Общение, как эффективное средство помощи больным людям. Миелогениии. Классификация миелогений

Перцептивная(социально-перцептивная) сторона общения есть процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношении доброжелательных либо негативных.  
Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, например, смена постельного белья, обработка пролежней, кормление.  
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь
Общение в сестринском деле включает обмен информацией между ее участниками, причем не только словами, но и действиями и поступками – это коммуникативная сторона взаимодействия, определяющая восприятия общающимися друг друга. Процесс общения имеет несколько сторон:

                                                                        

                                                                                                                                    

 

 

Вербальная коммуникация - в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящего, является условием духовного преобразования личности. Процесс выговаривания своих трудностей переводит их из плана индивидуального в план общечеловеческий.
Невербальная коммуникация: визуальное – это жесты, мимика, поза, вегетативные реакции (покраснение), контакт глаз; акустическое – тембр голоса, тональность, паузы в речи, покашливание, смех, темп речи; тактильное – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи; ольфакторное – приятные, неприятные запахи.  

 


  Вербальное общение с пациентом заключается в                       Невербальное общение призвано выполнять следующие

эффективном использовании устного и письменного              функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация

общения.                                                                                   эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному

 Приемы устного общения:                                                процессу.

· до начала общения привлеките внимание реципиента Осанка вялая либо сутулая, свидетельствующая об отсутствии

 (получателя сообщения);                                                       внутреннего стержня, растерянности, подавленности. Пациент,

· используйте понятные слова, не злоупотребляйте    чувствующий свою зависимость от алкоголя, неуверенность в

 медицинской терминологией;                                               себе, стремится занять как можно меньше место в пространстве,

· выбирайте достаточно нужную громкость. Не кричите. сидит на стуле, согнувшись. По мере выздоровления осанка

Если собеседник плохо слышит – подойдите ближе;            может становиться более прямой и даже горделивой.

· говорите медленно и четко выговаривайте слова.      Жестикуляция. Разная культура и темперамент предполагают

 Дайте возможность получателю услышать и обдумать           обильную или скромную жестикуляцию. В спокойно и

информацию, а также отреагировать на ваши слова или    возбужденном состоянии жестов больше или меньше и они иные.

 задать вопрос;                                                                          Выражение лица и взгляд отражают состояние человека и его

· следите за интонацией вашего голоса – она должна отношение.

 соответствовать смыслу информации;                                 Жесты, позы, мимика дополняют смысл слов, делают их

· слушайте получателя сообщения. Попросите             выразительными и иногда противоречат словам.

 получателя отреагировать на сказанные вами слова           Общие правила чтения жестов и поз:

 (получите обратную связь).                                                    - поза и жесты человека могут быть обусловлены внешними

Обратная связь – это информация, содержащая реакцию обстоятельствами (холодно, неудобно сидеть и т.п.);

 реципиента на поведение коммуникатора. Цель обратной     - позы и жесты могут быть связаны с причинами, не зависящими

связи – помощь партнеру по общению в понимании того, от настроения (болит голова, зубы, живот, чешется нос);

 как воспринимаются его поступки, какие чувства они       - толковать можно только совокупность жестов, а не отдельный

 вызывают у других людей.                                                     жест.

Общение по телефону Правила общения по телефону: · ведите разговор профессионально. Если вы звоните по рабочим делам, представьтесь сразу же после того, как ваш абонент ответит; · будьте вежливы. Поднимайте трубку сразу же после того, как услышите звонок. Говорите медленно и четко. Назовите учреждение, свою должность и представьтесь по имени; · принимайте сообщение внимательно. Аккуратно запишите записку, повторите сообщение абоненту, чтобы убедиться в правильности записи.  
Письменное общение. Приемы письменного общения: · пишите аккуратно; · человеку со слабым зрением пишите на белой бумаге темными чернилами; · пишите простыми словами; · будьте точны: указывайте время, утро/вечер, имя, отчество; · будьте внимательны: все ли вы включили в записку; · пишите грамотно; · подписывайте свое сообщение.  


                                                                         

 

 

Виды слушания
К вербальным навыкам общения, которыми должна владеть медсестра, можно отнести искусство слушать. Умение слушать в отличие от способности просто слышать предполагает наличие определенной дисциплины, требует определенных усилий. При желании это умение можно приобрести, хотя является одним из наиболее трудных аспектов акта общения.

Активное слушание: наиболее общепринятыми приемами, характеризующими активное слушание, являются постоянные уточнения правильности понимания информации, которую хочет донести до вас собеседник, с целью уточняющих вопросов. Приемы активного слушания работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Если приходится слушать человека, находящегося в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, в этом случае приемы активного слушания не сработают.    
Эмпатическое слушание позволяет переживать те же чувства, которые переживает собеседник, отражать чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. Для пациента очень важно, чтобы медсестра поняла его и разделила его чувства. Эмпатическое слушания имеет смысл применять только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями.  
Пассивное слушание. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником, он всего лишь человек, который не контролирует свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно – успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только после этого с ним можно общаться на равных. Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, вам необходимо его просто успокоить. Обычно человек в таком состоянии не очень хорошо контролирует свои эмоции и не очень хорошо понимает, что он говорит. Важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки накала, человек начинает успокаиваться и приходить в себя. Если не пытаться остановить маятник то, выговорившись, человек успокоится и, почувствовав это, вы сможете уже общаться с ним нормально. Главная ваша задача – не заразиться от собеседника его эмоциями, что не так-то легко, особенно если эти эмоции направлены на вас, и не впасть в то же эмоциональное состояние, которое точно приведет к бурному конфликту.  

 

 


 Основные принципы эффективного слушание:

1. Перестаньте говорить, сосредоточьте внимание на пациенте, не прерывайте его.

2. Устраните отвлекающие факторы (звонки, вопросы посторонних, шум и т. д.)

3. Смотрите на говорящего. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Будьте максимально внимательны и проявляйте участие.

4. Старайтесь уловить основную идею. Уловите тему беседы, а не ее детали.

5. Вслушивайтесь, как подается суть. Обратите внимание и на то, как говорится. Оцените эмоции. Спросите себя, как этот человек воспринимает ситуацию.

6. Старайтесь правильно воспринимать то, что говорится.

7. Уловите то, о чем пациент избегает говорить.

8. Избегайте гнева и печали, сильных эмоций, которые могут мешать внимательно слушать и понимать.

9. Не судите и не предполагайте поспешно. Старайтесь уловить факты.

10. Уважайте пациента как человека. Проявляйте искреннее уважение, интерес и заботу.

11. Сопереживайте. Поставьте себя на место другого человека, чтобы понять его поступки. Это поможет вам увидеть мир таким, каким его видит он.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: