Положение кинжала в руке

 

Искусство фехтования кинжалами требует сочетания мягкой, эла­стичной работы пальцами и запястьем во время движения с четким, на­сыщенным положением кисти и всей руки в начальном и конечном по­ложениях каждого приема. Такое сочетание позволяет овладеть эффек­тивным сильным и пластичным стилем выполнения приемов одной и двумя руками.

Многочисленные варианты положений кинжала в руке основаны на достаточно небольшом количестве базовых хватов, позволяющих быст­ро менять ориентацию оружия для выполнения разнотипных ударов. Каждый базовый хват может включать от одного до четырех положений кинжала, обслуживающих свой сектор ударов и защит.

Положение оружия в руке описывается тремя основными характеристиками.         

Рис. 22


Рис, 21


23


1. Положение кинжала в ладони. При внутреннем положении кли­нок меняет положение со стороны ладони (рис. 21 А), а при внешнем — с противоположной стороны (рис. 21 Б).


Внешние положения клинка имеют больший диапазон возможно­стей, чем внутренние, используемые в основном для секущих ударов.

2. Ориентация клинка. Применяются два основных варианта: ориентация вверх (рис. 22 А) и вниз (рис. 22 Б). Для прямых ударов используется положение клинка вверх с легким разворотом кисти. При внеш­нем положении клинка в руке оба типа ориентации одинаково эффективны.

3. Положение в пальцах. Определяет силу хвата и возможности его
смены. Самое распространенное положение — центральное, между
средним и безымянным пальцами, позволяющее эффективно контроли­ровать оружие при любой ориентации клинка.







БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Скрытый хват (рис. 23) используется в качестве начального или ко­нечного положения при выполнении формальных упражнений. Удобен для броска. Часто применяется как переходное положение контроля оружия при смене хвата или как начальное положение при боковых се­кущих ударах.

Хват в районе гарды (рис. 24) позволяет контролировать центр тяже­сти кинжала. Используется при метании оружия. Выбор положения клинком вверх или вниз зависит от расстояния до цели, либо от хвата, из которого кинжал переводился в положение для метания. Расположе­ние большого и указательного пальцев позволяет быстро переводить оружие в любое необходимое положение.


Жесткое положение полным хватом клинком вверх или от себя (рис. 25) широко используется в различных европейских системах кин­жального фехтования. Этот хват является основным в китайских шко­лах фехтования парными перьевидными кинжалами. Часто применяет­ся для метания, особенно на короткой и средней дистанциях.

Сильное положение оружия, взятого полным хватом — безусловное преимущество при силовых ударах и защитах, либо при амплитудных режущих и колющих атаках с вращением корпуса. С другой стороны, полный хват существенно сужает возможности смены положения кин­жала во время движения руки.

Полный хват используется в основном при ударах из нижнего и боко­вого секторов. Жесткое положение клинка вверх не позволяет исполь­зовать его при длинных выпадах на прямых линейных атаках. Наиболее эффективен этот хват при защите.

Значительно большими возможностями обладает мягкий вариант полного хвата клинком вперед (рис. 26), позволяющий наносить удары практически в любом направлении. Этот хват универсален, обслужива­ет все секторы атак и защит, позволяет делать движения по любой тра­ектории. Указательный палец должен быть слегка выведен вперед для облегчения смены положения кинжала в кисти.

Полный хват клинком вниз (рис. 27) относится к жестким положе­ниям. Удобен для ударов сверху и в боковых секторах.

Для эффективного использования хвата необходимо плотно сжимать конец ручки кинжала основаниями большого и указательного пальцев с


 






 


 











Рис.23


Рис, 24


Рис.25


Рис.26


Рис.27


 


24


25



обеих сторон. При удобной форме оконечности рукояти большой палец можно накладывать на нее сверху.

Главный недостаток хвата клинком вниз состоит в невозможности проводить прямые колющие удары. Для прямого удара хват необходимо, сменить.

Внутренние положения клинка обычно применяются для легких рас­секающих и колющих боковых ударов. Прямые удары внутренним хва­том трудновыполнимы.

Внутренний центральный хват (рис. 28) — сильное положение, удобное для ударов снизу, а также при секущих движениях.

Внутренний хват указательным пальцем (рис. 29) используется для коротких ударов снизу вверх, а также участвует в некоторых важных сменах положения кинжала в руке.












Рис.31


 




Рис.28

Рис.30

Рис. 29


Хват на мизинце (рис. 30) — самое сильное положение в серии внутренних хватов, однако используется редко, лишь при перехватах.

Каждый из трех внутренних хватов клинком вниз (рис. 28, 29, 30) может иметь вариант, при котором большой палец не упирается в гар­ду, а плотно прижимается к указательному (рис. 31)

Внутренние хваты с положением клинка вниз под указательным и центральным пальцами (рис. 32) используются для рассекающих и бо­ковых колющих ударов.

Внешние хваты употребляются значительно чаще остальных, так как удобны для прямых ударов.

Внешний хват на указательном пальце (рис. 33) усиливается боль­шим пальцем, чтобы оружие плотно сидело в руке.








Рис.33


 


Рис. 34



Рис.32

 


 


Рис. 35


 


Рис.36


27


Рис. 37

Центральный внешний хват (рис. 34) имеет широкие возможности смены положения в сочетании с равномерным и плотным обхватом ору­жия.

Внешний хват на мизинце (рис. 35) эффективен при нижнем поло­жении клинка, требует специальной тренировки пальцев.

Каждый внешний хват может иметь вариант, при котором большой палец не фиксирует положение рукояти, а плотно прижимается к ука­зательному (рис. 36).

Внешние хваты позволяют проводить амплитудные колющие и ре­жущие удары практически любой траектории.


 


Внешние хваты кинжала с ориентацией клинка вверх (рис. 37) при­меняются в основном для прямых атак.

Все внешние хваты обладают одинаковыми возможностями измене­ния ориентации кинжала в ладони и позволяют свободно атаковать практически из любого положения. Кроме этого, внешние хваты дают возможность фехтовать на максимальной дистанции и обеспечивают сильное положение оружия в любой стадии движения. Поэтому внеш­ние хваты считаются универсальными и предпочтительными в технике фехтования.

Быстрое перемещение кинжала в руке требует четких положений пальцев и сильного обхвата рукоятки. Тем не менее, допускается сво­бодный стиль работы, когда оружие легко держится в ладони, зажатое у основания пальцев (рис. 38). Любой хват позволяет фехтовать в свобод­ном стиле.

Хват "крюк" с упором рукояткой в ладонь (рис. 39) используется в основном при колющих ударах, реже — при секущих. Может приме­няться при метании.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: