Правописание парных звонких или глухих согласных

Чтобы проверить парную звонкую или глухую согласную, надо слово изменить так, чтобы после согласной стояла гласная буква или звонкий согласный «н».

Например:    моро з – моро зы, моро зи т, заморо зи л

                 горо д – горо да, за горо до м, загоро ди л

                 сне г – сне га, сне го вик, за сне го м

 

Проверочными словами парных согласных могут быть:

1.Прилагательные: мё д – ме до вый,

2.Глаголы: ры б ка – ры ба чить,

3.Уменьшительно – ласкательные: ко ш ка-ко ше чка,

4.Употребление слова «нет»: морко в ь – нет морко ви,

5.Множественное число: гри б – гри бы,

6.Звонкий согласный « н »: хле б – хле бн ый, моро з – моро зн ый.

Живут себе два брата –
Глухой и звонкий звук,
И все вокруг стараются
Их различить на слух.

 

Но братья друг за друга
Так прячутся порой,
Что не поймёшь ни звука!
Где звонкий?! Где глухой?!

 

Если слышишь парный звук,                                                                                                                              Будь внимательным, мой друг!                                                                                                                           Парный сразу проверяй,
Рядом гласный подставляй!

 

 








Правописание   безударных   гласных.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо слово    изменить так, чтобы  безударная гласная стала ударной (если слово стоит в единственном числе, для проверки его нужно поставить во множественное и наоборот, если слово стоит во множественном числе, для проверки его нужно поставить в единственное число).

     Например:    с о снá - с Ó сны

                          в е снá - в ё сны

                          м о сты- м Ó ст

                          м о ря -  м Ó ре                          

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение!

10. Правописание   непроизносимых    согласных.

В некоторых словах буквы Д Т В Л не произносятся, пишутся. Например: звёз д ный, мес т ный, здра в ствуй, со л нце.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.
Например: звёз д ный – звез да,
              мес т ный – мес то,
              со л нце – со л нышко,
              поз д но – опоз да ть, поз де н,
              праз д ник – праз де н,
              сер д це – сер де чко, сер де чный,
              доблес т ный – доблес ть,
              грус т ный – грус ть,
              кос т ный – кос ть,
              ус т ный – ус та,
              окрес т ности – крес т,
              мес т ность – мес то,
              свис т нул – свис т, свис ти т
              извес т ный – извес ти е, вес ти,
              прелес т ный – прелес ти, прелес ть,
              ярос т ный – ярос ть,
              чес т ный – чес ть,
              счас т ливый – счас ть е,

              вес т ник – вес ти,
              трос т ник – трос ть, трос ти,
              капус т ный – капус та,
              ненас т ный – ненас ть е,
              радос т ный – радос ть,
              час т ное – час ть, час ти,
              гиган т ский – гиган т, гиган ты,
              облас т ной – облас ть,

              влас т ный – влас ть,
              крепос т ной – крепос ть,
              здра в ствуй – здра ви е, здоро вь е.    

Но некоторые слова проверить нельзя. Их нужно запомнить: чу в ство, чу в ствовать, лес т ница

Если в  сочетаниях  согласных  при  изменении  слова  согласный не  слышится, то писать  его  не  нужно:
чуде сн о, чуде сн ый – чуде се н, чуде са,
 прекра сн о, прекра сн ый – прекра сен, кра са,
 ужа сн о, ужа сн ый – ужа сен,
 опа сн о, опа сн ый – опа сен,
 напра сн о, напра сн ый – напра сен,
 вку сн о, вку сн ый – вку сен,
 интере сн о, интер есн ый – интере сен,
 т есн о, те сн ый – те сен,
 пре сн о, пре сн ый – пре сен,
 небе сн ый – небе са,
 пару сн ый – пару са,
 согла сн ый – согла сен,
 безгла сн ый – безгла сен,
 бесслове сн ый – бесслове сен,
 безобра зн о, безобра зн ый – безобра зен,
 любе зн о, любе зн ый – любе зен,
 желе зн о, желе зн ый – желе зо,
 колхо зн ый – колхо зы,
 серьё зн о, серьё зн ый – серьё зен,
 алма зн ый – алма зы.

11. Состав слова.

1. Корень – это общая часть родственных слов.

Слова, которые имеют общий смысл и одинаковый корень, называются родственными, или однокоренными.

                 
 
 
     


Например:   лет ать, лёт чик, пере лёт, вз лёт ная (полоса), при лёт.

              зим а,   зим ушка, зим овать, зим овщик, пере зим овать.

 Следует различать однокоренные или родственные слова и форму одного и того же слова:

  Например: лес

                лес ной                               

                лес ник

                лес ничий

                лес овичок – это родственные слова.

              

                лес

                лес а            

                лес ом  

                 олес е

                 влес уэто форма одного и того же слова.

2. Окончание - изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в предложении.

        Например:   читал (что?) книг у

                              рассказывал (о чём?) о книг е

                              восхищался (чем?) книг ой

 


 3. Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

         Например: берёза, берёз к а, берёз ов ая (роща)

 

Существительные имеют такие суффиксы как:


-ик- -ок- -ек- -ёк- -к- -ник-
-чк- -очк- -ечк-
-ушк- -юшк- -ышк-
-н- -ник- -ниц- -оньк- -еньк-
-чик-  -щик-
     

4. Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

         Например: ходит, под ходит, пере ходит, за ходит.        

                                         
                   


Приставки: о- об- обо-  из- ис- рас-  раз- от- ото- до- про-


                  под-  подо- без- бес- на- над- с- за- в- при- пре-
                         

 

5.Основу слова составляют:приставка, корень, суффикс.

     

Например:   подснежники   заморозки

12. Мягкий знак – показатель мягкости.

Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

     Например: пень, пеньки, конь, коньки, деньки.

 

13.Мягкий знак после шипящих.

В именах существительных женского рода после шипящих в конце слова пишется мягкий знак. В именах существительных мужского рода после шипящих в конце слова мягкий знак не пишется.

 

    Например: до чь   пе чь   мы шь  ди чь но чь – ж.р.

                       гара ж сторо ж камы ш клю ч – м.р.

14.Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак показывает, чтосогласный звук не сливается с гласным. Он пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, и перед корнем, начинающимся с согласных Е Ё Ю Я.

         
 


        Например:   под ъ е зд с ъ ё мка об ъ я вление

15.Секреты речи.

1. Слова  ах, ой, эй, ух, ого, эх, фу, о  и другие называются междометиями, что означает «между словами».

Междометия служат для выражения различных чувств:

 1)  удовольствия, восхищения (ой, ах),

2) радости (ура),

3) удивления (о),

4) неодобрения (фи, фу, брр).

2.  В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами.

Фразеологические обороты  делают нашу речь образной,выразительной.

Сел в  калошу – оказаться в смешном положении;

Голова как  решето – всё забыть;

Льёт  как  из ведра – сильный дождь, ливень;

Лететь стрелой – бежать очень быстро;

Навострить  уши – быть внимательным;

Держать уши востро – быть внимательным;
Сидеть,  сложа  руки – ничего не делать;

Пропустить  мимо  ушей – быть невнимательным, рассеянным;

Ушки на  макушке – быть внимательным и сосредоточенным;

Потерять  голову – забыть что – то;

Вешать  нос – расстроиться;

Зарубить  на  носу – запомнить;

Клевать  носом -  опустить голову очень низко;

Взять  себя  в  руки – собраться с мыслями, сосредоточиться;

Проглотить  язык         -   быть молчаливым;
Как в рот воды набрал -

Ходить гоголем - гордо;

Комар носа не подточит – сделать очень красиво, аккуратно; 

Видно как на ладони – очень хорошо просматривается;

Рукой подать – близко;

Встретиться нос к носу - почти столкнуться друг с другом;

Водить за нос - обманывать;

Оставить с носом  - обмануть;
Уши развесить   -

Язык без костей – много говорить; говорить лишнее;

Найти общий язык - найти понимание друг с другом;

Говорить на разных языках – не понимать друг друга;

Язык хорошо подвешен – умение хорошо говорить;
Тянуть за язык – вынуждать что-то сказать;

Перескочить с пятого на десятое – перескочить с одного на другое;
Язык заплетается – не может говорить ясно;

Язык до Киева доведёт - спрашивая людей, можно попасть куда угодно;

Как корова языком слизала – что-то исчезло неизвестно куда;

Держать язык за зубами – молчать, когда это нужно;

Хлопать ушами -  не слышать о чём говорят;
Ветер в спину – идти со спокойной душой
Работать, засучив рукава –
работать очень хорошо;
Не чуять под собой ног   - бежать очень быстро;
Бросаться со всех ног -
Свалиться, как снег на голову –
появиться, когда никто не ждёт, неожиданно;
Морочить голову -
Заговаривать зубы
-     
Смотреть сквозь розовые очки -
Беречь, как зеницу ока
-
Идти в ногу – действовать вместе;
Гнаться за двумя зайцами -

На один зуб - очень мало;
С  гулькин нос -
Из  рук вон - очень плохо;
Медведь на ухо наступил – петь плохо, не разбирая нот
Прожужжать все уши – много говорить об одном и том же
Встать  не  с той ноги – быть в плохом настроении
Прикинулся овцой -
Опять двадцать пять
-

16.Памятка    к  проведению  морфологического и синтаксического  разборовв начальных классах.



















































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow