Особенности тренинговой формы проведения занятий

Особенности, преимущества и эффективность групповой работы с учащимися была выделена известным американским психологом К.Рудестамом (1993). Он утверждал, что одним из главных преимуществ групповой работы является то, что, оказавшись в тренинговой группе, человек обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Группа способна отразить общество в миниатюре, а значит, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм. Происходит моделирование системы взаимоотношений и взаимосвязей, характерных для реальной жизни, а это дает возможность участникам увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения, неочевидные в житейских ситуациях. Так в группе можно разыграть сцену привычного школьного конфликта и апробировать разные стратегии поведения.

В группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от учащихся со сходными проблемами. Бывает, что в обычной жизни человеку почти невозможно услышать мнение о себе, а в группе можно создать ситуацию, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, понимающих твое переживание, поскольку они сами переживали что-то подобное.

При получении психологической помощи через группу человек (в т.ч. ребенок) может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Группа дает возможность тренироваться в тех или иных ситуациях, чтобы перенести это в реальную жизнь. Групповая форма работы открывает перед участниками недоступные возможности: взаимодействуя в специально созданных условиях с другими участниками, человек свободно обращается со значениями и смыслами. Процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания в групповой работе помогают в большей степени, чем в индивидуальной.

Участники группы не являются «учениками ведущего», они учатся друг у друга способам преодоления трудностей, эффективным умениям общения и взаимодействия, перенимают ценности и взгляды.

Группа – это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностных взаимоотношений, поведения, принятия решений и т.д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная обстановка отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.

Конечная цель тренинговой группы – научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Тренинговая группа выполняет еще и функцию психологического выздоровления. Это означает, что занятия в тренинговой группе помогают наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства. Участники тренинговой группы обучаются правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый участник группы имеет возможность познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений.

Работа в группе строится поэтапно:

- Представление каждым участником самого себя

- Получение реакции от других на собственные высказывания: «Какой ты», «Каким мы тебя видим»

- Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения

- Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

- Отработка каждым участником навыков межличностного общения

            Каждое занятие включает основные этапы:

1. Настрой на работу и создание единого пространства;

2. Проведение работы по основной теме занятия;

3. Овладение навыками

4. Снятие напряжения и подведение итогов

Обычный цикл занятий рассчитан на 25-30 часов, а в условиях школьного обучения он может варьировать в зависимости от характера решаемых задач. Однако следует отметить, что непродолжительные занятия (менее 20 часов) не позволяют в полной мере реализовать оптимальную программу тренингов и снижают ее эффективность.

В процессе работы на занятиях применяются различные методические приемы: групповая дискуссия (базовый методический прием), ролевая игра, невербальные упражнения и т.д.

 Требования к ведущему

Основными компонентами готовности быть ведущим тренинговой группы являются: теоретические знания, практические навыки   и личностная готовность.

 К теоретическим знаниям, с которыми должен быть знаком ведущий можно отнести:

· знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе;

· знание периодизации психического развития;

· знание проблемы соотношения обучения и развития;

· представление об основных теориях, моделях и типах личности

Практические навыки:

· компетентность в общении; 

· умение установить эмоциональный контакт;

· умение организовать пространство общения;

· умение идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным

           характеристикам поведения;

· создавать благоприятный климат общения;

· выслушивать и понимать ребенка;

· контролировать собственное экспрессивное поведение, позу, мимику, жестикуляцию;

· аргументировано высказывать свою точку зрения;

· разрешать конфликтные проблемные ситуации;

· сохранение безусловного позитивного отношения к участникам

· стараться видеть мир глазами своих детей и переживать события так же, как

             переживают они;

· воздерживаться от интерпретаций и подсказок;

· отказаться от методов прямого руководства

Личностная готовность состоит в умении разрешать свои собственные проблемы, т.к. нерешенность этих проблем может стать тормозом работы с группой. Особое значение придается личностной готовности ведущего при работе с группами детей. Особенности личностных проблем, эмоционально-волевого склада личности взрослого репродуцируются в возрастающем порядке в личности ребенка. Происходит навязывание ребенку стереотипов взрослого.

    Опыт показывает, что эффективность занятий выше, когда участники ощущают полную безопасность и доверие к ведущему. Он может служить одним из образцов правильного поведения. На занятиях ведущий не только дает знания, но и организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. В процессе проведения занятий ведущий следит за взаимоотношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов и формирует дружеские взаимоотношения и необходимые личностные качества.

  Ведущий, осуществляющий коррекционно-развивающюю работу, должен обладать знаниями в области психологии и пройти подготовку в области овладения методами психологического воздействия.

В раздел необходимых теоретических требований следует включить:

- знание общих закономерностей психического развития в онтогенезе

- знание периодизации психического развития

- знание проблемы соотношения обучения и развития

- представление об основных теориях, моделях и типах личности

Наряду с теоретическими знаниями специалист должен владеть практическими навыками:

· компетентностью в общении; 

· умением установить эмоциональный контакт;

· умением организовать пространство общения;

· умением идентифицировать эмоциональное состояние по экспрессивным характеристикам поведения;

· создавать благоприятный климат общения;

· выслушивать и понимать ребенка;

· контролировать собственное экспрессивное поведение, позу, мимику, жестикуляцию;

· аргументировано высказывать свою точку зрения;

· разрешать конфликтные проблемные ситуации

· сохранение безусловного позитивного отношения к участникам

· стараться видеть мир глазами своих детей и переживать события так же, как переживают они

· воздерживаться от интерпретаций и подсказок

· отказаться от методов прямого руководства

Занятия организуются с группами от 7-15 человек под руководством педагога, прошедшего специальную подготовку и владеющего, перечисленными выше навыками групповой работы.  

Обычный цикл занятий рассчитан на учебный год и может включать 15 - 30 занятий. Продолжительность можно варьировать от одного школьного урока до трех.

В процессе занятий применяются различные методические приемы:

- групповая дискуссия

- беседа

- чтение литературы

- ролевая игра

- импровизация

- техники и приемы саморегуляции

- методы направленного воображения

- дыхательные и двигательные упражнения

- методы самовыражения (в рисунке, в создании образа и др.)

- и др.

В работах, посвященных психическому здоровью учащихся, общение рассматривается, как самостоятельная и специфическая форма активности ребенка, как фактор психического развития человека, как основная потребность человека. Даже принимая во внимание, что в групповой работе отдельно взятому ребенку уделяется меньше внимания, чем при индивидуальной, условия группы имеют свои преимущества. Прежде всего это возможность получения обратной связи и поддержки от других детей, имеющих общие с другими проблемы и переживания. В процессе группового взаимодействия приходит принятие ценностей и потребностей других. Ялом (1975) выделил десять лечебных факторов, характерных для групповой работы:

1. Сплоченность

2. Внушение надежды

3. Обобщение

4. Альтруизм

5. Предоставление информации

6. Перенос

7. Межличностное обучение

8. Развитие межличностных умений

9. Имитирующее поведение                        

10. Катарсис

   

 

 

Заключение

 При разных формах нарушений развития эмоционально-волевая незрелость проявляется в расторможенности, повышенной импульсивности, усиленных невротических реакциях, отражающих функциональную недостаточность регуляторных функций.

Специальные занятия призваны сгладить недостатки развития эмоционально-волевой сферы. Такие занятия полезны всем детям, но наиболее значимы для тех, отличительные особенности которых обусловлены, главным образом, незрелой регуляторной сферой, эмоциональной недостаточностью.

Необходимым условием разработки и применения адекватных методов индивидуальной коррекции отклонений в познавательной активности и поведении ребенка является оценка соответствия биологического и календарного возраста, определение уровня зрелости центральной нервной системы, характеристика функционального состояния головного мозга, в том числе отдельных корковых функций. 

Тесная взаимосвязь биологических и социально-педагогических факторов в возникновении трудностей в обучении и школьной адаптации требует того, чтобы педагогика, психология и медицина нашли общий язык в разработке коррекционной помощи «нестандартным» детям.

Взаимосвязь этих областей знания о ребенке лежит в основе лечебной педагогики, которая призвана укреплять душевное здоровье ребенка, оберегать его от отчаяния, неверия в свои силы, научить жить в этом противоречивом мире, воспитать в ребенке мужество.

  Конкретной задачей такого взаимодействия должна быть коррекция поведения ребенка, ликвидация педагогической и социальной запущенности, стимуляция эмоциональной, интеллектуальной и социальной активности, развитие или восстановление возможности и желания учиться, в конечном итоге – охрана и укрепление физического, нервно-психического и личностного здоровья.

Возможности детского организма велики и при правильном и адекватном воспитании и обучении проблемы, возникающие на разных этапах жизни, постепенно исчезнут. Это зависит от того как взрослые смогут понять особенности ребенка, создать для него условия, в которых воспитание и обучение будет максимально использовать его потенциальные возможности, корректировать нежелательные тенденции в развитии. От того, как будет происходить формирование жизненных навыков ребенка зависит станет ли его последующая деятельность творческой, а он сам превратится в человека, стремящегося к знаниям, способного добывать и использовать их. Только тогда он войдет во взрослую жизнь человеком, понимающим ценность знаний, умеющим трудиться и получать радость, т.е. счастливым человеком.

                   Шаг навстречу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: