Соотношение категорий «Эмпирическое» и «теоретическое» с категориями «чувственное» и «рациональное»

Для современной методологии по-прежнему остра проблема сотно-шения эмпирического и теоретического. Развитие научного познания показало, что изменения в теоретическом аппарате могут совершаться и без непосредственного воздействия со стороны практики. Более того, теории могут стимулировать эмпирические исследования, подсказывать им, где искать, что наблюдать и фиксировать. Это, в свою очередь, показывает, что не всегда эмпирический уровень исследования безусловно первичен. Его первичность и базисность не являются необходимыми и обязательными признаками развития научного знания.

Поэтому теоретический уровень нельзя свести только к рациональному способу миропостижения. Точно так же, как нельзя свести эмпирический уровень только к чувственному, потому что на обоих уровнях познания присутствуют и мышление, и чувства. Взаимодействие, единство чувственного и рационального имеет место на обоих уровнях познания с различной мерой преобладания. Описание данных восприятия, фиксация результатов наблюдения, все то, что относится к эмпирическому уровню, нельзя представить как чисто чувственную деятельность. Оно нуждается в определенном теоретически обоснованном языке, в конкретных категориях, понятиях и принципах. Получение результатов на теоретическом уровне не есть прерогатива сугубо рациональной сферы. Восприятие чертежей, графиков, схем предполагает чувственную деятельность, в которой особо значимыми оказываются процессы воображения. Поэтому полное отождествление категорий теоретическоемыслительное (рациональное), эмпирическоечувственное (сенситивное) неправомерно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: