1. Умение общаться со взрослыми и ровесниками (включая этикет)
2. Умение понимать себя и других
3. Умение выражать свое эмоциональное состояние
4. Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние
5. Умение оценить свои потенциальные возможности
6. Умения снимать эмоциональные напряжения (включая гнев и агрессивность)
7. Умение выходить из конфликтных ситуаций.
8. Умение слушать других людей
9. Умение быть терпимым и доброжелательным к другим
10. Умение делиться положительными чувствами
11. Умение вести диалог
12. Умение просить и принимать помощь
13. Умение приходить на помощь
14. Умение ставить и добиваться цели
15. Умение верить в свои силы
16. Умение проявлять волевые усилия и подавлять негативные желания
2. Организация условий формирования эмоционально-волевой
регуляции учащихся
Цели и задачи
При определении целей и задач занятий необходимо исходить из понимания той роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, и ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценностей данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности.
Основная цель психологической работы в пространстве нормального развития, как содействия полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Отсюда вытекает основная задача коррекции – это исправление отклонений в психическом развитии человека на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала каждой личности.
Цель и задачи психологической работы четко обозначают принципиальную позицию по отношению к ребенку: не ученика подгонять под определенные обстоятельства, а актуализировать те его внутренние резервы, которые дадут возможность ребенку адаптироваться в тех или иных меняющихся обстоятельствах жизни.
Психологическая работа должна строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целая осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.
Психолого - развивающая работа предназначена как для здоровых детей, имеющих проблемы, так и, находящихся в пограничном состоянии, т.е. детей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Эта работа должна носить опережающий характер с учетом перспективы развития.
Цели психологической работы должны быть реалистичны и соотнесены по времени. Важно помнить, что эффекты психолого - развивающая и коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного времени, поэтому необходимо предусмотреть закрепление позитивных результатов.
При составлении развивающих и коррекционных программ необходимо соблюдать определенные требования:
· Четко формулировать цели работы
· Определить круг задач, конкретизирующих цели работы
· Определить стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы
· Отобрать конкретные методики и техники
· Подготовить необходимый материал и оборудование
· Определить форму работы (индивидуальная, групповая или смешанная)
· Определить время для реализации всей развивающей программы
· Определить частоту встреч (1 раз в неделю, 2 раза в неделю или раз в две недели)
· Определить длительность каждой встречи (от 10-15 минут в начале программы до 1,5 – 2 часов на заключительном этапе)
· Разработать и определить содержание каждого занятия и всей программы
· Определить форму контроля за динамикой и ходом проводимой работы
· Предусмотреть изменения и дополнения по ходу работы по программе
· Проверить эффективность реализованной программы
Специфика групповой формы работы
Групповая психолого-развивающая работа представляет специфическую форму, при которой используется групповая динамика, т.е. вся совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.
В тренинговой группе все участники объединены целями межличностного научения и самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.
Задачи групповой работы фокусируются на трех составляющих самосознания:
1. Самопонимание ( когнитивный аспект)
2. Отношение к себе (эмоциональный аспект)
3. Саморегуляция (поведенческий аспект)
Задачи психологической работы в эмоциональной и поведенческой сферах охватывают следующие аспекты:
- получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;
- непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе;
- точное распознавание и вербализация собственных эмоций;
- переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе;
Групповая форма работы помогает участникам:
- Увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы.
- Приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения.
- Преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций.
- Развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью.
- Закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.
- Вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.
В групповой работе основным инструментом воздействия выступает группа, позволяющая выйти на понимание и отреагирование проблем ребенка за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.
Основные принципы занятий важно оговорить с участниками заранее:
- Активность на занятии
- Открытая обратная связь
- Следование принципу «здесь и теперь»
- Доверительность в общении
- Добровольность и конфиденциальность
- Равенство позиций и признание личностных норм каждого
- Беспристрастность
- Одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга
Вместе с этим каждая конкретная группа может устанавливать свои нормы поведения на занятии (сквозные навыки):
- Выполнять распорядок групповых занятий
- Говорить в группе обо всем открыто и искренне
- Не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий
- Помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам
- Говорить всегда конкретно и по принципу «здесь и теперь»
- Выслушивать мнение членов группы, но принимать решение самостоятельно.
Каждое занятие включает четыре этапа:
1. Вступление, которое предусматривает создание единого психологического пространства.
2. Основная часть, которая состоит из дискуссии для создания рефлексии и непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.
3. Заключение, включающее релаксационные и восстановительные упражнения.
4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.