Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. 1909 г

*Эркер (нем. Erker — «фо­нарь») — прямоугольный, полукруглый, треугольный в плане, реже многогранный выступ в наружной стене, здания, вынесенный за его пределы и освещаемый окнами. Эркер охватывает один или несколько этажей, обычно не опускаясь до земли.

**Фронтон (франц. fron­ton) — завершение фасада здания (обычно треуголь­ное), образованное скатами крыши и карнизом.

В первое десятилетие XX столе­тия, в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие масте­ра использовали элементы класси­ческого ордера и декора. Но если для одних зодчих это были всего лишь детали, подчинённые общему замыслу, или просто украшения, то другие стремились воплотить сам дух классики, воссоздать её образ — главным образом русский ампир. Так постепенно сложилось особое стилистическое направле­ние — неоклассицизм, который противопоставил свободным, сти­хийным формам модерна логику и ясность.

Примерами обращения Лидваля к неоклассицизму являются здания Второго общества взаимного креди­та на Садовой улице и Азовско-Донского банка на Большой Морской, построенные в 1907—1909 гг. Оба они расположены вплотную к сосед­ним домам, следовательно, обозри­мыми являются только их фасады. В здании Азовско-Донского банка обыгрываются мотивы русского ампира. Вход украшает гигантский

ИВАН ФОМИН

(1872—1936)

Архитектор Иван Александрович Фомин родился в Орле. Он учился на математическом факультете Мо­сковского университета, а затем закончил архитектурный факуль­тет Академии художеств.

Защитив дипломный проект, Фо­мин получил право на заграничную командировку для завершения обра­зования. Он посетил Египет, Гре­цию, Италию. С тех пор всем своим творчеством мастер пропагандиро­вал неоклассическое направление в архитектуре.

Одной из ярких ранних работ Фомина является особняк сенатора А. А. Половцева на Каменном ост­рове в Петербурге, возведённый в 1911—1913 гг. Рисунок фасада определяется сложным ритмом ко­лонн, одиночных или объединён­ных в пучки. При этом внутри пуч­ков расстояния между колоннами неодинаковы. Если идти вдоль зда­ния, колоннада словно оживает, по мере движения впечатление от неё всё время меняется.

Вторым крупным произведени­ем этого периода был лом князя С. С. Абамелек-Лазарева недалеко от Дворцовой площади, на набережной Мойки (1913—1914 гг.). К старому особняку архитектор должен был пристроить со стороны Мойки но­вую часть, включающую парадную

столовую и театральный зал. Создан­ный Фоминым фасад, гармоничный и ясный, оформлен ритмичным ря­дом пилястр, охватывающих здание по всей высоте. Стена, приподнятая на трёхступенчатый гранитный цо­коль, украшена скульптурными ме­дальонами. В центре здания над вхо­дом расположен балкон с ажурной решёткой. Внутреннее убранство дома также выдержано в торжест­венном, дворцовом стиле.

Стремясь возродить традиции русского градостроительства, Фо­мин в 1910—1914 гг. разработал масштабный проект ансамблевой застройки целого района Петербурга — острова Голодай (ныне остров Декабристов). В основе его композиции — парадная полукруг­лая площадь, окружённая пяти­этажными доходными домами, от которой тремя лучами расходятся магистрали. Однако этот и многие другие проекты зодчего не были реализованы: началась Первая ми­ровая война.

В 1915 г. Ивану Александрови­чу Фомину было присуждено звание академика архитектуры за «извест­ность на архитектурном поприще». В советские годы он строил доволь­но много, а также занимался педа­гогической деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: