Примеры теоретических заданий

МАУДО «СЮН «Патриарший сад», г. Владимир

Городской слет юных экологов-краеведов занимает особое
место в системе  массовых мероприятий со школьниками города Владимира естественнонаучной направленности благодаря междисциплинарному характеру и практикоориентированному подходу проведения.

 Цель Слета: поддержка инициативы и привлечение обучающихся образовательных учреждений к работе по освоению навыков исследовательской и природоохранной деятельности, направленной на развитие их интереса к биологии и экологии, к практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому и нравственному воспитанию и обучению школьников.

В Слёте участвуют обучающиеся образовательных организаций общего и дополнительного образования детей в возрасте от 13 до 16 лет, 8-10 классов.

 Слет юных экологов – это конкурсное мероприятие, в отличие от экзамена, на нем нет верхних пределов требований к уровню подготовки его участников, поэтому и не может быть исчерпывающего перечня возможных вопросов. В связи с этим приведенные в настоящем пособии рекомендации носят примерный характер. Содержание заданий слета будет определяться современным состоянием доступных для восприятия школьников теоретических положений и методик общей экологии, ботаники, зоологии,
гидробиологии, почвоведения вкупе с необходимостью развития логического мышления.

Методические рекомендации адресованы в первую очередь учителям и
педагогам дополнительного образования, учащимся, планирующим участвовать в слете. В то же время материал предлагаемого пособия может быть использован при реализации различных дополнительных образовательных программ естественнонаучной направленности, во внеурочной деятельности.

Подготовка к слету может проводиться в процессе реализации дополнительных образовательных программ и в ходе внеурочной деятельности.

Основные формы подготовки участников  к слету:

­ экскурсии в природу (ознакомление с разнообразием природных объектов);

­ решение заданий слетов путем выполнения практических работ в полевых условиях (технику описания растительности и почвы можно отработать на пришкольном участке, однако следует представлять, что на слете будут предложены более близкие к естественным экосистемы, поэтому совершенно необходимы экскурсии за пределы участка);

­ практические работы с коллекционным материалом в камеральных (лабораторных) условиях;

­ практические работы с изобразительной наглядностью (распознавание растений, животных, почв по фотографиям), решение задач на анализ графиков и схем.

Самостоятельная работа включает

­ чтение специализированной учебной и научной литературы по теоретическим основам направлений слета;

­ поиск фотографических изображений представителей таксонов, которые могут быть представлены на слете;

­ распознавание таксонов по изображениям.

Пример подготовки к номинации «Ботаника»:

1) Ознакомление с теоретическими понятиями «флора», «растительность», «растительное сообщество», «ярус», «проективное покрытие», «фенофаза» и др. (любое руководство по геоботанике);

2) Ознакомление с типами растительных сообществ Владимирской области.

3) Составление списков доминирующих и характерных видов для основных типов растительных сообществ, краснокнижных видов растений.

4) Подбор изображений растений, определенных в предыдущем пункте.

Пример подготовки к номинации «Почвоведение»:

1) Ознакомление с понятиями «почва», «почвенный профиль», «почвенный горизонт», «механический состав», «физические песок и глина», «структура», «гумус», «аккумуляция гумуса», «вымывание», «вмывание» и др.;

2) Ознакомление с типами или отделами почв Владимирской  области;

3) Подбор фотографий профилей почв, характерных для Владимирской области;

4) Поиск признаков, позволяющих определить (распознать) почвы Владимирской области в полевых условиях.

 




Организация Слета юных экологов-краеведов в 2020 году.

 

В сентябре 2020 г Слёт проводится в дистанционном формате в два тура:

I – теоретический тур.

Тестирование по направлениям: экология, краеведение, ботаника, зоология, почвоведение, картография, экологическая задача. Возможные виды вопросов: на выбор одного или нескольких ответов, на соответствие, со свободным ответом, работа с изображениями, графиками.

Участникам необходимо пройти онлайн-тестирование (форма теста отправляется в день проведения Слета).

II – практический тур   

Включает 5 разделов

- Ботаника

­ Зоология

­ Гидробиология

­ Картография

- Почвоведение

Инструктивные карты к практическим заданиям направляются участникам на электронную почту, указанную в заявке.

Сроки выполнения самостоятельного задания устанавливается положением о конкурсе.

Отчеты по каждому заданию принимаются на электронную почту vgsyn@edu.vladimir-city.ru.

 

Рассмотрим примерные задания теоретического и практического туров по каждому разделу, а также некоторые полевые методы и техники проведения.

РАЗДЕЛ «БОТАНИКА»

В ходе выполнения заданий теоретического и практического туров предполагается, что участник продемонстрирует знания и умения:

­ техника геоботанического описания участка лесной и луговой растительности;

­ определение высоты и диаметра деревьев;

­ распознавание видов высших сосудистых растений в полевых условиях;

­ прогноз развития растительного сообщества на основе знания его состава и закономерностей сукцессии;

­ растения, занесенные в Красную книгу Владимирской области;

­ растения, характерные для различных типов биогеоценозов Владимирской области (широколиственные леса, ельники, сосняки, березняки, пойменные луга, верховые болота, низинные болота и другие);

­ растения-индикаторы

­ жизненные формы растений;

­ семейства растений.

Примеры теоретических заданий

1. Выбрать из данного списка названия семейств высших растений: Сфагновые, Харовые, Сосновые, Сложноцветные, Улотриксовые.

2. Выбрать из данного списка названия семейств сосудистых растений: Гинкговые, Сфагновые, Харовые, Сосновые, Осоковые, Улотриксовые, Крестоцветные, Щитовниковые, Маршанциевые, Сальвиниевые.

3. Выбрать из данного списка названия родов сосудистых растений: Клевер, Крапива двудомная, Хара, Сосна обыкновенная, Осока, Полынь горькая, Щитовник, Маршанция, Сальвиния, Ива белая, Черника, Кочедыжник женский, Клевер.

4. Выбрать из данного перечня видов растений представителей эколого-ценотической группы «Растения широколиственных лесов»: Бересклет европейский, Ландыш майский, Черная смородина, Хохлатка полая, Хвощ лесной, Коровяк черный, Грушанка малая, Медуница неясная, Зеленчук жёлтый.

5. Выбрать из данного перечня видов растений Владимирской области представителей эколого-ценотической группы «Растения еловых лесов»: Бересклет европейский, Майник двулистный, Черная смородина, Хохлатка полая, Ожика волосистая, Коровяк черный, Грушанка малая, Медуница неясная, Кислица обыкновенная.

6. Напишите 5 названий видов растений, растущих в подлеске сложных боров Владимирской области. Список возможных видов в ответе: Орешник (лещина), шиповник, можжевельник, малина лесная, ирга колосистая, черемуха, крушина ломкая, жимолость лесная, бересклет бородавчатый, бузина красная, или кистевидная.

7. Выбрать из данного списка виды деревьев, встречающиеся в 1-ом ярусе древостоя в лесах Центральной России: Клён полевой, Черёмуха птичья, Бук восточный, Тополь дрожащий, Берёза пушистая, Сосна сибирская, Кедр гималайский, Крушина ломкая, Ель европейская, Лох узколистный, Лиственница сибирская, Жёстер слабительный.

8. Напишите названия видов растений, относящихся к жизненной форме кустарнички .

9. Напишите названия видов растений Владимирской области, использующих гетеротрофный тип питания .

10. Напишите 5 названий видов растений, растущих на верховых болотах Владимирской области .

11. Напишите 5 названий видов растений, растущих на низинных болотах Владимирской области .

12. Названия четырёх видов споровых сосудистых растений-представителей Красной книги Владимирской области .

Список возможных вариантов ответа:  Ужовник обыкновенный, Диплазий сибирский, Гроздовник полулунный, Гроздовник виргинский
Плаун топяной, Сальвиния плавающая, Многорядник Брауна.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: