Значение Запада для Беларуси растет

Белоруссия находится в поле воздействия двух пространств, с каждым из которых связаны важные и позитивные для нее факторы.

Одно из них - Россия и в целом постсоветский ареал. При всем сужении российского рынка, Россия обладает немалыми ресурсами для преодоления последствий кризиса, имея возможность стабилизировать свой рынок с помощью нефтегазодолларов. Общее экономическое пространство в рамках Союзного государства, а в перспективе возможный таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, являются залогом открытости этого рынка для белорусских производителей, а к тому же и открывает перспективу получения больших объемов казахстанской нефти.

Второе пространство - рынок Евросоюза. Самый емкий на планете, этот рынок опирается на громадные финансовые возможности и, по оценкам экспертов, легче большинства регионов планеты переживет мировой кризис. Сейчас, при сложившейся политической конъюнктуре, наиболее привлекательной задачей для белорусских производителей становится прорыв именно на европейское экономическое пространство. Рассчитывать на свой сегмент этого пространства Минску позволяют стабилизационные программы Европейского союза и государств ЕС, поддерживаемые МВФ.

Таким образом, внешнеполитическая задача РБ на сегодняшнем этапе – сохраняя преимущества единого экономического пространства с Россией и возникшие возможности в странах Третьего мира, вывести своих товаропроизводителей на европейский рынок и, особенно, прорваться к европейским инвестиционным ресурсам. Для такого прорыва используется несколько основных методов.

 

1. Минск идет на некоторые уступки Западу, получая от него кредиты, которые позволяют нарастить кооперационные связи, прежде всего, в странах ЕС. В основном требования

Запада касаются так называемой либерализации белорусской политической и экономической системы. Главной проблемой остается политическая составляющая требований: усиление влияния белорусской оппозиции, участие конкретных западных корпораций в приватизации конкретных предприятий, требование ослабить социальную направленность государства и т.д.

Пока из-за усиливающегося лоббистского давления западных структур реализация крупных приватизационных проектов в Белоруссии замедлилась. Переговорные процессы ведутся, идет подготовка предприятий к акционированию. Но реальные приватизационные сделки не совершаются. А.Лукашенко объявил о сохранении бюрократической сложной процедуры при приватизации крупных предприятий на время острой фазы мирового кризиса. После его окончания государство намерено получить за приватизацию предприятий реальную цену.

Что касается либерализации в экономике, то требования, выдвигаемые Западом при предоставлении кредитов, не слишком обременительны для Беларуси. Развитие мелкого и среднего бизнеса, приватизация части крупных предприятий, облегчение условий для ведения бизнеса –все это было провозглашено или предопределено еще в программной предвыборной речи А.Лукашенко перед Всебелорусским народным собранием в марте 2006 года. Большинство требований МВФ удачно вписываются в уже начатую широкомасштабную либерализацию на местах. Кроме того, мировой кризис привел к неполной занятости среди промышленных рабочих. Поэтому они вынуждены заниматься мелким предпринимательством. В РБ введен заявительный принцип регистрации новых субъектов хозяйствования, отменен контроль происхождения средств для ряда видов банковских вкладов, прекращены массовые проверки контрольными органами субъектов хозяйствования и т.д.

2. Белоруссия подключается к крупным региональным инфраструктурным проектам с Латвией и Литвой. Соседние страны, заведомо имеющие б О льший вес в ЕС, чем Беларусь, благодаря этим проектам становятся «адвокатами» РБ на Западе.

3. Идет работа над совместными с крупными западными корпорациями инвестиционными проектами. Эта область сейчас наиболее непрозрачна. Но то, что к белорусским предприятиям проявляют очень большой интерес ряд инвесторов, известно.

Один из самых известных проектов обсуждался на переговорах, состоявшихся примерно одновременно с выделением Беларуси кредита МВФ, пролоббированного США, между крупнейшим белорусским заводом по производству самосвалов БелАЗ и американской компанией «Катерпиллер». Речь идет о создании картеля и совместном инвестиционном производственном проекте. Кооперация должна обеспечить этим компаниям контроль над более чем 60% мирового рынка тяжелой карьерной техники. Другой пример – строительство двух крупных угольных электростанций в Бресте и Гродненской области (или только одной – в Гродненской области), рассчитанных на поставку угля из Польши и ответную поставку в Польшу электроэнергии. Этот проект должен и решить проблемы шахт Силезии, работающих не на полную мощность, и дать энергию нуждающемуся в ней слаборазвитому в экономическом плане востоку Польши.

Наконец, Беларусь сохраняет интерес к проектам в странах Третьего мира. Полной ясности с этими проектами в условиях мирового кризиса пока нет. Но Беларусь пытается сохранить свое присутствие в отдаленных регионах и даже нарастить его. Так, реализуются все начатые белорусские проекты в Венесуэле, куда из Белоруссии отправлены большие партии техники. Гарантией инвестиций со стороны КНР и выполнения белорусско-китайских планов, как уже упоминалось, стало соглашение по СВОП. Объем финансовой поддержки, получаемой Минском из Венесуэлы и КНР, уступает аналогичным средствам из России и ЕС, но все равно очень значителен.

 

Перспективы

Исходя из тех показателей, с которыми, по прогнозам МВФ и ЕБРР, Беларусь пройдет мировой кризис, уже возможно в общих чертах предвидеть основные параметры белорусской экономики в посткризисный период – примерно к 2016-му году, моменту очередных (после 2010-2011гг.) президентских выборов в Беларуси.

1. Белоруссия будет строить или уже построит АЭС, которая станет основой энергетической системы для Литвы, Латвии, части Польши и, возможно, Калининградской области России (проекты иных АЭС в этом регионе, скорее всего, в этом случае отпадут).

2. У РБ появятся диверсифицированные источники углеводородов и пути их доставки благодаря подключению к трубопроводу Одесса-Броды и терминалам в портах Литвы и Латвии.

3. Беларусь займет ключевое положение в портах Литвы и Латвии.

4. Сложатся производственные и картельные альянсы между преимущественно западными корпорациями и основными крупными заводами РБ (государство сбросит со своих плеч значительную часть заботы об их повседневном функционировании), которые станут важными частями нескольких ТНК.

5.Сформируется сильный (в основном, экономический) альянс Белоруссии, Литвы и Латвии, в котором у РБ есть шанс занять положение регионального лидера; отношения Беларуси с Украиной и Польшей выйдут на уровень стратегического партнерства.

6. В альянсы с белорусскими предприятиями войдут некоторые российские корпорации; политическое значение ТНК, частями которых станут крупные белорусские заводы, усилит лоббистскую «мощь», которая поможет укреплению Союзного государства России и Беларуси. При этом происходящие в Беларуси политические процессы не позволяют говорить о перспективе включения страны в Европейский союз. Минск сохраняет союзные отношения с Москвой. Речь идет только об усилении экономического значения ЕС для РБ, консолидации в Восточной Европе регионального альянса с участием и при лидирующем положении в нем Белоруссии. Среди основных экономических интересов РБ с выходом из кризиса, скорее всего, окажется и обеспечение деятельности в странах Третьего мира крупных ТНК, частями которых будут являться белорусские заводы.

 

Читайте также на нашем сайте:

 

«Белоруссия на стыке геополитических пространств» Юрий Шевцов.

 

«Белорусская экономика - 2: риски авторитарной модернизации» Юрий Шевцов.

 

«Белорусская экономика: от мобилизации к пространственному расширению и модернизации» Юрий Шевцов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: