Общение со сверстниками

  Когда дети с расстройством поведения подрастают, то большинство их не находит поддержки и дружбы среди своих сверстников, хотя некоторые из них могут стать довольно популярными. Начав ходить в школу, некоторые дети с расстройством поведения становятся хулиганами, и это продолжается в подростковом возрасте и в зрелости. 

Надо отметить, что дети с проблемами поведения все же заводят себе друзей. К сожалению их дружба зачастую основана на взаимной симпатии одинаково антисоциально настроенных подростков Сочетание раннего проявления антисоциального поведения и связи с другими сверстниками-хулиганами – единственный наиболее сильный показатель проблем поведения в подростковом возрасте. Дружба с антисоциальными сверстниками укрепляется в возрасте 9 – 12 лет и помогает переходу от принуждающего поведения в детстве к подростковым преступлениям, таким как воровство, злоупотребление наркотиками или прогулы школы. В действительности около двух третей всех зафиксированных преступлений молодежи совершаются кампанией из двух или трех сверстников Участие сверстников-хулиганов также способствует автономии в подростковом возрасте и ранней сексуальной активности. 

  «Дружба» между антисоциальными мальчиками как правило, характеризуется неустойчивостью и не приносит им удовлетворения. Когда все же отношения носят положительный характер, они все равно осложнены стремлением одного подростка подчинить себе другого. Антисоциальные дети могут поощрять друг друга за нарушение социальных норм, но редко когда поддерживают социальное поведение друг друга.

Агрессивные дети также не в состоянии полностью переработать информацию в социальных ситуациях. Они недооценивают свою собственную агрессивность и ее негативное влияние на других и переоценивают агрессию, направленную на них самих. В их поведении проявляется склонность к приписыванию враждебности и негативных намерений другим людям, в особенности, когда намерения других им не ясны. Агрессивные дети склонны ценить социальное доминирование и месть, а не дружбу. Им не хватает заботы о других людях и их способы решения социальных проблем неадекватны и неприемлемы для окружающих.

Важно помнить, что многие дети с проблемами поведения живут в очень неблагоприятных условиях. В некоторых случаях их «предубеждение» видеть угрозу и агрессию у других людей является точным отражением их пребывания во враждебном социальном мире, а агрессивный стиль реагирования оказывается адаптивной реакцией на этот мир.

Очевидна тесная взаимосвязь между процессами умственного развития и развития личности, их взаимное влияние друг на друга. Для реализации интеллектуального и личностного потенциала ребенка имеют большое значение и условия воспитания и обучения, и индивидуальные психологические (а иногда и патологические, т.е. обусловленные болезненными отклонениями) черты характера ребенка, темп созревания его когнитивных способностей, его физиологические ресурсы (состояние здоровья, работоспособность и т д.). Анализ взаимодействия факторов, приводящих к школьной дезадаптации, важен в каждом индивидуальном случае, так как клинический «фасад» состояния часто определяется вторичными нарушениями, имеющими более яркие проявления и социальные последствия. К примеру, замедление созревания регуляторных структур ствола и коры головного мозга, которое мы наблюдаем при состоянии психофизического инфантилизма, может в такой степени отягощаться невротическими и психопатоподобными нарушениями, возникающими у ребенка при неадекватных его уровню развития школьных требованиях, что реальные, физиологически обусловленные учебные трудности как бы уходят на второй план, а на первый план выступают нарушения поведения. Однако нормализовать поведение ребенка, помочь ему адаптироваться к школе без формирования содержательной учебной мотивации и создания ситуации успешного обучения невозможно.

 Для решения организация целостного процесса обучения, необходимо учитывать тот факт, что разнообразные факторы – биологические, социальные, педагогические, – как правило, взаимно связаны и влияют друг на друга, усугубляя негативные тенденции в индивидуальном развитии ребенка.

Чтобы полностью понять проблемы в поведении детей и выработать пути их преодоления и предупреждения нам необходимо хорошо представлять механизмы их нарушений.

I Глава

    Нарушения поведения у детей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: