Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой речевое развитие нарушено или отстает от нормы. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
При общем недоразвитии речи в целом отмечается значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмма-тизм, дефекты произношения и фонематического восприятия.
Однако степень выраженности этих отклонений весьма различна: от полного отсутствия речи, лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня ОНР (см. главу 3). Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.
У детей дошкольного возраста с ОНР распространенными являются трудности в овладении звукопроизношением. Особенности звуковой стороны речи и фонематического восприятия при ОНР впервые были представлены в работах Р.Е. Левиной.
|
|
При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР выявляется несколько состояний:
> недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в произношении (наиболее легкая степень недоразвития);
> нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;
> неразличение звуков в слове, неспособность выделить их из состава слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).
Произносительные ошибки оцениваются по-разному, одни затрагивают лишь оттенки фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние - более грубые, так как затрудняют понимание высказывания.
У детей с нарушением формирования фонематических процессов наблюдается общая смазанность речи, недостаточная ее выразительность и четкость.
У детей с I уровнем развития речи фонетико-фонематическая сторона речи характеризуется фонематической неопределенностью и нестойким фонетическим оформлением. Произношение звуков носит диффузный характер, что обусловлено неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями слухового распознавания. У таких детей дефектных звуков может быть гораздо больше, чем правильно произносимых. В произношении детей данной группы противопоставляются лишь гласные - согласные, ротовые -носовые, взрывные - щелевые. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии: задача выделения отдельных звуков для этих детей непонятна и невыполнима.
|
|
Фонетическая и фонематическая сторона речи детей со II уровнем речевого развития характеризуется наличием множества искажений, замен и смешений; у них нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. При этом звуки в изолиро-ванной позиции дети могут произносить правильно, ошибки возникают при спонтанном произношении.
По данным Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции чаще всего встречается в группе сонорных (рука - дюка), свистящих и шипящих {жук - дук). Смешение чаще всего касается йотированных звуков и звуков л', г, к, х, при этом наблюдается искажение артикуляции отдельных звуков (межзубное произношение свистящих и шипящих, горловое р). При правильном воспроизведении контура слов нарушается из звуконаполняемость {ромашки - морашки).
Одной из характерных особенностей детей со II уровнем речевого развития является недостаточность фонематического восприятия, неподготовленность к усвоению навыков звукового анализа и синтеза.
Для детей с III уровнем речевого развития характерно недифференцированное произнесение звуков (свистящих, шипящих, сонорных), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Кроме того, звуки, звуки сложные по артикуляции заменяются простыми (ф, т заменяют группу свистящих или шипящих, звук й-л •яр).
У таких детей могут наблюдаться нестойкие замены (когда звук в разных словах произносится по-разному) и смешения (когда в изолированной позиции звуки произносятся правильно, а в предложении они взаимозаменяются). Встречаются ошибки при передаче звуконаполняемости слов -перестановки, сокращения, замены слогов и звуков (особенно при стечении согласных).
По данным Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, у некоторых детей наблюдается нечеткое произношение звука ы, недостаточное озвончение 6, д, г, замены и смешения к, г, х, т, д, д', й.
Фонематическое недоразвитие детей данной группы проявляется в не-сформированности процессов дифференциации звуков. Недоразвитие фонематического восприятия отмечается при выполнении элементарных действий звукового анализа - при узнавании звука, подборе слова на заданный звук.
Звукопроизношение нарушается у всех детей с ОНР: у 15% детей нарушается две группы звуков, у 55% - четыре и более групп. Фонематические процессы грубо нарушены у 85%, а несформированы - у 15% детей с ОНР. При ОНР звукопроизношение нарушается по типу дислалии (55%), дизартрии (42%) или ринолалии (3%) (Шашкина Г.Р., 2003).
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой.
Нарушения формирования лексики у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпуна, В.А.Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР различного генеза отмечается ограниченный словарный запас. Характерным признаком для этой группы детей являются значительные индивидуальные различия, которые во многом обусловлены различным патогенезом (моторная, сенсорная алалия, стертая форма дизартрии, дизартрия, задержка речевого развития, дислалия и др.).
|
|
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме расхождение объеме пассивного и активного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов. Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого.
Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники с ОНР не знают многих слов: названий ягод (клюква, земляника, ежевика, брусника и др.), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик), частей тела и предметов (бедро, стопа, кисть, фара, кузов, манжета) и т.п.
Особенно большие различия между детьми с нормальным речевым развитием и ОНР наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, квадратный, пушистый). Из числа прилагательных употребляются преимущественно качественные, обозначающие непосредственно воспринимающие признаки предметов - величину; цвет, форму, некоторые свойства (сладкий, теплый, твердый). Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка, Колин портфель). В глагольном словаре детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, идти, бежать, есть, пить и т.п.).
|
|
Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей с ОНР многообразны.
В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других - проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети используют слово лишь в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще и ситуативный характер.
Среди многочисленных вербальных парафазии у этих детей наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось - олень, тигр - лев, грач - сорока, оса - пчела и др.). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов (высокий - длинный, низкий - маленький, узкий - маленький, узкий -тонкий и т.д.). В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего недифференцированного значения (ползет - идет, воркует - поет, чирикает - поет).
Наряду со смешением слов по родовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:
> замены на основе сходства по признаку функционального назначения (миска - тарелка, кружка - стакан);
> замены на основе общности ситуации (каток - лед, вешалка - пальто);
> замены на основе внешнего сходства (сарафан - фартук, майка -рубашка);
> смешения слов, обозначающих часть и целое (паровоз - поезд, локоть - рука);
> смешение значений обобщающих и конкретных понятий (обувь -ботинки, посуда-тарелки);
> замена слов словосочетаниями-описаниями (кровать - чтобы спать);
> замены названий действий названиями предметов (открывать -дверь, самолет - летать); У детей с ОНР уровня наблюдаются некоторые особенности антонимии и синонимии. Если дети с нормальным речевым развитием испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то дети с ОНР - к многочисленной группе слов.
Так, при подборе антонимов у детей с ОНР наблюдается разнообразный характер ошибок. Вместо антонимов дети с ОНР могут подбирать:
а) слова, семантически близкие предлагаемому антониму той же части речи (день - вечер, быстро - тихо);
б) слова, семантически близкие, в том числе и антоним ичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро - медленнее, медленный; горе - весело; далеко - ближе);
в) слова - стимулы с частицей не (брать - не брать, говорить - не говорить, далеко - не далеко).
Использование предлогов дошкольниками с ОНР затруднено в той или иной степени. Характерно, что с помощью предлогов дети стараются выразить главным образом, пространственные отношения. Всякие другие отношения (временные, причинные, сопроводительные, разделительные) с помощью предлогов выражаются значительно реже. Особенно редко используются предлоги, выражающие не только отношения, но и обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Из них наиболее часто употребляется предлог около, значения других мало знакомы детям.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значения числа и рода, понимания логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
К числу таких ошибок могут быть отнесены: смешение окончаний некоторых существительных мужского и женского рода (висит «ореха», одна «ореха» и т.п.), замена окончаний среднего года в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто - «копыта», зеркало -«зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет «стады»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный (солит «сольи»), неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низко, он греет плохо), ошибочные ударения в слове, неразличение видов глаголов (сели, пока не перестал дождь), ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет «воды»), неправильное согласование существительных м прилагательных, особенно среднего рода («синяя» небо), неправильное согласование существительных и глаголов (мальчики «рисует»).
Неумение пользоваться способами словообразования приводит к весьма ограниченной возможности варьировать слова. Сама задача преобразования слов нередко оказывается для детей малодоступной. Об этом свидетельствуют примеры подбора однокоренных слов. Так, по заданию подобрать од-нокоренные слова к слову озеро дети подбирают «реки», «моря», по заданию преобразовать прилагательное вишневый в родственное существительное, дети отвечают «из фруктов», к слову золотой в качестве однокоренно-го подбирают «железо». Эти и подобные примеры доказывают, что у детей с ОНР средства фонематического выражения значений и морфологический состав еще недостаточно подмечаются.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено большей абстрактностью грамматических значений, а также большим количеством правил, на которых основана грамматическая система языка. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. У этой группы детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании.
Нарушение формирования грамматических операций у детей с ОНР приводит к большому числу морфологических аграмматизмов в их речи. В работах многих исследователей (Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, В.А. Спиро-ва, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская и др.) выявляются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:
а) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (копает лопата);
б) неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два яблок);
в) неправильное согласование глагола с существительными и местоимениями (дети рисует);
г) неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (дерево упала);
д) неправильное употребление предложно-падежных конструкций (под стола);
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмма-тизмы (окказиональные формы). Среди последних выделяют:
а) унификация места ударного слога, т.е. закрепление места ударения за определенным слогом в слове (стола нет);
б) устранение беглости гласных, т.е. чередование гласного с нулем звука (много сестр, молотоком);
в) игнорирование чередования гласных (ухи, текет);
г) устранение наращения или изменения суффиксов (друг - други);
д) отсутствие супплетивизма при формообразовании (человек - челове-ки).
Наряду с окказиональными формами у детей с ОНР выявляются и специфические аграмматизмы. Если в норме происходит смешение формально-знаковых средств преимущественно внутри одного грамматического значения. То у детей с ОНР наблюдаются смешения флексий различных значений.
В процессе словоизменения у детей с ОНР недостаточно функционируют процессы выявления правил и закономерностей морфологической системы языка и их обобщение при порождении речи. Для процессов формообразования дошкольников с ОНР характерно отступление от регулярности в строении и функционировании языковых знаков. У данной категории детей наблюдается большое количество морфемных парафазии. Среди форм словоизменения наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежных окончаний существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам, согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.
Специфической особенностью речи детей с ОНР является большая зависимость от лексической семантики, степени знакомости слова, от звуковой структуры слова.
У детей с ОНР отмечается также нарушение формирования синтаксической структуры предложения, которое выражается в пропуске членов предложения, чаще всего предикатов, в необычном порядке слов, что может проявляться даже при повторении предложений. Особенно большую трудность для детей представляют инверсированные, пассивные и сложноподчиненные предложения.
Нарушения синтаксиса проявляются как на уровне глубинного, так и на уровне поверхностного синтаксиса. На глубинном уровне эти нарушения заключаются в трудностях овладения семантическими компонентами (объектными, локативными, атрибутивными), в трудностях организации семантической структуры высказывания. На поверхностном уровне нарушения проявляются в трудностях установления грамматических связей между словами, в неправильной последовательности слов в предложении.
Одним из основных симптомов общего недоразвития речи является нарушение связной речи.
У детей с I уровнем развития речи связная речь отсутствует. Имеются лишь отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют различное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь непонятна окружающим.
Недостаточность речи детей со II уровнем проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями из 2 - 3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни.
III уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.
При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, теряют действующих лиц.
Рассказы-описания малодоступны для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.
Творческое рассказывание детям с ОНР дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, в изложении последовательного развития сюжета. Нередко выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.
В редких случаях дети с ОНР бывают инициаторами общения, они мало обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации часто не сопровождают рассказом. Все это еще больше затрудняет процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков, общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощае-мость, снижены двигательная память и внимание. Все это также негативно влияет на становление речи данной категории детей.
Итак, общее недоразвитие речи у детей характеризуется следующими особенностями:
1) недостаточная сформированность фонетико-фонематической стороны (при различном механизме нарушения звукопроизношения и фонематической стороны речи, различной симптоматике проявления дефектов);
2) ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря;
3) неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформиро-ванность семантических полей, трудности актуализации словаря.