах.

6.Рокировка бывает длинной и короткой

Первичное закрепление.

- Возьмите карточку №2 и, ориентируясь на позиции фигур, определите можно или нельзя сделать короткую рокировку (приложение 8.3)

Физминута.

Раз и два, и три, четыре ( руки поочередно: вверх, затем на плечи)

Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)

Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

Засиделся, застоялся, (руки на плечи)

В шахматы так заигрался. (вращения вперед-назад)

Побежали наши ножки (имитация бега)

Вперед, по шахматным дорожкам,

Чтоб друг с другом поиграть

И задачи порешать….

Включение в систему знаний.

-Откройте учебник на с.66 и объясните, могут ли белые или чёрные рокироваться.

Обучающиеся рассматривают позиции и объясняют возможность или невозможность рокировки.

-Четырнадцатый чемпион мира тоже представитель нашей страны. Это Владимир Крамник. Примерно через год Крамник уступил чемпионское звание Ананду, шахматисту из Индии. Пятнадцатый чемпион мира - Вишванатан Ананд первый международный гроссмейстер в Индии. Сложил с себя полномочия чемпиона мира, проиграв матч Карлсену, шахматисту из Норвегии. 16 чемпион мира Магнус Карлсен шахматный вундеркинд. Гроссмейстером он стал в 13 лет. Совсем недавно, в конце 2016 года, защитил свой титул в матче против Сергея Карякина.

Рефлексия.

- Какое открытие сделали на занятии?

- Что было трудным?

Игровая практика.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: