Василий Поленов, Виктор Васнецов. Церковь Спаса Нерукотворного. 1881—1882 гг

Абрамцево.

ТАЛАШКИНО

Подобно Абрамцеву, на рубеже XIX—XX вв. центром возрождения русского искусства стало имение Талашкино под Смоленском. Вла­делица усадьбы княгиня Мария Клавдиевна Тенишева (1867—1929) была творчески одарённой лично­стью, талантливой певицей, худож­ницей. Приехав в Талашкино (они с мужем, крупным промышленни­ком, приобрели имение в 1893 г.), Тенишева написала: «Наконец я могла отдаться своей страсти — коллекционированию русской ста­рины».

В сопровождении знакомых ху­дожников, историков, археологов Тенишева ездила по русским горо­дам и сёлам, собирая предметы декоративно-прикладного искусст­ва: ткани, вышитые рушники, кру­жева, платки, одежду, глиняную посуду, деревянные прялки, солон­ки, украшенные резьбой сундуки, детские игрушки. Так было положе­но начало уникальному Музею рус­ской старины, который открылся в 1898 г. в Смоленске (в 1917 г. эвакуирован в Париж).

В самом Талашкине организова­ли художественные мастерские — вышивальную, гончарную, столяр­ную, резьбы по дереву и др. В усадь­бе царила радушная атмосфера и всегда было множество гостей, сре­ди них художники И. Е. Репин, А. Н. Бенуа, М. А. Врубель, К. А. Ко­ровин, скульптор П. П. Трубецкой и многие другие.

Сюда неоднократно приезжал художник Николай Константино­вич Рерих (1874—1947). Смолен­ские мотивы нашли отражение во многих его произведениях. Рерих выполнил росписи в церкви Свято­го Духа, построенной недалеко от имения. Мастер, увлечённый искус­ством Востока, образу Царицы Небесной придал черты индийской женщины. К сожалению, фрески Рериха погибли.

С 1900 по 1903 г. в Талашкине жил художник Сергей Васильевич Малютин (1859—1937). В 1901 г. по заказу Тенишевой Малютин спроек­тировал и оформил деревянный до­мик «Теремок». Он напоминает за­бавные резные игрушки-безделушки,

которые изготовлялись в местных мастерских. И бревенчатый сруб, и маленькие «слепые» оконца, и дву­скатная крыша, и крыльца — всё как у крестьянской избы. Но слегка кривобокие и намеренно преувели­ченные формы придали его облику нечто сказочное. Фасад домика украшен причудливым резным на­личником с диковинной Жар-птицей посередине, Солнцем-Ярилой — символом жизни и света, коньками, рыбками, цветами.

В талашкинской мастерской по эскизам Малютина делали мебель: сундуки, столики. Своими несколь­ко тяжеловесными формами они напоминали подлинные предметы крестьянского быта.

Сергей Малютин

Теремок. 1901 г.

фризом с изображением ирисов. Ор­намент решётки ограды состоит из спиралей — декоративный мотив, характерный для стиля модерн.

Интерьер дома также полностью спроектирован Шехтелем. Окна просторного вестибюля украшены витражами с рисунками в виде ги­гантского крыла бабочки и ди­ковинных трав. На полу мозаика с узором, похожим на водную зыбь. По потолку стелется лепнина: кувшинки, морские звёзды, улитки. Сте­ны затянуты тканью болотного оттенка. Светильник похож на ги­гантскую медузу, поднимающуюся из водных глубин. С капители (вен­чающей части) колонны, подпира­ющей низкий потолок, свисают змеи. Центральная лестница из ис­кусственного мрамора ведёт на верхний этаж. Её перила напомина­ют морскую волну. Оформление деталей интерьера (дверей, паркета,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: