Синдром гиперактивности с дефицитом внимания

Высокая двигательная активность свойственна детям, но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности, нарушает адаптацию его к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигательная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Самые разные нарушения психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности ребенка. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышенная двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает социальную адаптацию ребенка. Это состояние получило название синдрома гиперактивности с дефицитом внимания, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

У детей с подобным расстройством повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается. С началом обучения в школе выясняется, что ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, встает, ходит по классу. Черты, характеризующие синдром гиперактивности, – общее двигательное беспокойство, неусидчивость, множество лишних движений, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков, повышенная воз- будимость – часто сочетаются с трудностями в усвоении школьных навыков (чтение, счет, письмо).

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Ученые связывают это состояние прежде всего с недостаточностью тех систем, которые ответственны за локальную активацию определенных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внимание, и за общий уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. Ребенок как бы не может ни на чем сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. Естественно, что учебная деятельность, требующая прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля выполняемых действий, оказывается для него особенно трудной.

Синдром гиперактивности встречается при различных заболеваниях и нарушениях развития. Чаще всего он наблюдается при отдаленных последствиях органического поражения мозга и сочетается с нарушениями памяти, работоспособности, высших корковых функций. Подобное поражение может быть обусловлено воздействием неблагоприятных факторов на развивающийся мозг во внутриутробном или перинатальном периодах, в раннем возрасте, и иметь своими последствиями минимальные, субклини- ческие повреждения мозга. Эти нарушения могут не выявляться при обычном неврологическом обследовании, однако на электроэнцефалограмме могут отмечаться нарушения регуляторных функций ствола головного мозга, очаги патологической активности в коре или подкорковых структурах головного мозга.

Хотя этот синдром часто называют гипердинамическим, т.е. синдромом повышенной двигательной активности, основным дефектом в его структуре является дефект внимания. У такого ребенка сильно страдают объем и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чем-либо лишь на несколько мгновений, у него чрезвычайно повышена отвлекаемость, он реагирует на любой звук, на любое движение в классе.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается физически опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавшийся ему в руки предмет, разорвать тетрадь и т.д.)

Эмоциональная напряженность, свойственная таким детям, склонность остро переживать трудности, которые возникают при обучении в школе, приводят к тому, что у него легко формируют ся и фиксируются негативная самооценка и враждебность ко всему, связанному со школьным обучением, протестные реакции, неврозоподобные и психопатоподобные расстройства. Эти вторичные расстройства усугубляют картину, усиливают школьную дезадаптацию, ведут к формированию негативной «Я-концепции» ребенка. Развитие вторичных нарушений в значительной степени зависит от среды, которая окружает его, определяется тем, насколько взрослые способны понять трудности, возникающие из-за болезненно повышенной активности и эмоциональной неуравновешенности ребенка, и создать условия для их коррекции в атмосфере доброжелательного внимания и поддержки.

Первые проявления синдрома гиперактивности могут беспокоить родителей с первых дней жизни ребенка: дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. В 3 – 4 года отчетливой становится неспособность ребенка сосредоточенно заниматься чем-либо, он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

Двигательная расторможенность с возрастом имеет тенденцию к уменьшению и может смениться в подростковом возрасте на инертность и безынициативность. Однако неспособность длительное время поддерживать концентрацию внимания и контроль над своими импульсами становится наиболее отчетливой при начале школьного обучения, нарушает усвоение знаний, приводит к дисциплинарным проблемам. Все это может значительно нарушить школьную адаптацию, исказить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, привести к искажению личностного развития. И наоборот, понимание проблем ребенка, своевременная коррекционная помощь могут способствовать практически полной компенсации нарушений поведения и обучения. Практика показывает, что у большинства детей, страдающих синдромом гиперактивности с дефицитом внимания, к подростковому возрасту двигательная расторможенность значительно уменьшается или исчезает совсем. Могут сохраниться неустойчивость внимания и импульсивность поступков, однако при благополучном личностном развитии эти негрубые остаточные явления позволяют адаптироваться в обществе, вести нормальную трудовую жизнь, адекватно устанавливать межличностные отношения,

Однако нельзя не отметить, что часть детей и подростков с синдромом гиперактивности показывает предрасположенность к антисоциальным действиям, нарушениям поведения и влечений. Чаше это происходит при наличии вторичных (личностных) расстройств, возникающих в неблагоприятных социально-педагогических условиях.

Поэтому наряду с медикаментозной коррекцией лечение состояния гиперактивности обязательно должно включать элементы психотерапии и лечебной педагогики. При организации обучения этих детей особенно важен принцип соответствия учебной нагрузки реальным возможностям ребенка с учетом уровня его познавательных способностей и нарушенной концентрации внимания. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы деятельность ребенка оказывалась успешной, а поставленная цель – достигнутой. Нельзя допускать вседозволенности для гиперактивных детей, они нуждаются в четком определении модели допустимого поведения, включающей поощрение за целенаправленную, сосредоточенную деятельность и наказание за социально неприемлемые поступки.

Гиперактивные дети особенно трудны для учителя, так как постоянно привлекают его внимание, мешают другим ученикам. Если учитель понимает причины неправильного поведения маленького «нарушителя», не считает его сознательным злоумышленником, у него больше шансов установить доброжелательный контакт и помочь ему. Ведь гиперактивный ребенок нуждается в том, чтобы к нему относились так же, как и ко всем остальным детям, понимая при этом его специфические трудности и создавая условия для их преодоления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: