Фёдор Шехтель и архитектура Москвы

ИСКУССТВО РОССИИ

Рубеж XIX—XX столетий — переломная эпоха для России. Экономические подъёмы и кризисы, проигранная русско-японская война 1904—1905 гг. и революция 1905—1907 гг., Первая мировая война 1914—1918 гг. и как след­ствие революции в феврале и октябре 1917 г., свергшие монархию и власть буржуазии... Но в то же время наука, литература и искусство переживали небывалый расцвет.

В 1881 г. для широкой публики распахнулись двери частной картинной галереи известного купца и мецената Павла Михайловича Третьякова, в 1892 г. он передал её в дар Москве. В 1898 г. открылся Русский музей императора Александра III в Санкт-Петербурге. В 1912 г. по инициативе исто­рика Ивана Владимировича Цветаева (1847—1913) в Москве начал работу Музей изящных искусств (ныне Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).

«Серебряным веком» назвал этот период в истории русской культуры фи­лософ Николай Александрович Бердяев. Эклектизм в архитектуре, реалисти­ческие традиции передвижников в живописи, их повествовательность и на­зидательный тон уходили в прошлое. Им на смену пришёл стиль модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символическим и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощрённым шрифтам и орнаментам в графике.

На рубеже веков в России возникло множество художественных объеди­нений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились так на­зываемые артистические колонии — Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохнов­лённых идеей возрождения народной культуры.

АРХИТЕКТУРА

ФЁДОР ШЕХТЕЛЬ И АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ

Фёдор Осипович Шехтель (1859— 1926) родился в Саратове в семье инженера из обрусевших немцев. После смерти отца семейство пере­бралось в Москву. Мать Шехтеля стала экономкой в доме собирателя живописи П. М. Третьякова. Атмо­сфера любви к искусству, царившая здесь, повлияла на будущего зодче­го. Шехтель поступил на архитектур­ное отделение Московского учили­ща живописи, ваяния и зодчества. Училище он не окончил, однако это не помешало его самостоятель­ной работе.

С именем Шехтеля связан рас­цвет архитектуры стиля модерн в России. За свою творческую жизнь

он построил необычайно много: го­родские особняки и дачи, много­этажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки, типо­графии и даже бани. Кроме того, ма­стер оформлял театральные спек­такли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель, созда­вал церковную утварь.

Классическим образцом русского модерна считается особняк пред­принимателя и коллекционера С. П. Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900—1902 гг. на Малой Никитской улице. (В 1931 г. дом был переделан в соответствии со вкусами нового жильца — писателя Максима Горького.) Каждый фасад имеет непо­вторимый облик: крыльца, балконы, окна — неправильной формы и раз­ного размера. Оконные переплёты и рамы изгибаются, словно ветви де­ревьев. Нежно-жёлтые стены укра­шены туманно-голубым мозаичным

AБPAMЦEBO

С усадьбой Абрамцево связано немало интересных страниц в исто­рии русской культуры. Именно этот уголок подмосковной земли у речуш­ки Вори недалеко от Сергиева Поса­да, с его неяркой, но чарующей природой, привлёк писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. В 1843 г. он поселился с семьёй в Абрамцеве. В гости к Аксаковым приезжали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, актёр М. С. Щепкин и другие знаменитые современники.

А в 1870 г. это имение купил Савва Иванович Мамонтов (1841 — 1918) — представитель крупной купеческой династии, промышлен­ник и тонкий ценитель искусства. Именно он стал основателем твор­ческого объединения, которое во­шло в историю под названием «Абрамцевский художественный кружок».

Мамонтов собрал вокруг себя выдающихся художников, таких, как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов и др. Каждый из них приезжал в Абрамцево погостить и вносил свой вклад в жизнь «арти­стической колонии». Они оформля­ли и ставили спектакли в домашнем театре, рисовали, писали этюды окрестностей, по соседним дерев­ням собирали предметы крестьян­ского быта. В Абрамцеве работали две мастерские: столярно-резчицкая и гончарная. Их целью было возрождение народных художест­венных промыслов.

В 1872 г. архитектор Виктор Александрович Гартман (1834— 1873) построил здесь деревянный флигель «Мастерская». Его украша­ла прихотливая резьба, которая напоминала узор вышивок на руш­никах (полотенцах) и русских сара­фанах. Так начались поиски новых форм национальной архитектуры.

В 1881—1882 гг. по проек­ту Василия Поленова и Виктора

Васнецова в Абрамцеве возвели небольшую церковь Спаса Неруко­творного. Прототипом для неё по­служил храм Спаса на Нередице XII в. близ Новгорода. Одноглавая каменная церковь с резным вхо­дом-порталом была облицована цветной керамической плиткой. Авторы сознательно сделали внеш­ние стены немного кривыми, как у древнерусских построек, возво­дившихся без чертежей. Однако они не буквально заимствовали архитектурные элементы той или иной эпохи. Это всего лишь намёк на древность, тонкая стилизация, фантазия художников. Через мно­го лет Васнецов написал, что для него церковь была «трогательной легендой о прошлом, о пережитом, святом и живом творческом поры­ве...». Абрамцевский храм стал первым памятником одного из направлений стиля модерн — неорусского.

Абрамцево вдохновляло всех, кто хоть раз тут побывал. Здесь Ва­лентин Серов написал портрет доче­ри С. И. Мамонтова Веры — знаме­нитую «Девочку с персиками». Виктор Васнецов задумал «Богаты­рей» и «Алёнушку». Илья Репин ра­ботал над эскизами к «Крестному ходу в Курской губернии». Михаил Нестеров в окрестностях Абрамце­ва, в селе Радонеж, написал пейзаж к картине «Видение отроку Варфо­ломею». Михаил Врубель воплотил своё увлечение искусством майоли­ки. (Майолика — вид керамики; из­делия из цветной обожжённой гли­ны, покрытые глазурью.) Камины, печи-лежанки, парковые скамьи, небольшие статуэтки на сказочные темы — всё это он создал в абрам­цевской гончарной мастерской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: