Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е.) необходимо проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интел­лектуальной и аффективно-волевой сферы у дошкольников с общим недо­развитием речи.

В связи с тем, что дети с ОНР представляют собой далеко не однород­ную группу, специфические особенности интеллектуального развития, лич­ности и поведения у них различны. Для более детального описания психо­лого-педагогических особенностей детей с ОНР мы будем опираться как на психолого-педагогическую, так и на клинико-педагогическую типологию речевых нарушений.

При нерезко выраженном ОНР психолого-педагогические особенности детей существенно не отличаются от нормы. Однако у детей с ОНР I и II уровня часто наблюдается задержка психического развития, для которой характерен замедленный темп созревания психических функций.

Так, исследование восприятия у дошкольников с ОНР позволяет сделать вывод о том, что у большинства представителей данной категории детей эта психическая функция отстает в своем развитии от нормы.

У всех дошкольников с ОНР отмечаются нарушения фонематического восприятия. Причем имеется важная закономерность: чем меньшее количе­ство звуков дифференцируется в произношении, тем более выражено у ре­бенка нарушение фонематического восприятия. Зрительное восприятия данной категории детей характеризуется недостаточной сформированно-стью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание знакомых предметов не отличается у детей с ОНР от нормы. Однако при усложнении задания наблюдаются некоторые затруднения (увеличивается время приня­тия решения, появляется неуверенность в ответах, ошибки опознания).

А.П. Воронова при исследовании дошкольников с ОНР отмечала, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень раз­вития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнивании букв. В связи с этим многие дети оказываются неготовыми к овладению письмом.

В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формамиориентировки, т.е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормаль­ной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентиру­ются не на их форму, а на цвет.

При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифферен­циации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объ­екта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисова­нии человека: изображение отличается бедностью, примитивностью и ма­лым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений (у детей с алалией). Однако пространствен­ные нарушения у детей с ОНР характеризуются определенной динамично­стью, тенденцией к компенсации.

Исследования лицевого гнозиса показывают независимость между вы­раженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Так, наиболее выраженные нарушения лицевого гнозиса характерны для детей с дизартри­ей и алалией.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость вни­мания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

Например, детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бу­магу макет домика (Крыша - красного цвета, стена - квадратная, желтая), а рядом - елочку из трех зеленых треугольников и несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняют такое задание час­тично: наклеивают домик из деталей других цветов, а елочку - из всех имеющихся треугольников зеленого цвета, не придерживаясь точно инст­рукции. Подобные ошибки характерны для основной категории описывае­мых детей.

У детей с ОНР, как правило, отмечается неустойчивость памяти. Наибо­лее выражены нарушения памяти при таких патологиях речи, как алалия, афазия, ринолалид. Так, при алалии память особенно нарушена на уровне произвольности и осознанности. При этом отмечаются следующие особен­ности памяти: сужение объема, быстрое угасание возникших следов, огра­ниченность удержания словесных раздражителей и т.д. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память ока­зывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и с затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничи­вают возможности произвольного высказывания ребенка.

При всех формах афазии нарушается слухоречевая память. При акусти-ко-мнестической форме нарушение слухоречевой памяти является первич­ным дефектом.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припомина­ния, которая сочетается с ограниченными возможностями сочетания позна­вательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психическо­го развития обусловливает некоторые специфические особенности мышле­ния детей с ОНР. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отста­ют в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обу­чения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

При грубых речевых дефектах - моторной алалии, афазии и дизартрии -нарушения произвольных процессов мышления наиболее выражены. Ука­занные тяжелые расстройства речи изменяют у детей способы коммуника­ции, социально-психологической адаптации, нарушают средства и способы общения, снижая общий уровень интеллектуального развития. У этой груп­пы детей оказывается несформированным умение целенаправленно анали­зировать условия мыслительной задачи, ситуации, в которой они находятся в реальной жизни, выделять в ней существенные элементы, осуществлять сравнение, обобщение, абстрагирование, осуществлять контроль и адекват­но оценивать результаты своей деятельности. Возникают практические за­труднения в планировании и адекватном выборе решения задач, а так же при последовательном осуществлении тех операций, которыми ребенок владеет, в частности в осуществлении «пошагового» контроля за собствен­ной деятельностью. У детей, имеющих нарушения в программировании вы­сказывания, то есть нарушения в звене программирования внутреннего пла­на речи, наблюдаются своеобразные варианты затруднений в решении мыс­лительных задач.

У детей с грубыми нарушениями речи, имеющих персеверации речи, наблюдается и в других видах деятельности персеверации, а так же при решении мыслительных задач. В действиях детей при решении наглядных задач наблюдаются персеверации (например, в качестве лишней картинки ребенок все время показывает картинку в правом верхнем углу, так как од­нажды эта позиция совпала с реальным решением), а при классификации выражено «соскальзывание» с основного на побочный признак, что харак­теризует непоследовательность мыслительной деятельности.

Особенности личности, межличностных отношений, эмоционального состояния у детей с речевой патологией также вариативны

При тяжелых речевых нарушениях отмечается неоднородность пове­денческих реакций в общении. Выделяют три группы детей в зависимости от реакции:

Первая группа - характеризуется высокой возбудимостью, раздражи­тельностью, плаксивостью, выраженным недовольством окружающих, не­устойчивым общением, выраженными резкими сменами настроения.

Вторая группа - характеризуется заторможенностью, проявлением фо-бических реакций, сменой настроения, негативными реакциями.

Третья группа - характеризуется выраженным безразличием к окру­жающим, в том числе близким стремлением к уединению, безволием, пас­сивностью.

По данным ряда авторов (Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова и др.), даже при наличии ОНР III уровня (при дислалии) у детей отмечается повышенная возбудимость или наоборот, заторможенность; часто у них имеется незна­чительное отставание в общем развитии. Дети с нарушением звукопроиз-ношения менее активны в коллективе, стесняются своего недостатка. Их речь часто вызывает насмешки у сверстников и критические замечания у взрослых - это еще более подавляет их и приводит к вторичным изменениям в характере. У таких детей рано может развиться раздражительность, плак­сивость, обидчивость. Они сами не могут справиться с плохой речью и,' страдая от этого, реагируют непослушанием, агрессивным поведением.

У больных с ринолалией имеют место особенности душевных пережи­ваний, связанные с положением таких детей в коллективе школы или до­школьного учреждения. Все это легко сглаживается в семье при достаточно разумном и любовном отношении окружающих ребенка близких людей (М.Е. Хватцев).

Характеризуя детей с системой нарушенной речи, можно отметить, что у них отмечается замкнутость, застенчивость, неуравновешенность, негати­визм. Осознание своего дефекта приводит к ограничению общения, либо к полной замкнутости. Это приводит к нарушению коммуникативной функ­ции речи. Однако данные закономерности не являются общими для всех детей, и большое влияние оказывает семья и окружение ребенка. Если среда благополучна, дети легче адаптируются к новым коммуникативным ситуа­циям, легко вступают в контакты со сверстниками вне зависимости от нали­чия у тех речевого дефекта.

Характеристика речевого развития является важнейшим фактором уста­новления отношений, поскольку в ней проявляется степень владения навы­ками коммуникации. Так, исследования О.Н. Усановой показали, что имеет­ся тесная взаимосвязь между личностными качествами детей и степенью выраженности дефекта. Даже при наличии лидерских и организаторских качеств, дети с грубым речевым дефектом не могут иметь высокий статус в группе. Осознание такой изоляции приводит к замкнутости и негативизму, что еще больше отталкивает от них сверстников. Во всех случаях необхо­дима коррекционная работа, направленная на формирование личностных качеств и коллективных отношений в группе дошкольников.

Имеются тендерные различия в личностных особенностях: при дефек­тах речи у девочек чаще отличается заниженная самооценка, у мальчиков -завышенная. При этом у них проявляется один уровень речевого развития.

Наличие грубых речевых дефектов при ОНР обуславливает то, что дети с нарушениями речи быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной воз­будимостью, эмоциональной неустойчивостью, склонны к колебаниям на­строения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Некоторые дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Детям с общим недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтвер­ждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников и в точном воспроизведении двигательного задания по про­странственно-временным параметрам, нарушают последовательность эле­ментов действия, опускают его составные части.

Например, им трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с поперемен­ным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при вы­полнении задания.

           У детей с ОНР наблюдаются некоторые особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего - в недостаточном координировании пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.)

Перечисленные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко прояв­ляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные труд­ности характерны и для детей с другими аномалиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: