В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития (Левина Р.Е.) необходимо проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В связи с тем, что дети с ОНР представляют собой далеко не однородную группу, специфические особенности интеллектуального развития, личности и поведения у них различны. Для более детального описания психолого-педагогических особенностей детей с ОНР мы будем опираться как на психолого-педагогическую, так и на клинико-педагогическую типологию речевых нарушений.
При нерезко выраженном ОНР психолого-педагогические особенности детей существенно не отличаются от нормы. Однако у детей с ОНР I и II уровня часто наблюдается задержка психического развития, для которой характерен замедленный темп созревания психических функций.
|
|
Так, исследование восприятия у дошкольников с ОНР позволяет сделать вывод о том, что у большинства представителей данной категории детей эта психическая функция отстает в своем развитии от нормы.
У всех дошкольников с ОНР отмечаются нарушения фонематического восприятия. Причем имеется важная закономерность: чем меньшее количество звуков дифференцируется в произношении, тем более выражено у ребенка нарушение фонематического восприятия. Зрительное восприятия данной категории детей характеризуется недостаточной сформированно-стью целостного образа предмета. Простое зрительное узнавание знакомых предметов не отличается у детей с ОНР от нормы. Однако при усложнении задания наблюдаются некоторые затруднения (увеличивается время принятия решения, появляется неуверенность в ответах, ошибки опознания).
А.П. Воронова при исследовании дошкольников с ОНР отмечала, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнивании букв. В связи с этим многие дети оказываются неготовыми к овладению письмом.
В реализации задачи по перцептивному действию (приравнивание к эталону) дети данной категории чаще пользуются элементарными формамиориентировки, т.е. примериванием к эталону, в отличие от детей с нормальной речью, которые преимущественно используют зрительное соотнесение. Дети с недоразвитием речи нередко при приравнивании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет.
|
|
При изучении особенностей ориентировки детей с недоразвитием речи в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.
Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью и малым количеством деталей, а также наличием специфических оптико-пространственных нарушений (у детей с алалией). Однако пространственные нарушения у детей с ОНР характеризуются определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Исследования лицевого гнозиса показывают независимость между выраженностью нарушений лицевого гнозиса (особенно в области оральной мускулатуры) и тяжестью нарушений звукопроизношения. Так, наиболее выраженные нарушения лицевого гнозиса характерны для детей с дизартрией и алалией.
Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
Например, детям предлагается выполнить аппликацию: наклеить на бумагу макет домика (Крыша - красного цвета, стена - квадратная, желтая), а рядом - елочку из трех зеленых треугольников и несколько треугольников и квадратов разных цветов. Как правило, дети выполняют такое задание частично: наклеивают домик из деталей других цветов, а елочку - из всех имеющихся треугольников зеленого цвета, не придерживаясь точно инструкции. Подобные ошибки характерны для основной категории описываемых детей.
У детей с ОНР, как правило, отмечается неустойчивость памяти. Наиболее выражены нарушения памяти при таких патологиях речи, как алалия, афазия, ринолалид. Так, при алалии память особенно нарушена на уровне произвольности и осознанности. При этом отмечаются следующие особенности памяти: сужение объема, быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей и т.д. При зрительном подкреплении дети запоминают материал легче, речезрительная память оказывается более развитой. Трудности в подборе слов вместе с забыванием слов и с затруднениями в воспроизведении их структуры резко ограничивают возможности произвольного высказывания ребенка.
При всех формах афазии нарушается слухоречевая память. При акусти-ко-мнестической форме нарушение слухоречевой памяти является первичным дефектом.
У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями сочетания познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления детей с ОНР. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.
При грубых речевых дефектах - моторной алалии, афазии и дизартрии -нарушения произвольных процессов мышления наиболее выражены. Указанные тяжелые расстройства речи изменяют у детей способы коммуникации, социально-психологической адаптации, нарушают средства и способы общения, снижая общий уровень интеллектуального развития. У этой группы детей оказывается несформированным умение целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи, ситуации, в которой они находятся в реальной жизни, выделять в ней существенные элементы, осуществлять сравнение, обобщение, абстрагирование, осуществлять контроль и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Возникают практические затруднения в планировании и адекватном выборе решения задач, а так же при последовательном осуществлении тех операций, которыми ребенок владеет, в частности в осуществлении «пошагового» контроля за собственной деятельностью. У детей, имеющих нарушения в программировании высказывания, то есть нарушения в звене программирования внутреннего плана речи, наблюдаются своеобразные варианты затруднений в решении мыслительных задач.
|
|
У детей с грубыми нарушениями речи, имеющих персеверации речи, наблюдается и в других видах деятельности персеверации, а так же при решении мыслительных задач. В действиях детей при решении наглядных задач наблюдаются персеверации (например, в качестве лишней картинки ребенок все время показывает картинку в правом верхнем углу, так как однажды эта позиция совпала с реальным решением), а при классификации выражено «соскальзывание» с основного на побочный признак, что характеризует непоследовательность мыслительной деятельности.
Особенности личности, межличностных отношений, эмоционального состояния у детей с речевой патологией также вариативны
При тяжелых речевых нарушениях отмечается неоднородность поведенческих реакций в общении. Выделяют три группы детей в зависимости от реакции:
Первая группа - характеризуется высокой возбудимостью, раздражительностью, плаксивостью, выраженным недовольством окружающих, неустойчивым общением, выраженными резкими сменами настроения.
|
|
Вторая группа - характеризуется заторможенностью, проявлением фо-бических реакций, сменой настроения, негативными реакциями.
Третья группа - характеризуется выраженным безразличием к окружающим, в том числе близким стремлением к уединению, безволием, пассивностью.
По данным ряда авторов (Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова и др.), даже при наличии ОНР III уровня (при дислалии) у детей отмечается повышенная возбудимость или наоборот, заторможенность; часто у них имеется незначительное отставание в общем развитии. Дети с нарушением звукопроиз-ношения менее активны в коллективе, стесняются своего недостатка. Их речь часто вызывает насмешки у сверстников и критические замечания у взрослых - это еще более подавляет их и приводит к вторичным изменениям в характере. У таких детей рано может развиться раздражительность, плаксивость, обидчивость. Они сами не могут справиться с плохой речью и,' страдая от этого, реагируют непослушанием, агрессивным поведением.
У больных с ринолалией имеют место особенности душевных переживаний, связанные с положением таких детей в коллективе школы или дошкольного учреждения. Все это легко сглаживается в семье при достаточно разумном и любовном отношении окружающих ребенка близких людей (М.Е. Хватцев).
Характеризуя детей с системой нарушенной речи, можно отметить, что у них отмечается замкнутость, застенчивость, неуравновешенность, негативизм. Осознание своего дефекта приводит к ограничению общения, либо к полной замкнутости. Это приводит к нарушению коммуникативной функции речи. Однако данные закономерности не являются общими для всех детей, и большое влияние оказывает семья и окружение ребенка. Если среда благополучна, дети легче адаптируются к новым коммуникативным ситуациям, легко вступают в контакты со сверстниками вне зависимости от наличия у тех речевого дефекта.
Характеристика речевого развития является важнейшим фактором установления отношений, поскольку в ней проявляется степень владения навыками коммуникации. Так, исследования О.Н. Усановой показали, что имеется тесная взаимосвязь между личностными качествами детей и степенью выраженности дефекта. Даже при наличии лидерских и организаторских качеств, дети с грубым речевым дефектом не могут иметь высокий статус в группе. Осознание такой изоляции приводит к замкнутости и негативизму, что еще больше отталкивает от них сверстников. Во всех случаях необходима коррекционная работа, направленная на формирование личностных качеств и коллективных отношений в группе дошкольников.
Имеются тендерные различия в личностных особенностях: при дефектах речи у девочек чаще отличается заниженная самооценка, у мальчиков -завышенная. При этом у них проявляется один уровень речевого развития.
Наличие грубых речевых дефектов при ОНР обуславливает то, что дети с нарушениями речи быстро истощаются и пересыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, склонны к колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Некоторые дети пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.
Детям с общим недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников и в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Например, им трудны такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с ОНР наблюдаются некоторые особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется, прежде всего - в недостаточном координировании пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.)
Перечисленные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими аномалиями.