Стратегия адаптации Белоруссии к мировому кризису

Мировой кризис резко ускорил сближение Беларуси и Запада. Основные контуры, цели, задачи и возможная глубина этого процесса уже определились. Белоруссия стремится к более тесному экономическому сотрудничеству с Западом, прежде всего, с ЕС, но не ставит перед собой цель вступить в Европейский союз.

Стратегия адаптации Беларуси к мировому кризису предполагает сохранение имеющегося уровня и характера промышленного производства. Как и в 90-х годах, страна не может отказаться от экспорториентированной промышленности. Преодолеть социальные последствия закрытия крупных предприятий, являющихся градообразующими для большинства белорусских городов, – невозможно. Основной целью государства, которая определяет внешнюю политику А.Лукашенко, является сохранение таких предприятий.

Поэтому, хотя в результате этой тактики сокращаются оборотные средства и со стороны она может показаться иррациональной экзотикой, белорусским предприятиям предписано сохранить имеющийся уровень производства (даже если они работают на склад!), производственные коллективы и рабочие места. Государство при этом компенсирует финансовые потери предприятий преимущественно ростом внешнего долга, срочными закупками части продукции для внутреннего рынка и берет на себя продвижение произведенной продукции на рынки.

Если в 1990-х годах белорусские предприятия были сохранены за счет широкомасштабного сближения с Россией, то ныне это невозможно по нескольким причинам.

Мировой кризис ударил, прежде всего, по российским переработчикам-партнерам в рамках общих производственных цепочек. Ухудшение условий для кооперации между российскими и белорусскими производителями неизбежно.

В России происходит рост цен на углеводороды. Уже очевидно, что период большой разницы между ценами на них для Европы и для российских потребителей заканчивается. Цены на углеводороды, поставляемые в Белоруссию из России, естественно, также выросли, хотя и не столь значительно, как для Украины, и достигли почти мирового уровня. По нефти они уже рыночные. По газу станут таковыми к 2011 году в соответствии с соглашением, достигнутым после газовой «войны» 2006 года. Период для перехода на мировую цену по газу Минску растянуть не удалось.

В результате кризиса белорусский экспорт в Россию по итогам первых двух месяцев 2009 года сократился примерно в два раза – как по финансовым показателям, так и по физическим объемам. Предпринимаемые правительством России антикризисные меры проблем Белоруссии на российском рынке не решают, так как они не направлены на целевое спасение принципиально важных для РБ секторов этого рынка и партнеров-производителей. Финансирование союзных программ, необходимых для сохранения имеющихся кооперационных цепочек, также не растет. Поэтому заинтересованность белорусских предприятий в российских поставщиках падает.

Возникли предпосылки к переориентации на иную структуру производственной кооперации – с поставщиками из других стран. РФ остается важнейшим, но уже не столь важным, как в 1990-х годах, партнером и союзником РБ. Поэтому сохранять достигнутый высокий уровень промышленного производства Белоруссии придется в основном за счет иных рынков.

Развернутая в РБ широкомасштабная модернизация практически всех крупных промышленных предприятий в основном опирается на европейские технологии. Происходит технологическая переориентация белорусских производителей с советских технологий на европейские, на производство продукции, соответствующей европейским стандартам качества и конкурентоспособной на рынке ЕС. Наиболее зримо это видно на примере белорусской нефтехимической промышленности: Новополоцкий и Мозырьский НПЗ экспортируют нефтепродукты преимущественно в европейские страны. Продолжение технологической модернизации производства в Белоруссии делает неизбежной все более заметную переориентацию кооперационных связей белорусских предприятий на смежников в государствах Европейского союза. Открывается реальная возможность участвовать в инвестиционных программах, рассчитанных на западных партнеров, на рынки ЕС и США. Это влечет за собой более активную, чем раньше, международную политику Беларуси.

Внешние займы

Если до окончания кризиса удастся сохранить имеющийся уровень производства, то Белоруссия выйдет из него гораздо более развитым в экономическом плане государством относительно иных стран, чем прежде. Многие предприятия-конкуренты за рубежом обанкротятся. Поэтому на оживившихся со временем рынках будет в большей степени востребована именно белорусская продукция. Такой спрос на нее уже наблюдался в 1990-х годах: когда начался рост цен на углеводороды, Белоруссии, сохранившей крупную промышленность, было что предложить рынкам. Однако если в те годы донором белорусской промышленности выступила Россия, то теперь такого одного донора нет, деньги и технологии необходимо искать там, где они есть, в первую очередь, в странах ЕС, на Западе в целом.

До начала кризиса Беларусь имела относительно небольшой внешний долг. Сегодня он резко увеличился. Заемные средства преимущественно направляются на восполнение золотовалютных резервов. Крупные займы осуществляет в основном само государство под государственные гарантии.

Каждый займ требует больших политических усилий, сопровождается выполнением ряда политических и иных условий, выдвигаемых кредитором. Это, в свою очередь, повысило значимость президентской власти. Де-факто авторитаризм в Беларуси усилился. Происходит внутренняя мобилизация политической системы.

Среди внешних займов, полученных Минском после начала мирового кризиса: 2 млрд. долл. от РФ (1,5 млрд. из них уже поступили в Беларусь); 0,5 млрд. долл. от Венесуэлы (займ поступил в самый критический момент для финансовой системы страны); 2,5 млрд. долл. от Международного валютного фонда (поступил первый транш).

Фактически кредит МВФ – это кредит со стороны новой американской администрации. Перед его получением Беларусь обращалась к США за займом в 5 млрд. долл.. Однако американцы предпочли выделить РБ займ, причем в два раза меньший, через Международный валютный фонд (квота РБ в МВФ – около 500 млрд. долл.). Минск также просил кредит у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), но тот отказал, посчитав экономическое положение страны не слишком критичным

Согласно оценкам МВФ и ЕБРР, Белоруссия относительно легко преодолеет мировой кризис. По прогнозам экспертов МВФ (пресс-релиз от 12 января 2009 г.) (http://www.imf.org/external/np/sec/pr/2009/pr0905.htm) рост белорусской экономики в 2009 году составит 1,4%, а в 2010г. – 2,3%, а в специальном докладе ЕБРР от 5.02.2009 этот рост прогнозируется по итогам нынешнего года на уровне 2% ВВП.

Национальный банк Беларуси и Народный банк КНР заключили соглашение о проведении валютной сделки СВОП, в рамках которой белорусской стороне будет предоставлено 20 млрд. юаней (около 3 млрд. долл. ), а Китай получит от Беларуси 8 трлн. рублей. Срок действия соглашения - три года, оно может быть продлено по взаимному согласию сторон. Полученные средства будут включены в золотовалютные резервы в национальном определении.

СВОП — по сути скрытый кредит, торгово-финансовая операция в виде обмена разнообразными активами, в которой заключение сделки о купле (продаже) ценных бумаг или валюты сопровождается заключением контрсделки, сделки об обратной продаже (купле) того же товара через определенный срок на тех же или иных условиях.

Китайские средства будут использованы в основном для закупок белорусского калия, объемы продаж которого резко упали с началом мирового кризиса, а также для финансирования уже запланированных инвестиционных проектов, в частности, по расширению цементной отрасли Белоруссии, модернизации некоторых электростанций.

Минском ведутся переговоры о получении 100 млрд. рублей от РФ на переход к использованию российского рубля во взаимных расчетах и 1 млрд. долл. от Всемирного банка.

Существуют некоторые скрытые формы дотирования белорусской экономики или иного «вспомоществования». Одна из них – соглашение, по которому цена на российский газ в 2009 году в целом должна быть лишь незначительно выше, чем в 2008 году (она ожидается на уровне 160 долл.). В то же время для украинских и иных европейских потребителей цена на газ будет значительно выше. Это, безусловно, усиливает конкурентоспособность белорусских производителей относительно производителей из соседних стран.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: