Венеция – город мечты художника

Введение

Посетители Центра «Эрмитаж-Казань» могли видеть живопись петербургского художника Азата Галимова год назад на выставке «Незримые узы с родиной» вместе с работами его коллег, чья малая родина – Татарстан.

Теперь же нас ждет бенефис талантливого и заслуженно известного живописца. В трех залах Центра творчество художника представлено полно и выразительно. Мы с вами отправляемся сегодня в путешествие одновременно по двум чудесным вселенным. Одна - яркая живописная манера Азата Гадимова, объединяющая традиции реалистической пейзажной школы в русском искусстве и импрессионистическое видение французской школы.

Другая – мир стран и городов. Путешествия и узнавание, открытие для себя нового, иного – важная тема в искусстве Галимова. Именно в городском пейзаже особо ярко раскрывается талант живописца. Написанные с большой любовью пейзажи, наполнены необычайной лёгкостью, реалистичностью, психологизмом. Художник, совершивший творческие путешествия во многие страны мира возвращается к своим корням. И с образов двух родных автору городов – Казани и Петербурга мы начинаем нашу экскурсию.

Азат Хаизович Галимов родился шестого августа 1958 года в ТАССР, детство провел в городе шахтеров Инте, в марийском Волжске начал получать художественное образование. С 1979 года художник живет и работает в Санкт-Петербурге. Городской пейзаж вообще и петербургский в частности, занимает особое место в творчестве художника.

Санкт-Петербург. Город мостов и каналов.

В петербургских пейзажах Галимова особенно заметно его обращение к импрессионистической живописи с ее пристальным интересом к передаче нюансов световоздушной среды и длительной работой на пленере.

На выставке представлено 23 полотна из этой обширной серии, объединить которую можно под названием картины 2011 года Город мостов и каналов. Эта сравнительно небольшая по формату работа – яркий пример той особенной манеры художника, синтеза реализма и импрессионизма. Мотивы бликов водной глади, тончайших светоцветовых эффектов, подобные тем, что знакомы нам по пейзажам французских импрессионистов (Моне, Сислея) и неоимпрессионистов (Синьяка и Марке, например), служат проводниками в Петербург Галимова. Реки и каналы в обрамлении величественной и строгой архитектуры Петербурга поджидают нас в пейзажах Аничкова моста и окрестностей в разное время года («У Аничкова моста» и «Питерское лето»). Разнонаправленное движение во всей «многослойности» большого города блистательно передано художником в недавно написанной картине «Красный трамвайчик. Мало-Калинкин мост».

Зимние метаморфозы очаровывают нас в видах того же канала Грибоедова, созданных потрясающе мягкой кистью Канал Грибоедова. Вид на Кокушкин мост.

Неоднократно писал художник парки и сады Северной столицы и пригородных дворцов. «По волнам моей памяти. Летний сад. Теплый вечер», «Весенний день в Павловске»

Сама повседневная жизнь горожан порой становится героем пейзажа, не меньшим чем архитектура – «Литейный. Зима».

Петербург Галимова всегда очень живой и всегда разный.

Если в Санкт-Петербурге художник давно живет и работает и пейзажи – своего рода подношение городу, то казанский цикл исполнен в другой тональности.

Казань. Незримые узы с Родиной.

После большого перерыва, Азат Хаизович приезжает в Казань в 2019 году. Тогда же, в дни работы выставки «Незримые узы с Родиной». Мы с вами можем видеть, как картины, написанные или задуманные летом прошлого года, так и произведения 1996 года. Очень любопытно увидеть изменения, произошедшие как в живописной манере художника, в его образе города, так и в самом городе. Создавая узнаваемый образ города, Азат Галимов стремится перенести на холст не только свои яркие впечатления от новой встречи с Казанью, но и проследить те изменения, которые претерпел ее облик за последнее десятилетие.

Так, Старо-татарская слобода с ее старинными мечетями и особым, лишь ей свойственным темпом, запечатлена на пейзажах «Бурнаевская мечеть. Казань» 1996 года и «Небо над минаретом. Мечеть Аль Марджани» 2019 года.

Изменившийся центр города раскрывается перед нашими глазами и в «У метро Кремлевская» и со всеми контрастами в «Из жизни города. Казань осенняя».

Галимов чутко и мастерски передает всю прозрачность казанской осени в «На улице Кремлевской. Серия Казань осенняя».

Казанские пейзажи последних двух лет, 11 из которых представлены на выставке, отличает виртуозная динамичная манера письма. Кисть художника, кажется, стремится поспеть за потоком машин и людей на набережной Булака, на улице Чернышевского или у метро «Кремлевская», и буквально воссоздает этот пульсирующий ход времени в легких свободных прикосновениях кисти. Они намечают объемы зданий, обозначают фигуры людей и автомобили – еще одну примету пространства большого города.

«Мальвы на Чернышевского» знакомит нас с характерным для художника приемом, органично соединяющим жанры пейзажа и натюрморта, который служит лейтмотивом творческих путешествия Азата Галимова. То, как в пейзаж вписаны яркие цветы, мы еще вспомним у натюрмортов Азата Галимова чуть позже.

На выставке, помимо пейзажей Казани и Петербурга, представлены и работы Азата Галимова, созданные им в путешествиях по России. Их географический охват необычайно широк. Впрочем, как и выбор «живописного языка» и мотивов. Ранняя весна. Торжок. Русский Север и Псковщина, просторы Кашина и Торжка, необозримая ширь Дальнего Востока.

Чаруют холодной прозрачностью виды Соловецкого монастыря Сияние небес. Соловки.

А Цветение. Кашин напоминает одновременно и о Грабаре, и о Коровине, но не является повторением полотен и живописной манеры ни того, ни того.

Много путешествует художник и по миру. Эти путешествия – один из важнейших импульсов в его творчестве.

По странам и городам Европы

Венеция – город мечты художника

Город Святого Марка и великих художников прошлого ценен для художника теми гранями, где после долгих поисков, словно заново открываются укромные камерные уголки. Важно, что написанные зимой пейзажи венецианской серии, лишены открыточного лоска живописных видов, с неизменно чистым синим небом и жарким солнцем. Зимнее утро на Гранд Канале.

Художник предпочитает неяркую благородную цветовую гамму и простые жанровые сценки, передающие атмосферу повседневной жизни. Приглашение. Castello

И в своих путешествиях по Италии Галимов избегает открыточных видов и тем. Так, переносясь вслед за художником с севера на юг страны, в древнюю Луканию, зритель физически ощущает жар раскаленных солнцем старых камней Жаркий полдень в Вальсинни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: