Глава 2. Apple в условиях современного рынка. Эволюция, развитие

 

В последнее время многие эксперты мобильного рынка, обозреватели и аналитики набросились на Apple за отсутствие инноваций, застойность и проигрыш Android на рынке смартфонов. На самом деле ситуация несколько иная. Операционные системы Android и iOS сравнялись на рынке - у каждой из них есть ряд ключевых преимуществ, которые ведут к своего рода равновесию в борьбе мобильных платформ.

Сейчас слишком рано говорить о превосходстве одной операционной системы над другой. Телефон как таковой отходит на второй план, он - не более чем инструмент для доступа к возможностям мобильной платформы. Если вдуматься, и Apple, и Google заняли практически равное количество ключевых позиций на рынке. У каждой они свои. До тех пор, пока одной из компаний не представится возможность переломить исход этого противостояния в свою пользу, лидерство не будет очевидно. Ну а пока Google продолжит продавать огромное количество смартфонов, а Apple - получать гигантские прибыли от продаж своих устройств. Вот такой баланс.

За 2013 год ситуация может значительно измениться. Все будет зависеть от того, остался ли еще у Google запал для стремительного развития Android и свернет ли Apple с пути пассивного развития мобильной ОС. Пока этого не случилось, можно только соглашаться или не соглашаться с мнениями экспертов, которые то и дело выступают с диаметрально противоположными прогнозами о будущем рынка смартфонов.

Дэн Паллотта - эксперт в области инноваций некоммерческого сектора и социальный предприниматель, президент Advertising for Humanity и основатель Pallotta TeamWorks, который изобрел AIDSRides и Breast Cancer 3-Days. На фоне участившихся в последнее время выпадов экспертов и аналитиков в адрес Apple, Паллотта решил написать статью для Harvard Business Review, где делится своим мнением о положении «яблочной» компании на рынке.

Если вы хотите получить выдающийся урок сосредоточенности и дисциплинированности - прямо сейчас обратите внимание на Тима Кука. Некоторые инвесторы недовольны Apple. Я думаю, что дело скорее в их неудовлетворенности своими жизнями и в ожидании, что следующий продукт Apple все исправит. Постоянный рефрен - Apple не представила революционного продукта с тех пор, как Стив Джобс ушел из жизни. Похоже на то, будто они хотят, чтобы Apple представила устройство счастья, и они не будут счастливы до тех пор, пока этого не случится.

Некоторые говорят, что Тим Кук не подходит, что он - не Стив Джобс. Один комментатор на популярном сайте про Apple написал длинный список провалов Тима Кука:

) Низкие доходы в течение нескольких кварталов;

) Волатильная цена акции;

) Проблемы контроля качества;

) Нехватка новой рекламы;

) Плохие отзывы о продуктах;

) Нехватка iMac или iPad mini с Retina-экраном;

) Жалобы, что компания начала тухнуть и уходят топ-менеджеры.

Скептики не видят или игнорируют то, что каждый может написать список для Стива Джобса, который будет очень похож:

. Низкая прибыль: Apple объявила об убытках в 247 млн долларов (в 2001 году, через 4 года после прихода Джобса - и акции пошли вверх на торгах после закрытия биржи).

. Волатильные акции: в 2008 году, при Джобсе, стоимость акций упала более чем на 50%.

. Плохой контроль качества: MobileMe, антенна-гейт

. Отсутствие рекламных инноваций: Кампания «I'm a Mac/I'm a PC» шла в эфире три с половиной года без обновлений. Ничего уровня «Think Different» не было создано Джобсом более чем за десятилетие после этой культовой кампании.

. Плохие отзывы о продуктах: одно слово - Ping. Также Consumer Reports вынес вердикт «Не рекомендуем» про iPhone 4 (в 2010).

. iPad mini вообще не было.

. Уход топ-менеджеров: в 2008 Тони Фейделл, старший вице-президент подразделения iPod, покинул компанию. Его жена, вице-президент по HR в Apple, также ушла. В 2004 финансовый директор, Фред Андерсон, покинул компании. Главный юрисконсульт Apple, Ненси Регина Хайнен, ушла в 2006. (В 2007 Комиссия по ценным бумагам заявила, что она позволила Apple задним числом организовать оформление крупных опционов и подделала документы для сокрытия следов. Она решила этот вопрос с Комиссией без подтверждения или опровержения своей вины). Похоже, Тим Кук - не единственный, кому приходилось решать вопросы перестановок первых лиц.

Тим Кук не представил никаких революционных новых продуктов за свой первый год. Но не забывайте, что прошло 4 года с тех пор, как Стив Джобс встал у руля компании, до тех пор, когда был представлен iPod. Шесть лет прошло между презентациями iPod и iPhone. Шесть лет без революций от Стива Джобса. За это время нам пришлось наблюдать за анонсами провалов и повторов, например iPod Hi-Fi, кожаные мешочки для iPod и iPod Photo. Да, Стив Джобс действительно представил со сцены кожаный мешочек для iPod. Это был не очень впечатляющий день. Еще три года прошло без потрясений, пока iPad не был представлен - и даже тогда многие его не посчитали его потрясающим продуктом. «Это просто большой iPhone», говорили они, не понимая гигантских последствий большего iPhone, похоже на то, как они сейчас не могут понять, что чуть меньший iPad тоже все изменит.

Мы не знаем, что у Apple есть в запасе для нас. За последние 10 лет они заново изобрели телефон, музыкальные плееры, способ потребления музыки и сами мобильные компьютеры - с iPad Apple изобрела мобильный компьютер. Apple может еще некоторое время двигаться на волне своих революций. Она изменила мир. Теперь она продает продукты, которые разделяют новый и старый миры. Даже если у нее в рукаве не осталось ничего, кроме новых красивых вариаций существующих продуктов, остается тот факт, что это - компания, прибыль которой в последнем квартале составила более 8 миллиардов долларов. Сравните это с успехами Amazon: в последнем квартале Amazon потеряла 247 миллионов долларов. У Amazon соотношение цены и доходов на акцию составляет 2.767. У Apple - 13. И прибыль Apple значительно растет из года в год.

Есть еще рынки, которые ждут встряски. Телевизоры. Автомобили. Дома. Высшее образование (Apple уже занялась преобразованиями, выпустив iBooks Author и iPad). Если Apple сохранит тот успех, которого она добилась за последние 15 лет, она сможет выйти на эти рынки в течение последующих 15 лет. Возможно, так и будет. Но сейчас Apple не похожа ни на одну компанию на планете, она просто основывается на том, чего достигла за последние шесть лет. Тим Кук занимается капитализацией потенциала тех революционных лет и делает это мастерски.

Критики, которые сейчас кричат - это интеллектуальные лентяи. Они впадают в приступы гнева вместо того, чтобы увидеть полную картину. Как двухлетние дети, они не знают, чего они хотят на самом деле. И они в любом случае не рады, когда это получают. Apple могла бы представить новую машину, и они сказали бы, что дни Apple сочтены, потому что она ставит свое будущее на индустрию, о которой ничего не знает. Совсем не так, скажем, как вход Apple в индустрию мобильных телефонов. Если Apple представит машину времени, они заявят, что она недостаточно быстрая.

Тим Кук выбрал совершенно правильное направление - оставаться на курсе, несмотря на отвлекающие ожидания, бурлящие вокруг него. Apple - феномен человеческих достижений. Зачем тратить его прекрасный вид на рассматривание плохо ведущих себя детей, которые даже близко не достигли ничего в таких же масштабах и не имеют при этом ни малейшего представления, как все это функционирует и растет.

 



Заключение

apple компьютерный потребитель элитарность

Так чем же можно объяснить «священный трепет» потребителя при упоминании названия Apple. Пресловутая постсоветская ментальность, или иные комплексы простого народа, изо всех сил тянущегося к «элитарному» и «эксклюзивному». Неадекватность восприятия бренда в некоторых странах проявляется остро (на фоне спокойствия и хладнокровия пресыщенной Америки), чего только стоит информация о некоторых случаях обмена почки на айфон в Китае. Пользователи Японии и Индии проявляют равнодушие, в Европе отношение деловое. А вот у нас, в России (и в Бразилии также), продукция Apple окутана аурой элитарности, наблюдается некий потребительский культ.

Три кита, на которых зиждется иллюзия элитарности продукции Apple: стильно (минимализм, дизайн, дорогие материалы) - круто (дорого и еще раз дорого) - элитарно (элита выбирает Apple, что уж там, даже наш премьер-министр имеет айфон).

В современной России проявления свойств потребительского общества связаны с иллюзиями и широкой востребованностью товаров, которые можно отнести к условно элитарным, т.н. «второй эшелон» (товары, которые не являются элитным эксклюзивом, но претендуют на место, расположенное на ступень ниже от продуктов экстра-класса). Вот здесь и прослеживается природа российской иллюзии относительно элитарности продукции Apple, которая как раз и принадлежит к категории товаров «второго эшелона». В общем-то, по стоимости, характеристикам, по качеству материалов и комплектации.

 



Список литературы

 

1. [Электронный ресурс]: Источник: Harvard Business Review. Режим доступа: http://www.iguides.ru/forum/showthread.php?t=77999

. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.thefirstclass.ru/ blogs/success_history/175/

. [Электронный ресурс]: Режим доступа: Источник: www.apple.com

4. [Электронный ресурс]: Режим доступа: wwwhttp://www.lingvotech.com/ keltskiyaz


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: