III. Работа с учебником (с. 12)

Ход урока

I. Повторение пройденного.

– На какие две группы можно разделить звуки (буквы)? (Гласные и согласные.)

– Как отличить гласный звук от согласного?

– Как вы думаете, кому живётся легче: гласным или согласным?

– Конечно, гласным. Они свободно и легко вырываются наружу, не встречая на своём пути никаких преград. Гласные звуки очень музыкальны.

– Попробуйте спеть:

                      В лесу родилась а-а-а (б-б-б)

                      В лесу она росла ы-ы-ы (м-м-м)

                      Зимой и летом у-у-у (к-к-к)

                       Зелёная была о-о (в-в)

– Что заметили?

II. Работа над новым материалом.

Показ учителем картинки с изображением утки.

– О чём мы будем говорить сегодня на уроке, вы постарайтесь определить сами. А поможет нам в этом картинка.

– Кого вы видите на картинке? (Утку.)

– На какой вопрос отвечает слово утка? (На вопрос кто?)

– Почему? (Это птица.)

– Как можно назвать слово, которое отвечает на вопрос кто? (Существительное.)

– Какое задание можно предложить к слову утка? (Составить схему этого слова.)

– Начертите схему этого слова.

Один ученик выполняет это задание на доске, остальные в тетрадях.

– Сколько звуков в этом слове? (4 звука.)

Дети чертят схему:

– Что ещё мы можем показать в этой схеме? (Красным цветом – гласные.)

– Назовите гласные звуки. Почему они гласные?

– Обозначьте гласные в схеме.

– Вы произносите и слышите звуки. Это какая речь? (Устная.)

– Как звуки обозначают в письменной речи? (Буквами.)

– Какими буквами можно обозначить звуки [а], [у]?

– Знаете ли вы их?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

– Сегодня на уроке более подробно поговорим об этих звуках и буквах, которыми обозначаются эти звуки.

– О каких буквах пойдёт речь сегодня на уроке, вы узнаете из стихотворения.

              Вот буква вроде шалаша.

              Неправда ль, буква хороша!

              И хоть она проста на вид,

              А начинает алфавит.

              Что это за буква? (А.)

– Как вы догадались?

– У меня в руках карточки с разными буквами.

– Кто покажет: где буква А?

Дети показывают, учитель вывешивает изображение буквы на доске.

– О какой букве будет идти речь в другом стихотворении?

    Удобная буква!

    Удобно в ней то,

    Что можно на букву

    Повесить пальто!

– Что это за буква?

Дети выбирают нужную букву, учитель вывешивает на доске буквы У, у.

– Я буду называть слова. Если в них вы услышите звук [а], вы низко наклоняетесь вперёд, если этого звука нет, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.

Слова: клумба, семена, лейка, дети, грабли, вода, стул и др.

III. Работа с учебником (с. 12).

1. На что похожа буква А?

– Буква А очень важная, с неё начинается русский алфавит.

Можно предложить детям выложить эту букву из счётных палочек или напечатать в тетради по чтению.

– Рассмотрите печатные и письменные буквы.

– Где вы можете встретить печатные буквы? А письменные?

– Сколько вы видите печатных букв? Письменных?

– Почему букв по две?

– Для чего нужны заглавные буквы? Строчные?

– С большой буквы пишутся имена, отчества, фамилии, названия городов, рек, озёр, деревень и др. Об этом мы ещё будем говорить на уроках.

– Где всегда пишутся заглавные буквы в слове? (В начале слова.)

– Можно ли их «встретить» в середине или в конце слов? Почему?

– А что можно сказать о нахождении маленьких букв в словах?

– Послушайте слова. Где находится звук [а] – в начале, в середине или в конце?

Учитель показывает картинки с предметами, в названиях которых есть звук [а]. Дети называют слова и местоположение звука [а].

2. На что похожа буква У?

Учитель предлагает из палочек выложить букву У.

– Придумайте цепочку слов, которая состояла бы из названий птиц, в которых имеется звук [у].

Первый ученик произносит одно слово. Каждый последующий должен повторить всё, что сказано предыдущим учеником, и сказать своё слово и т. д.

Гусь.

Гусь, курица.

Гусь, курица, голубь.

Гусь, курица, голубь, кукушка.

– Где в словах встретился этот звук?

– Для чего нужна большая (заглавная) буква? А маленькая (строчная) буква?

– Я буду произносить предложения. Если в предложении есть слово со звуком [у], вы выполняете движение, о котором говорится в предложении. Если в предложении нет слов со звуком [у], вы делаете движение руками, как бы отталкивая что-либо.

Гусь шипит. Утка плавает. Орёл парит. Курица клюёт зерно. Жаворонок звенит. Дятел стучит. Голубь летит. Иволга поёт.

– Все буквы языка собраны в алфавит. Учите алфавит, и вы быстрее научитесь читать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: