Вариант 1. Провести геоботаническое описание выбранного участка растительности лесо-парковой зоны (дополнительная информация в приложении 1)
Бланк описания участка лесной растительности
№ пробной площади __________________
Древесный ярус
Общая сомкнутость крон ________ %
| Вид деревьев | Подъярус | Диаметр ствола | Число стволов |
Формула древостоя: _____________________________________
Возобновление (всходы и подрост)
| Вид деревьев | Обилие* | Высота |
Подлесок
| Вид | Обилие* | Высота |
* обилие указывается в числе особей или проективном покрытии
Травяно-кустарничковый ярус: Общее проективное покрытие __________________ %
| Вид растения | Подъярус | Обилие | Фенофаза | Примечания** |
Мохово-лишайниковый ярус: Проективное покрытие ________________________ %
| № | Группы лишайников | Наличие (+) | Отсутствие (-) | Проективное покрытие, % |
| 1 | Кустистые | |||
| 2 | Листоватые | |||
| 3 | Накипные |
Наименование растительного сообщества: ______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
О каких особенностях абиотических, биотических и антропогенных факторов может свидетельствовать данный состав фитоценоза? (или «О каких особенностях почвы и увлажнения может свидетельствовать данный состав фитоценоза?»)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Каково место данного фитоценоза в сукцессии? Опишите его прошлое и будущее (или: «Спрогнозируйте сукцессию для данного участка на 300 лет (без вмешательства человека):
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Для подготовки к геоботаническому описанию можно использовать любое
руководство по геоботанике (фитоценологии). Для школьников наиболее доступно
пособие В.В. Неронова (2002) и пособия, подготовленные ассоциацией «Экосистема». Необходимые для подготовки информационные материалы приведены также в разработке
М.Н. Сионовой (2008).
Вариант 2. Необходимо определить вид предложенных высших растений Владимирской области и описать их основные признаки: строение листа, строение корневой системы, месторасположение, формула цветка, тип плода и прочее. Сделать вывод по систематической принадлежности, экологическим условиям произрастания растений. Работа в данном направлении позволит участникам слёта повторить основную ботаническую терминологию и символику, систематизировать знания по морфологии растения на примере высших растений, что позволит участникам в дальнейшем эффективно пользоваться определителями растений, узнавать растения на местности, находить растения с заданными признаками.
Таблица. 1.
Пример страницы дневника для ответов
| Критерий | Морфологический признак | Отметка |
| Стебель | Округлый | |
| Сплюснутый | ||
| Ребристый | ||
| Крылатый | ||
| Борозчатый | ||
| Листорасположение | Очерёдное | |
| Супротивное | ||
| Мутовчатое | ||
| Прикрепление листа к стеблю | Черешковый лист | |
| Сидячий | ||
| Влагалищный | ||
| Строение листа | Простой лист | |
| Сложный лист | ||
| Видоизменения листа | Иголки | |
| Колючки | ||
| Усики | ||
| Чешуи | ||
| Ловчие аппараты | ||
| Прилистники | Присутствуют | |
| Отсутствуют | ||
| Жилкование | Дихотомическое | |
| Пальчатое | ||
| Сетчатое | ||
| Дуговое | ||
| Параллельное | ||
| Корневая система | Стержневая | |
| Мочковатая | ||
| Видоизменения побега | Отсутствуют | |
| Луковица | ||
| Корневище | ||
| Соцветие | Кисть | |
| Метёлка | ||
| Корзинка | ||
| Головка | ||
| Плод | Стручок | |
| Боб | ||
| Семянка | ||
| Орешек |
Вариант 3. Определите возраст хвойного растения, класс возраста определяемого растения.
Пример







