Параметры педагогической характеристики ребёнка
1. Общие сведения о ребёнке. Фамилия, имя, дата рождения. Общее физическое развитие (соответствует или не соответствует возрастной норме, выше или ниже нормы; есть ли отклонения в физическом развитии, дефекты речи, зрения, слуха). Где воспитывался до поступления в 1 класс.
2. Особенности жизни ребёнка в семье ю. Реальный состав семьи, жилищные условия семьи (собственный дом, отдельная квартира, комната в общей квартире) Профессия родителей. Домашние условия труда и отдыха ученика (есть ли своя комната, место для игр, занятий) Взаимоотношения ребёнка с родителями (с кем из родителей ребёнок больше общается, к кому больше привязан, играют ли с ним и во что, помогает ли ребёнок взрослым).
3. Стартовые возможности к обучению в школе и их проявление.
Характеристика знаний и умений, с которыми пришел ученик:
- отсутствие или наличие недостатков речи, умение рассказывать; запас стихотворений, сказок, умение их пересказывать и декламировать;
- знание букв, умение читать, качество чтения;
- умение писать буквы, слова, предложения, владение печатным или рукописным шрифтом, пишет карандашом или ручкой;
- умения: считать до 10, 20, 100 и обратно, решать примеры и задачи, сравнивать множество предметов, вычислять, складывать, отнимать, умножать, делить; различать и называть геометрические фигуры;
- умение различать цвета;
- умение рисовать.
Владение пространственными и временными представлениями:
- спереди, сзади, сегодня, завтра, вчера;
- общественными представлениями: где ты живешь?, название города, улицы; где работают папа и мама?, что они делают на работе?, что нравится в нашем городе?, зачем пришел в школу?, для чего нужно учиться?, что делают крестьяне?, что делают рабочие?, кто защищает нашу Родину?;
- представлениями о природе: какое время года сейчас?, какое было перед этим?, какое будет потом?, какие цветы ты знаешь?, какие деревья знаешь?, каких животных знаешь?, покажи павлина, сокола;
- навыками ручного труда: что умеешь делать?, отношение к труду;
- навыками культурного поведения: отношение к старшим, младшим, одноклассникам, знание «волшебных» слов и умение ими пользоваться, умение пользоваться носовым платком, салфеткой, столовыми приборами, поведение за столом в столовой;
- знание песен, танцев.
4. Отношение к школе, учению. С формированность мотивационной готовности к обучению, характерные мотивы учения. Стремление выполнять все требования учителя. Подчинение требованиям учителя (охотно, по принуждению; часто ли отказывается выполнять требования, какие именно). Осознание общественной и личной значимости учения. Взаимоотношения с учителем, какой вид общения преобладает (познавательный, личностный).
- ходил ли ты в детский сад? Если нет, то с кем был дома?
- чем тебе больше всего нравилось заниматься до школы? Почему? Хотел ли ты
идти в школу? Почему?
- нравиться ли тебе в школе? Что нравиться? Почему?
- на каких уроках интересней всего заниматься? Почему?
- хотел бы ты снова вернуться в д/сад? Почему?
- хотел бы ты, чтобы учитель приходил к тебе домой и занимался с тобой одним? Почему?
5. Особенности развития речи ребёнка. Какая речь преобладает (диалогическая- наличие элементов указания, оценки, согласования, называния действия; монологическая - построение сообщения, наличие рассуждений по поводу способов выполнения действий). Степень развития фонетической стороны речи: все ли фонемы произносит; если нет, то какие отсутствуют; умеет ли выделять фонемы в слове. Словарный запас (большой, средний, минимальный). Построение предложений (правильное, неправильное).
6. Особенности интересов ребёнка. Перечислить всё, что его интересует. Как проводит свободное время. Какие секции и дополнительные образовательные учреждения посещает. Культурный кругозор (употребление вежливых слов). Уровень социального развития.
7. Общая характеристика поведения. Ребёнок спокоен, сдержан или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость. Выполнение режима учебного дня (соблюдает или нарушает намеренно, по небрежности, не успевает уложиться в отведенное время). Типичные нарушения дисциплины. Отличается ли поведение в разных ситуациях школьной жизни.
8. Взаимоотношения с детьми. На чём строятся отношения. Отношение детей к ребёнку (любят, равнодушны, не любят).
9. Особенности характера. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера (жизнерадостность, общительность, упрямство). Повышенная обидчивость, агрессивность, скрытность, замкнутость. Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное). Устойчивость настроения. Что чаще всего вызывает смену настроения. Отношение к своим успехам и неудачам (в игре, на занятиях).
10. Заключение. Возможные способы воздействия на ребёнка со стороны учителя.
Индивидуальное задание на производственную практику
ПП.01.02 «Первые дни ребенка в школе»
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
___________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
1.Тема задания «Составление психолого-педагогической характеристики на ученика»
2. Исходные данные (укажите план, который вы выбрали для написания характеристики, план найдите в интернете или воспользуйтесь материалом, который был дан на УД «Русский язык и культура речи» (написание характеристики)
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Содержание задания (вставьте сюда саму характеристику на ученику, не менее 1 страницы)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель_______________________________________________________
(Подпись) (ФИО)
Задание принял к исполнению _______________________________________
(Подпись) (Ф.И.)
Приложение 4
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Отчет (5 листов)
по производственной практике ПП.01.02 «Первые дни ребенка в школе»
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования Обучающийся______________________________________________________
(Ф.И.О.)
проходил(а) практику со 1.09-7.09.2020
в МОУ «СОШ №1» г.Валуйки
Директор: Будыкина С.А.
Примерная схема отчета
1. За время прохождения практики мною просмотрено и проанализировано________ уроков, внеклассных мероприятий ___________.
2. Проведено и обработано __________ диагностических методик, связанных с выявлением уровня подготовленности детей к обучению в школе.
3. Проведено _________ дидактически и подвижных игр во время организации динамических перемен, ______ физминуток на уроках.
4. Производственная практика оказалась для меня …..
5. За время практик я узнал(а) (перечислите новую, актуальную и полезную информацию, полученную в процессе работы).
6. Для меня стало открытием…
7. Самым интересным было…
8. Моя самостоятельность проявилась в…
9. Я научилась (перечислите все профессиональные умения и навыки, которые вы приобрели во время прохождения практики).
10. Помощь, которая оказана учителю….
11. Я испытывала затруднения (причины, пути их преодоления)….
12. На следующих видах практик мне предстоит освоить и научиться….
13. Мои предложения по организации и содержанию практики….
Общая оценка по производственной практике:
Руководитель практики от «МОУ СОШ №» ____________ Нихаева О.В.
Руководитель практики от ОГАПОУ «Валуйский колледж»________Соколова С.В.