Примерный перечень необходимых навыков

1. Умение общаться со взрослыми и ровесниками (включая этикет)

2. Умение понимать себя и других

3. Умение выражать свое эмоциональное состояние

4. Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние

5. Умение оценить свои потенциальные возможности

6. Умения снимать эмоциональные напряжения (включая гнев и агрессивность)

7.  Умение выходить из конфликтных ситуаций.

8.  Умение слушать других людей 

9.  Умение быть терпимым и доброжелательным к другим

10.   Умение делиться положительными чувствами

11.   Умение вести диалог

12.   Умение просить и принимать помощь

13.   Умение приходить на помощь

14.   Умение ставить и добиваться цели

15.    Умение верить в свои силы

16.     Умение проявлять волевые усилия и подавлять негативные желания

 

 2. Организация условий формирования эмоционально-волевой

регуляции учащихся

     Цели и задачи

При определении целей и задач занятий необходимо исходить из понимания той роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, и ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценностей данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности.

Основная цель психологической работы в пространстве нормального развития, как содействия полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Отсюда вытекает основная задача коррекции – это исправление отклонений в психическом развитии человека на основе создания оптимальных психологических условий для развития индивидуального творческого потенциала каждой личности.

Цель и задачи психологической работы четко обозначают принципиальную позицию по отношению к ребенку: не ученика подгонять под определенные обстоятельства, а актуализировать те его внутренние резервы, которые дадут возможность ребенку адаптироваться в тех или иных меняющихся обстоятельствах жизни.

 Психологическая работа должна строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целая осмысленная деятельность, органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.

Психолого - развивающая работа предназначена как для здоровых детей, имеющих проблемы, так и, находящихся в пограничном состоянии, т.е. детей с дезадаптированным поведением и формирующимся невротическим реагированием. Эта работа должна носить опережающий характер с учетом перспективы развития.

Цели психологической работы должны быть реалистичны и соотнесены по времени. Важно помнить, что эффекты психолого - развивающая и коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного времени, поэтому необходимо предусмотреть закрепление позитивных результатов.

При составлении развивающих и коррекционных программ необходимо соблюдать определенные требования:

· Четко формулировать цели работы

· Определить круг задач, конкретизирующих цели работы

· Определить стратегии и тактики проведения коррекционно-развивающей работы

· Отобрать конкретные методики и техники 

· Подготовить необходимый материал и оборудование

· Определить форму работы (индивидуальная, групповая или смешанная)

· Определить время для реализации всей развивающей программы

· Определить частоту встреч (1 раз в неделю, 2 раза в неделю или раз в две недели)

· Определить длительность каждой встречи (от 10-15 минут в начале программы до 1,5 – 2 часов на заключительном этапе)

· Разработать и определить содержание каждого занятия и всей программы

·  Определить форму контроля за динамикой и ходом проводимой работы

· Предусмотреть изменения и дополнения по ходу работы по программе

· Проверить эффективность реализованной программы

 

Специфика групповой формы работы

Групповая психолого-развивающая работа представляет специфическую форму, при которой используется групповая динамика, т.е. вся совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы.

В тренинговой группе все участники объединены целями межличностного научения и самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Задачи групповой работы фокусируются на трех составляющих самосознания:

1. Самопонимание ( когнитивный аспект)

2. Отношение к себе (эмоциональный аспект)

3. Саморегуляция (поведенческий аспект)

Задачи психологической работы в эмоциональной и поведенческой сферах охватывают следующие аспекты:

- получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе;

- непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе;

- точное распознавание и вербализация собственных эмоций;

- переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе;

Групповая форма работы помогает участникам:

- Увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы.

- Приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения.

- Преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в том числе связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций.

- Развивать формы поведения, связанные с сотрудничеством, взаимопомощью, ответственностью и самостоятельностью.

- Закрепить новые формы поведения, в частности, те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

- Вырабатывать и закреплять адекватные формы поведения и реагирования на основе достижения в познавательной и эмоциональной сферах.

В групповой работе основным инструментом воздействия выступает группа, позволяющая выйти на понимание и отреагирование проблем ребенка за счет межличностного взаимодействия и групповой динамики.

Основные принципы занятий важно оговорить с участниками заранее:

- Активность на занятии

- Открытая обратная связь

- Следование принципу «здесь и теперь»

- Доверительность в общении

- Добровольность и конфиденциальность

- Равенство позиций и признание личностных норм каждого

- Беспристрастность

- Одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга

Вместе с этим каждая конкретная группа может устанавливать свои нормы поведения на занятии (сквозные навыки):              

  - Выполнять распорядок групповых занятий

- Говорить в группе обо всем открыто и искренне

- Не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий

- Помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общепринятым нормам

- Говорить всегда конкретно и по принципу «здесь и теперь»

- Выслушивать мнение членов группы, но принимать решение самостоятельно.

Каждое занятие включает четыре этапа:

1. Вступление, которое предусматривает создание единого психологического пространства.

2. Основная часть, которая состоит из дискуссии для создания рефлексии и непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.

3. Заключение, включающее релаксационные и восстановительные упражнения.

4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: