Умение выражать свое эмоциональное состояние

· Эмоции и взаимопонимание

· Как победить страх

Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние

· Прогоняем злость

· Учимся говорить «Нет!», когда это нужно

Умение оценить свои потенциальные возможности

· Мои способности

· Кем быть

Умение общаться со взрослыми и сверстниками

· Общение в жизни человека

·  Жить в мире с другими

Умение понимать себя и других

· Я и другие

· Самопознание

Умение снимать эмоциональное напряжение

· Уверенное и неуверенное поведение

·  Почему люди ссорятся

· Как просить прощения

Умение просить, принимать помощь и приходить на помощь

· Права и обязанности

· Право на ошибку

· Учимся просить о помощи и благодарить за помощь

 

Третий класс

Умение понимать себя и других

· Ярмарка достоинств

· Культура поведения

Умения снимать эмоциональные напряжения 

· Нужна ли агрессия

· Учимся саморегуляции

Умение просить, принимать помощь и приходить на помощь

· Предложи помощь другому

· Волшебство слов (этикет)

Умение выходить из конфликтных ситуаций;

·  Что мешает жить дружно

· Уверенное и неуверенное поведение

· Предотвращение конфликтов

Умение слушать других людей

· Учимся слышать друг друга

· Пойми меня

· Настоящая дружба

Четвертый класс

 Умение выходить из конфликтных ситуаций;

· Барьеры общения

· Обиды

· Критика

  Умение слушать других людей

·  Ищу друга

  Умение быть терпимым и доброжелательным к другим

· Комплименты

· Привычки

· Азбука перемен

· Культура поведения

Первый класс

 Начало школьной жизни — серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс. Они должны привыкать к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Как правило, ребята стремятся стать школьниками, но для многих из них школьный распорядок слишком регламентирован и строг. Особенно сложно “перестроиться” тем детям, которые еще эмоционально не готовы к роли школьника — для них период адаптации к школе может быть травмирующим.

Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями — гневом, страхом, обидой.

На занятиях в первом классе мы используем игровой персонаж – мягкую игрушку (в нашем случае это мишка –Топтышка), а так же сюжеты историй про Топтышку. Эти приемы особенно значимы в самом начале первого класса, потому что первоклассники еще проходят адаптацию и игрушка служит своеобразным «мостиком» между игровой деятельностью дошкольников и учебой первоклассников. Сюжеты рассказов могут изменяться, а весь материал занятий может служить основой для создания необходимого, в каждом конкретном случае, содержания занятий.

 

Содержание занятий.  /Первый класс/

  ТЕМА: Умение выражать свое эмоциональное состояние

Занятие 1. Разные настроения

Цели:

— создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;

— познакомить детей с понятием “настроение”,

— ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения.

Материалы:

— мягкая игрушка 

— плакат “Три настроения”;

 — аудиокассета с записью песенки “Танец утят”.

Ход занятия:

1. Знакомство

Ведущий рассказывает о том, что на занятиях ребята будут учиться справляться с проблемами, которые нередко возникают у школьников и портят им настроение. Часто не получается сделать что–то так, как хотелось бы, иногда бывает грустно без близких людей, бывает обидно и т.д. 

Работа с игрушкой

Ведущий знакомит ребят с игровым персонажем – мишкой - Топтышкой и рассказывает, что Топтышка тоже первоклассник, он уже многое умеет, а главное, что он умеет думать. У Топтышки бывают разные настроения: когда он спокоен, то его настроение похоже на чистую и прозрачную воду, а когда он веселиться, придумывает разные игры-развлечения с друзьями, то его настроение похоже на праздничный салют. Но бывает, что его настроение похоже на грязную воду в луже после дождя. В такие минуты Топтышке ничего не хочется делать и он ждет, когда такое настроение пройдет.

  3. Обсуждение

Примерные вопросы для обсуждения:

— Бывало ли у вас такое грустное настроение? Когда?

— По какой причине?

— Что вы чувствовали при этом?

— О чем вы думали?

— Как вы выходили из грустного состояния?

— Нужно ли ждать, когда пройдет плохое настроение?

— Что же нужно делать, чтобы оно прошло?

Ведущий вывешивает на доску плакат “Три настроения”.

Спрашивает ребят: «Что можно посоветовать Топтышке предпринять, когда его настроение плохое?»

Учим правило

Ведущий открывает детям “правило–секрет”: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение:

-           Подумай о хорошем и будет хорошо

Затем ведущий приводит примеры мыслей, которые создают хорошее или плохое настроение, и записывает их на доске, например:

Я плохой                                       Я справлюсь

Я не умею                                    У меня получится

Я не справился                           Я научусь

Меня обидели                                     Все будет хорошо

Я боюсь                                        Я не буду бояться

Домашнее задание

           Предложить детям:

— в течение недели последить за своим настроением, отметить, каким оно чаще всего бывает;

— если настроение станет плохим, попытаться “исправить” его при помощи хороших мыслей;

— принести на следующее занятие рабочие тетради и изготовить карточки, изображающие три настроения (“чистое”, “блестящее”, “темное”).

Завершение занятия

       Закончить занятие можно танцем с игрушкой под музыку веселой песенки “Танец утят”. Ведущий, стоящий первым, держит персонаж–игрушку на поднятой руке. Дети, взявшись за руки (цепочкой), подпрыгивают под музыку. Ребенок, замыкающий цепочку, управляет цепочкой, поворачиваясь в разные стороны.

Комментарии для ведущего:

Представляя Топтышку (это может быть также и любой другой персонаж), следует рассказать немного о нем. Ему столько же лет, сколько и детям (7 лет). Он уже многое знает, умеет считать, знает буквы и т. д. Но он еще не научился справляться с плохим настроением и не знает, как прогонять плохие мысли.

Желательно, чтобы ведущий дал возможность “пообщаться” с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее

 

 

Занятие 2.       Учимся менять свое настроение

Цели:

— развивать у детей умение управлять своим настроением;

— дать детям представление о взаимосвязи, существующей между мыслями и настроением;

— развивать способность детей к рефлексии.

 

Материалы:

— мягкая игрушка 

— карточки, изображающие три настроения (“чистое”, “блестящее”, “темное”);

— плакаты, на которых перечислены положительные и отрицательные мысли: “Такие мысли всегда помогут мне”, “Такие мысли мне мешают”;

— наклейки для поощрения;

Ход занятия:

1. Повторение

Обсуждается предыдущее занятие. Примерные вопросы для обсуждения:

— О каких трех настроениях мы узнали на прошлом занятии?

— Какое настроение чаще всего бывало у вас после нашего занятия?

— Что вы при этом чувствовали, и какие у вас были мысли?

  2. Работа с игрушкой

Ведущий предлагает детям дать свои советы Топтышке, как справиться с плохим настроением

 3. Упражнение “Мысли и настроение”

Ведущий перечисляет мысли, отображенные на плакатах “Такие мысли всегда помогут мне”: я справлюсь”, “у меня получится”, “все будет хорошо и т.д

Такие мысли мне мешают”: “я не умею”, “я боюсь”,у меня не получится ” и т.п., а дети при помощи карточек “называют” (показывают) настроение, которое этим мыслям соответствует. Угадавшие получают наклейки.

  4. Домашнее задание

Предложите детям, чтобы они, если их будет что–то огорчать, попытались изменить свои мысли на положительные.

Комментарии для ведущего :

Проверив, как дети поняли содержание предыдущего занятия и как они сделали домашнее задание, отметьте тех из них, кому удалось успешно справиться с этой задачей. Можно использовать цветные наклейки: дарить их детям или приклеивать на тетради, чтобы в конце года каждый мог увидеть, как успешно он поработал. Наклейки можно заменить игрушечными штампиками–печатями. Если ученики уже умеют писать, то “хорошие” мысли можно записать в тетради.

 

 

Занятие 3. Учимся выражать свои эмоции

Цели:

— учить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);

— знакомить их с разными способами выражения эмоций;

— тренировать умение выражать эмоции в мимике.

Материалы:

— мягкая игрушка Топтышка

— раскраски двух видов для каждого ребенка;

— цветные карандаши или фломастеры;

— аудиокассета с записью спокойной, грустной и веселой музыки;

— карточки с изображением трех настроений для каждого ребенка.

Ход занятия:

1. Игра–разминка

Ведущий просит детей показать при помощи мимики:

— свое сегодняшнее настроение;

— то настроение, которое наиболее часто было у них на прошедшей неделе;

— грустное настроение;

— как справляться с плохим настроением.

При выполнении этого задания нужно, чтобы дети вспомнили положительные мысли, помогающие улучшить настроение.

Работа с раскрасками

Ведущий раздает детям по две раскраски (на одной Топтышка изображен в грустном настроении, а на другой — в веселом) и просит раскрасить их цветными карандашами или фломастерами. Затем дети все вместе рассматривают рисунки, обсуждают, как они раскрашены. Важно, чтобы дети пришли к выводу, что когда человеку плохо, то все вокруг кажется мрачным, темным, неприятным, а когда хорошо — все изменяется, светлеет, словно оживает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: