Открытие новых знаний

- В далёком прошлом шахматы по своим правилам отличались от современных. Одной из самых неприметных фигур был ферзь. Он ходил лишь на соседнее поле по диагонали. Неприятельские ферзи, подобно разноцветным слонам, никогда друг с другом не встречались, а короли легко избегали угроз, выбирая недоступные для ферзя поля. Так шли века, пока не возник вопрос: «А чем собственно, ферзь занимается?» И всем стало ясно, что ферзь - бездельник. Тогда его превратили в самую деятельную фигуру, заставив работать за ладью и за слона. «Ферзь всяческая» - такое название получила новая шахматная фигура в нашей стране.
     - Объясните выражение «Без ферзя король беззащитен».

- Объясните, как ходит ферзь.

- Посчитайте, сколько ходов может сделать ферзь с центрального поля.

- А сейчас поставьте ферзя у края доски и посчитайте ходы.

Дети на демонстрационной доске показывают и считают ходы ферзя.


Физминута.

Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил, вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался.

Первичное закрепление.

- Откройте учебник на с.49, задание № 1, 3, 6 («Проберись ферзём к ракете»).

  После выполнения задания выслушиваются ответы детей с объяснением.

Включение в систему знаний.

- Сейчас мы посмотрим могущество нашей фигуры. Для этого решим 2 задачи.

- Задача №1. Дойти ферзём до финиша.

 -Задача № 2. Сбить ферзём 12 фигур за 12 ходов не попадая под бой (приложение 3.2).

После выполнения задания, обучающиеся подробно объясняют решение.

-Давайте проверим, как мы усвоили ходы ферзя. Запишите ответ цифрой.

- Сколько полей держит под ударом ферзь с центрального поля?

- В скольких направлениях может пойти ферзь из углового поля?

- Сколько ферзей в армии белых фигур?

- Сосчитайте все поля, на которые может пойти ферзь из углового поля по горизонтали за один ход.

Самоконтроль. Ответы представлены на слайде.

- Продолжаем наше знакомство с чемпионами мира по шахматам. Четвёртый чемпион мира - Александр Алёхин.

- У кого Алёхин выиграл чемпионский титул?

-Алёхин первый русский чемпион мира. Он родился в России. После разных драматических событий покинул родину и стал жить во Франции. Пятый чемпион мира - Макс Эйве. Он представлял Голландию. Макс Эйве в жизни был умным и разносторонним человеком. Он преподавал математику, имел звание профессора.

-Как мы уже говорили, все шахматисты любят шахматные головоломки. Предлагаю вам очередную шахматную головоломку. Нужно расставить на шахматной доске 8 ферзей так, чтобы ни один из них не находился под боем другого. У этой задачи 92 решения (приложение 3.3).

Рефлексия.

- Продолжите предложение:

- Своей работой на уроке я…

Урок №4. Конь

Цель: п ознакомить с шахматной фигурой «конь», с правилами хода коня, с правилами взятия.

  Задачи:

1) дать представление о шахматной фигуре «конь»;

2) расширять кругозор учащихся через знакомство с историей появления названия шахматной фигуры и знакомство с информацией о чемпионах мира по шахматам;

3) развивать коммуникативные и регулятивные навыки через организацию работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал, демонстрационная доска, шахматы.

 

Ход занятия

Актуализация знаний.

- Найдите названия шахматных фигур. Расскажите, что знаете о каждой фигуре.

Л А Ф Е
Д О Н Р
С Ь Я З

Определение темы и цели урока.

- Отгадайте загадку, определите тему урока.

Грива есть, но нет хвоста.
Фигура эта не проста.
                                                          (конь)

-Что мы должны узнать об этой фигуре для того, чтобы уметь грамотно играть в шахматы?

- Конь - самый древний друг человека. В связи с тем, что игра в шахматы должна была попытаться изобразить военное сражение, то на любой войне в те времена главным на поле сражения была конница, а в шахматах - шахматные кони. В Европе было принято, что рыцарь-кавалер без коня даже не имеет права называться кавалером. И поэтому во многих странах в давние времена воевали шахматные фигуры, изображавшие всадника на коне. Но со временем гордому шахматному коню удалось избавиться от всадника во всех шахматных государствах мира. А название «всадник» так и осталось в некоторых странах. В Испании, Франции, Англии, Чехии и других странах шахматного коня кличут кавалером, наездником, конным рыцарем, всадником. Правда, в Германии, Польше и Сербии шахматного коня полюбили за умение перепрыгивать через свои и чужие шахматные фигуры и назвали его прыгуном или скакуном.



Открытие нового знания.

- Почему коня назвали скакуном или прыгуном?

-Ходы коня самые замысловатые, хитрые и коварные. Конь не линей-ная фигура. Еще говорят, что он ходит буквой «Г».

- Поставьте коня на чёрное поле. Сделайте ход. На каком поле он остановился? А сейчас сделайте ход с белого поля. Какой сделаем вывод? Обучающиеся работают на шахматных досках.

- Посчитайте, сколько ходов может сделать конь из центра и из углового поля?

- Где конь сильнее?

- Кто догадался, как конь будет брать чужую фигуру?

- А сейчас выполните задание. Нужно пройти конём из угла доски в противоположный угол.

Обучающиеся выполняют задание на шахматных досках и на демонстрационной.

 4. Первичное закрепление.

 - Посмотрите на демонстрационную доску. Какие фигуры может взять белый конь? (приложение 4.1)

Обучающиеся показывают взятие фигур белым конём.

- Возьмите карточку №1. Помоги шахматному коню добраться до замка, и по дороге в замок наберите 10 очков (приложение 4.1).

  После выполнения задания заслушиваются ответы детей с объяснением и показом на демонстрационной доске решения каждой задачи.

Физминута.

Цок, цок, цок, цок! (топают ножками)
Я лошадка - серый бок! (повороты)
Я копытцем постучу, (ходьба на месте.)
Если хочешь - прокачу! (легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива,
Хороши хвост, и грива. (взмахи руками в одну и в другую сторону)
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка - серый бок! (кружатся на месте)









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: