Промежуточная фиксация кинжала в руке во время перехватов и переводов из одного положения в другое допускает вспомогательные, нестандартные, часто слабые хваты оружия на одном (рис. 40) либо на двух (рис. 41) пальцах.
|
|
|
|
28
Рис. 38
Рис.39
Рис.40

Рис.41
Нестандартная техника требует специальной тренировки пальцев, без которой фехтование превращается в жонглерство.
Нестандартная техника составляет отдельный раздел кинжального фехтования. Изучать ее следует только после усвоения базовой техники.
на четкость начального и конечного положения каждого приема. Главная роль в движениях переводов отводится пальцам рук. Они в большинстве случаев начинают движение и задают импульс вращения кинжала при выполнении перевода. Кисти рук, локти и запястья играют лишь вспомогательную роль.
Смена положения клинком вверх на нижнее положение в хвате, показанном на рисунке 42, начинается резким толчком указательным и безымянным пальцами от себя. В исходном положении А клинок начинает вращение вниз. В промежуточной фазе перевода Б пальцы разжаты, но рукоятка кинжала контролируется в месте их соединения. Конечное положение фиксируется большим пальцем на рукоятке В, либо сжатием пальцев в кулак Г.
В обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А) начальный импульс задается рывком рукоятки на себя указательным и средним пальцами. Работа пальцами должна сочетаться с коротким вспомогательным движением кистью в направлении перевода-.
Из начального положения А (рис. 43) указательный палец начинает движение клинка, заставляя его совершать вращение вниз, с одновременным раскрытием ладони Б. Рукоятка переводится вверх, где фиксируется одним из двух способов: с упором большим пальцем на рукоятке
|
|
ТЕХНИКА ПЕРЕВОДОВ
В разнообразной, сложной технике фехтования правильность выполнения приемов зависит от умения молниеносно менять положение оружия в руке. Это позволяет в свободном передвижении проводить удары, необходимые в каждом конкретном положении. Самый удобный и эффективный способ выбора правильного положения кинжала в руке — это перевод, то есть смена ориентации клинка в руке без изменения хвата. Каждый из хватов, описанных в предыдущей главе, допускает несколько вариантов положения кинжала. Правильный выбор положения клинка позволяет существенно расширить или изменить сектор защит и атак, поэтому усвоение техники переводов дает возможность минимальными средствами использовать весь диапазон движений.
Техника всех переводов однотипна. Различия состоят лишь в особенностях самих хватов и в вытекающей отсюда специфике движений кинжала, пальцев и запястья.
При отработке техники переводов необходимо добиться умения свободно менять положение клинка движением руки в любой плоскости и во всех направлениях. При этом особенное внимание следует обращать
30
Рис, 42

Рис. 43
В, либо сжатием пальцев в кулак Г. Хват В используется в Основном для колющих ударов, в то время, как хват Г сильней и эффективней.
Перевод в обратном направлении (В-Б-А либо Г-Б-А) так же начинается движением указательным пальцем на себя.
|
|
| Рис.44 |
Сильное начальное положение клинка вверх (рис. 44) можно сменить на нижнее В. Для этого мизинец должен сильно послать рукоятку

Рис. 45
вперед вместе с раскрытием пальцев руки. Это придаст кинжалу вращательный момент и клинок развернется внутрь Б. Во время вращения оружия в пальцах рукоятка должна быть плотно и глубоко посажена у их оснований. Кисть руки скручивается внутрь, в направлении вращения кинжала, помогая движению.
Перевод оружия в обратном направлении (В-Б-А) должен сопровождаться резким подсекающим движением запястьем.
|
|
На рисунке 45 показан перевод кинжала в хвате с центральным внутренним положением клинка. В исходном положении А кинжал направлен вперед для ударов из нижнего сектора, Для быстрого перевода в верхнее положение В требуется слаженная работа пальцами; указательный и средний — на себя, а безымянный и мизинец — от себя, В промежуточном положении Б пальцы должны разгибаться так, чтобы кинжал не мог вылететь из руки.
| В |
В качестве исходного положения удобнее пользоваться хватом Г.
Техника перевода в обратном направлении (В-Б-А) аналогична, с применением подсекающего движения кистью.
На рисунке 46 условно показаны допустимые Секторы атак из положений А и В.
32
33
|
|
Рис.47
Рис. 48
ном положении необходимо особенно внимательно контролировать плотность прижима рукоятки пальцами.
|
|
Хват на указательном пальце — слабое положение, но часто используется благодаря широким возможностям переводов (рис, 47). Из начального состояния А кинжал вращается клинком внутрь и после прохода промежуточного положения Б, приводится в одно из трех положений: В, Г или Д, В качестве начального положения можно пользоваться хватом с упором большим пальцем в гарду Б.
Обратный перевод из положений В, Г и Д проводится в стандартной технике.
Полный жесткий хват всей ладонью легко меняется переводом в более удобные и пластичные варианты хватов (рис. 48).
Из начального положения А кисть раскрывается с одновременным выбросом клинка вперед. Рукоятка с началом движения зажимается у основания большого и указательного пальцев Б, Вращение кинжала завершается в одном из трех положений: В, Г или Д. Такой перевод сильно меняет диапазон возможностей кинжала в руке.
Слабое положение клинком вниз А (рис. 49) меняется на положение клинком вверх для подсекающих ударов снизу В. В слабом промежуточ-
34
Рис.49
ТЕХНИКА ПЕРЕХВАТОВ
Самый сложный раздел в кинжальном фехтовании — перехваты, быстрая смена хвата оружия и выбор его оптимального положения в руке во время передвижения.
Овладение искусством перехватов требует не только высокого технического мастерства, феноменальной работы пальцами и кистями рук, но также и хорошей технической.подготовки. Это означает, что просто усвоение всей комбинаторики перехватов малоэффективно в фехтовании.
Различаются базовая система комбинаций и вспомогательная, включающая многочисленные переходные и редко употребляемые варианты смены положения оружия в руке. Базовый раздел перехватов составляют комбинации, которые ведут к принципиальному изменению ориентации оружия, к существенной смене возможностей движения.
Перехваты можно проводить в трех ситуациях.
1. Когда рука неподвижна и перехватом выбирается нужное положение клинка для предполагаемой атаки.
2. При движении руки вперед, в процессе удара.
3. При возврате руки после удара, если траектория следующего движения уже известна.
|
|
| Рис.50 |
| 36 |
Практически все перехваты кинжала проводятся в технике вращения между пальцами.
Рис, 51
Перехват кинжала из полного хвата клинком вперед в положение клинком вниз — один из самых распространенных (рис. 50).
Из начального положения А пальцы разжимаются. Рукоятка начинает движение вниз, придерживаемая у основания гарды большим и указательным пальцами Б.
Когда клинок, вращаясь, будет направлен вниз, рукоятка перехватывается сначала безымянным пальцем и мизинцем В, а затем — и всей кистью руки Г.
Перехват кинжала из положения полным хватом клинком вперед в жесткое положение
клинком вниз (рис. 51, сравните с комбинацией на рисунке 50), можно проводить вращением клинка вниз.
Из начального положения А распрямите указательный и средний пальцы и наложите их сверху на рукоятку в районе гарды Б. При этом большой палец легким давлением на рукоятку посылает клинок вниз, помогая кинжалу занять положение между средним и безымянным пальцами;
Средний палец давит на гарду, переводя конец рукоятки вверх.
Закончить перехват можно одним из двух способов: большой палец фиксирует конечное положение на конце рукоятки В, либо безымянный палец и мизинец перехватывают ручку, как это показано на рис. Г.
Этот перехват удобно делать с вспомогательным скручивающим движением кистью в направлении вращения оружия.
Положение кинжала для прямых ударов (рис. 52-А) можно перевести в положение, предназначенное для ударов сверху и сбоку.
37
Рис.52














