Вариант 1. Провести геоботаническое описание выбранного участка растительности лесо-парковой зоны (дополнительная информация в приложении 1)
Бланк описания участка лесной растительности
№ пробной площади __________________
Древесный ярус
Общая сомкнутость крон ________ %
Вид деревьев | Подъярус | Диаметр ствола | Число стволов |
Формула древостоя: _____________________________________
Возобновление (всходы и подрост)
Вид деревьев | Обилие* | Высота |
Подлесок
Вид | Обилие* | Высота |
* обилие указывается в числе особей или проективном покрытии
Травяно-кустарничковый ярус: Общее проективное покрытие __________________ %
Вид растения | Подъярус | Обилие | Фенофаза | Примечания** |
Мохово-лишайниковый ярус: Проективное покрытие ________________________ %
№ | Группы лишайников | Наличие (+) | Отсутствие (-) | Проективное покрытие, % |
1 | Кустистые | |||
2 | Листоватые | |||
3 | Накипные |
Наименование растительного сообщества: ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
О каких особенностях абиотических, биотических и антропогенных факторов может свидетельствовать данный состав фитоценоза? (или «О каких особенностях почвы и увлажнения может свидетельствовать данный состав фитоценоза?»)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Каково место данного фитоценоза в сукцессии? Опишите его прошлое и будущее (или: «Спрогнозируйте сукцессию для данного участка на 300 лет (без вмешательства человека):
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
|
|
Для подготовки к геоботаническому описанию можно использовать любое
руководство по геоботанике (фитоценологии). Для школьников наиболее доступно
пособие В.В. Неронова (2002) и пособия, подготовленные ассоциацией «Экосистема». Необходимые для подготовки информационные материалы приведены также в разработке
М.Н. Сионовой (2008).
Вариант 2. Необходимо определить вид предложенных высших растений Владимирской области и описать их основные признаки: строение листа, строение корневой системы, месторасположение, формула цветка, тип плода и прочее. Сделать вывод по систематической принадлежности, экологическим условиям произрастания растений. Работа в данном направлении позволит участникам слёта повторить основную ботаническую терминологию и символику, систематизировать знания по морфологии растения на примере высших растений, что позволит участникам в дальнейшем эффективно пользоваться определителями растений, узнавать растения на местности, находить растения с заданными признаками.
|
|
Таблица. 1.
Пример страницы дневника для ответов
Критерий | Морфологический признак | Отметка |
Стебель | Округлый | |
Сплюснутый | ||
Ребристый | ||
Крылатый | ||
Борозчатый | ||
Листорасположение | Очерёдное | |
Супротивное | ||
Мутовчатое | ||
Прикрепление листа к стеблю | Черешковый лист | |
Сидячий | ||
Влагалищный | ||
Строение листа | Простой лист | |
Сложный лист | ||
Видоизменения листа | Иголки | |
Колючки | ||
Усики | ||
Чешуи | ||
Ловчие аппараты | ||
Прилистники | Присутствуют | |
Отсутствуют | ||
Жилкование | Дихотомическое | |
Пальчатое | ||
Сетчатое | ||
Дуговое | ||
Параллельное | ||
Корневая система | Стержневая | |
Мочковатая | ||
Видоизменения побега | Отсутствуют | |
Луковица | ||
Корневище | ||
Соцветие | Кисть | |
Метёлка | ||
Корзинка | ||
Головка | ||
Плод | Стручок | |
Боб | ||
Семянка | ||
Орешек |
Вариант 3. Определите возраст хвойного растения, класс возраста определяемого растения.
Пример