Эмоциональные расстройства

Эмоции человека – важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения. Они развиваются в процессе эволюции от простейшего реагирования простейших существ на раздражители (амеба, отползающая от капли кислоты в пробирке) к так называемым высшим эмоциям человека, таким, как сопереживание, чувство дол- га и ответственности, альтруизм. Эмоции служат наиболее тонкому приспособлению человека к окружающему миру, к жизни в обществе, к контактам с другими людьми, в конечном счете они служат не только приспособлению и выживанию одного индивида, но и сохранению человеческого рода в целом. Тонкий и сложный механизм человеческих эмоций вызывает восхищение своим совершенством, но, как сложный музыкальный инструмент, он не гарантирован от «расстройки». Эмоциональная реакция на те или иные события может быть чрезмерной, она может «вырваться из - под контроля», затянуться и изменить все состояние человека в целом. В конце концов эмоции могут «заболеть» и стать неадекватными потребностям человека и событиям его жизни. Изменение эмоционального фона – тонкий индикатор общего состояния психики. Специалистам известно, что оно может оказаться первым «звонком» начинающейся душевной болезни.

В реализации эмоций задействованными оказываются и подкорковые структуры мозга, и вегетативные, двигательные механизмы, и, естественно, кора головного мозга. Причем чем младше ребенок, тем менее дифференцированы у него эти структуры, тем больше «разливается» проявление переживания, тем сильнее захвачены те сферы, которые мы обычно не связываем с эмоциональными переживаниями: двигательная активность, сон, аппетит, работа кишечника, регуляция температуры и т.п. Все это приводит к тому, что у детей гораздо чаше, чем у взрослых, встречаются нетипичные проявления эмоциональных расстройств, которые затрудняют их правильное распознавание и лечение. Изменение эмоционального фона может быть почти незаметным за разными фасадами: за нарушением вегетативных функций, имитирующих те или иные заболевания, за расстройствами поведения, за снижением школьных успехов. Однако выявление эмоциональ- ного расстройства необходимо для правильного лечения.

Депрессия недетское слово. Ощущение печали, тоски, ослабление интересов, снижение общего тонуса, уход от контактов, иногда чувство собственной измененности, заторможенности – типичные проявления «взрослой» депрессии. У детей, не достигших переходного возраста, трудно выделить подобные признаки не только из-за их нечеткости, но и из-за того, что ребенок, как правило, не может дать подробный отчет о своих эмоциональных переживаниях. По этой причине среди психиатров до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько распространены среди детей депрессивные состояния и в чем они проявляются, если не принимают форму, характерную для «взрослой» депрессии. Однако в том, что эмоциональные расстройства встречаются у детей чаще других проявлений душевного неблагополучия, врачи не сомневаются.

Эмоциональные колебания у детей, как у совсем маленьких, так и у более старших, чаще бывают вызваны неблагоприятной ситуацией, но в редких случаях могут происходить самопроизвольно (по крайней мере, мы не видим конкретной причины изменившегося состояния). Видимо, в склонности к таким расстройствам большое значение имеет генетическая предрасположенность к колебаниям эмоционального фона – более или менее выраженная, она свойственна многим людям.

У маленького ребенка в таких случаях родители обращают внимание на снижение аппетита, остановку в прибавке веса, подверженность заболеваниям и, как правило, почти не замечают беспричинного изменения его общего состояния: капризности, отказа от общения, временной приостановки в развитии.

После трех лет «настроение» начинает звучать более отчетливо. Но еще длительное время, вплоть до переходного возраста, когда эмоции «вырвутся» вперед, станут осознаваемыми, насыщенными, как бы реальными для самого ребенка, мы не услышим типичных депрессивных жалоб на печаль и тоску. В дошкольном возрасте на первый план обычно выступают изменения в состоянии здоровья: расстройства сна, аппетита, потливость, ознобоподобная дрожь, покраснение или побледнение кожи, могут внезапно появиться энурез (ночное недержание мочи) или энкопрез (ребенок, давно приученный к туалету, начинает вдруг пачкать штанишки). Общее состояние его может быть или вялым, заторможенным, или беспокойным, тревожным, плаксивым. Вместе с тем в движениях, манере говорить и держать себя могут проявиться типичные депрессивные признаки: тихий голос, печальное выражение лица, старческая осанка (ребенок ходит, опустив голову, волоча ноги, не двигая руками). Уже в этом возрасте он может ощущать и описывать измененность своего состояния («все как в тумане, как во сне»).

У младших школьников на первый план чаще всего выступают изменения поведения: пассивность, вялость, замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, нарушение активного внимания, которые приводят к медленному усвоению учебного мате- риала и соответственно к школьным трудностям. До 12 – 13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску», несмотря на глубину депрессивного состояния. Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», ничем не хочется заниматься, «ничего не интересно». У некоторых, особенно у мальчиков, могут появиться раздражительность и обидчивость, которые приводят к уходам из дома и школы, прогулам, драчливости. Проявления могут быть разными, врачи обычно говорят о «масках» депрессии: это и школьная дезадаптации, когда ребенок вдруг перестает успевать в школе, у него нарушаются отношения со сверстниками и учителями, и расстройства здоровья, и тревожное беспокойство за близких или за свое здоровье. Но во всех случаях обращает на себя внимание утрата жизнерадостности, свойственного детям оптимизма, может присутствовать также типичный для депрессивного состояния суточный ритм колебания настроения, когда утром ребенок особенно вял, раздражителен, плаксив, трудно «расходится», а к вечеру становится более активным, его трудно уложить спать, он наконец как бы становится способным что-то делать, например сесть за уроки.

 Годам к 11 –!2 выраженность или, вернее, «высказанность» депрессивного чувства становится более отчетливой, ребенок может высказывать мысли о собственной малоценности, ненужности, виновности («я самый слабый в классе», «никто не хочет со мной дружить», «у меня ничего не получается»), отметить у себя замедленное течение мыслей. Иногда отмечается заторможенность движений, замедленная речь, тоскливое выражение лица. Причем внешние проявления у мальчиков и у девочек могут значительно различаться. У мальчиков чаще встречаются нарушения поведения, связанные с повышенной раздражительностью, недовольством окружающими, с потребностью на ком-либо «сорвать зло», склонностью к реакциям протеста (некоторые психиатры утверждают, что не менее половины детей и подростков с асоциальным поведением имеют депрессивные расстройства); у девочек на первый план чаще выступают пассивность, вялость, задумчивость. Чрезмерное послушание – врачи называют это «синдромом Золушки».

И самую яркую чувственную насыщенность приобретают депрессии у подростков, когда эмоциональная сфера как бы вырывается вперед, становится «руководителем» всей жизни в целом. К чувствам грусти, тоски, печали могут присоединиться идеи собственной никчемности, ущербности, неинтересности для сверстников, болезненности. Проявления могут быть очень разными: подросток может стать вялым и апатичным, как бы заторможенным, может стать грубым и непослушным, потянуться к алкоголю и наркотикам, может тревожно говорить и думать только о своем здоровье или внешности. Иногда появляются идеи самообвинения, собственной греховности, недостойности. Общая подавленность, потеря обычных интересов, снижение успехов в школе должны насторожить близких. Не хотелось бы сгущать краски, но у подростка в депрессивном состоянии наряду со снижением общего тонуса, интереса к окружающему миру нередко притупляется и инстинкт самосохранения. Жить неинтересно и даже мучительно, смерть не пугает – последствия могут быть самыми печальными.

Депрессивные состояния у детей и подростков часто привязаны к тем или иным ситуациям, психологически понятны. Но бывает, что такая реакция выходит за рамки «понятности», начинает развиваться по своим собственным законам. Тогда врачи говорят о депрессивном состоянии, которое нуждается не только в психологической поддержке, но и в достаточно серьезном и длительном медикаментозном лечении. Кстати, возможности лекарственной помощи при депрессивных расстройствах как у взрослых, так и у детей достаточно высоки. Чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем легче выйдет он из болезненного состояния, тем меньше возможность неблагоприятных последствий в школе, во взаимоотношениях со сверстниками, риска совершить что-то опасное для себя.

Повышенная тревога или страх могут возникнуть у детей в разных ситуациях: при неврозе страха, когда ребенок, иногда без адекватной причины, боится смерти близких, отрыва от них, это может быть страх животных, темноты и т.д. Внешне такой страх проявляется прежде всего соматическими расстройствами: сердцебиением, головокружением, обмороками, болями в сердце, животе, поносом, рвотой, одышкой, а в дальнейшем – расстройствами сна и аппетита. Именно на эти расстройства и обращают в первую очередь внимание родители, все это приводит к тому, что ребенок попадает на прием к педиатру. Бывает так, что его долге обследуют, безуспешно лечат, и он постепенно убеждается, что тяжело (и возможно, неизлечимо) болен и обречен на страдания в будущем. Он начинает все больше прислушиваться к себе, и своим ощущениям, все меньше интересоваться окружающим, Формируется личность, которой будет трудно вырваться из замкнутого круга истинных и мнимых страданий.

Встречается и третий вариант расстройств здоровья, в основе которых лежат особенности эмоционального реагирования. Это те состояния, когда проявления болезни помогают найти выход из трудной ситуации, непереносимой для ребенка. Боли в животе утром, когда нужно идти в ненавистный детский сад, головные боли и бледность на уроке в школе, когда задание кажется невыполнимым. 

«Механизм условной приятности», – говорят специалисты о таких состояниях, которые помогают человеку найти выход из непереносимой для него ситуации, и называют их истерическими. Это сигнал для взрослых: что-то здесь не так, есть веская причина, которая приводит к этим расстройствам. Не найдя эту причину, помочь ребенку нельзя. Если школьное задание не будет восприниматься неодолимым, не будет при его предъявлении кружиться голова и тошнить. Если в детском коллективе есть друзья, тебя любят и признают, не будет болеть живот, когда надо идти в школу или детский сад. Не стоит спешить с преждевременными выводами, а стоит подумать, почему его пугают какие-либо события и хочется их избежать.

Значительно реже, чем снижение эмоционального фона, отмечается его болезненное повышение – маниакальное состояние. Проявления маниакальных состояний в детском возрасте еще более атипичны, чем проявления депрессии. В младшем школьном возрасте они проявляются преимущественно на уровне психомоторного реагирования: ребенок может быть расторможен, суетлив, импульсивен (быстро переключается с одной деятельности на другую, не заканчивает начатое), его настроение однообразно при- поднято. Могут усилиться инстинкты и влечения: повышенный аппетит, онанизм, стремление к бродяжничеству, иногда в высказываниях звучит переоценка своей физической силы, достижений.

О болезненном происхождении такого повышенного оживления необходимо думать в тех случаях, когда нарушается поведение ребенка, его адаптация к школьным условиям, причем эти изменения очерчены во времени: можно более или менее определенно отметить начало подобного состояния.

В более старшем возрасте в проявлениях мании становится заметным повышенный фон настроения, но по-прежнему на первом плане находятся нарушения поведения, которые могут быть еще более грубыми. У подростка в маниакальном состоянии повышается двигательная активность, он становится многоречивым, агрессивным, способным переоценивать свои возможности, утратить чувство дистанции по отношению к взрослым, у него может повыситься аппетит и сексуальность, он может быть всем доволен, эйфоричен (состояние благодушия, когда все представляется в розовом свете). Реже встречается «гневливая мания» с повышенной раздражительностью, требовательностью, несдержанностью. О возможности эмоционального расстройства у подростка стоит задуматься тогда, когда его поведение значительно изменилось, стало нетипичным для него самого.

Эмоциональные колебания, склонность к спадам настроения свойственны многим людям, и значительная часть из них вполне способна более или менее успешно с этим справляться. Ребенок, не умеющий еще управлять собой, не способный в силу возрастных особенностей объяснить, что с ним происходит, и обратиться за помощью, нуждается в поддержке взрослого, понимающего, что жизнь не так безрадостна, как это кажется «изнутри» депрессивного состояния. Понимание взрослых поможет ему и в том случае, если его состояние вызвано реакцией на травмировавшие его события, и в том, когда оно обусловлено самопроизвольными колебаниями эмоционального фона.

Сохраняя и тренируя способность ребенка к «открытому», индивидуальному восприятию мира, его творческую свободу в поведении, мы, однако, не должны забывать о том, что эта свобода во многом зависит и от владения ребенком способами самовыражения. Организации себя в контакте с внешним миром.

Наряду с когнитивной стороной развития и формированием навыков существует другая жизненно важная линия развития – формирование у ребенка психотехнических приемов эмоциональной регуляции поведения, выработка аффективных стереотипов на основе которых организуется поведение человека.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: