Опросы об исчислении времени, проведенные по инициативе органов местного самоуправления Волгоградской области, организованы и проведены без законных на то оснований

ОБРАЩЕНИЕ

Об отзыве законопроекта

о переходе Волгоградской области в часовую зону UTC+3

 

Уважаемый Александр Иванович!

 

20 августа 2020 г. на 14-м заседании Волгоградской областной Думы VI созыва был рассмотрен вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени», предусматривающего переход Волгоградской области в часовую зону UTC+3.

На заседании было принято постановление Волгоградской областной Думы «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени», которое 20 августа 2020 г. было направлено в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Процедура внесения и рассмотрения указанной законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе и ее направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации прошла с грубыми нарушениями федеральных законов, законов Волгоградской области и Регламента Волгоградской областной Думы.

Проект федерального закона в случае его принятия приведет к катастрофическому ухудшению среды обитания и условий жизнедеятельности жителей Волгоградской области, нарушению их базовых конституционных прав на жизнь, охрану здоровья, отдых, благоприятную среду обитания, недополучению необходимого солнечного света, повышению заболеваемости и смертности населения, в том числе в дорожно-транспортных происшествиях.

В ходе подготовки указанного законопроекта имели место следующие существенные нарушения закона:

 

Законопроект внесен вопреки результатам референдума Волгоградской области, проведенного 18 марта 2018 г.

 

       Так, 18 марта 2018 г. на территории Волгоградской области был проведен референдум Волгоградской области. На референдум был вынесен следующий опрос: «Считаете ли Вы необходимым внесение Волгоградской областной Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени», предусматривающего переход Волгоградской области из 2-ой часовой зоны (МСК, московское время, UTC+3) в 3-ю часовую зону (МСК+1, московское время плюс 1 час, UTC+4)?»

       Референдум был признан состоявшимся. 58,82% избирателей, принявших участие в референдуме, приняли решение о необходимости внесения Волгоградской областной Думой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, предусматривающего переход Волгоградской области в часовую зону UTC+4. Тем самым народом была реализована форма непосредственного осуществления своей власти, предусмотренная частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, и право непосредственного участия в управлении делами государства, предусмотренное частью 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

       Указанный проект федерального закона, одобренный на референдуме, был внесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, впоследствии был принят и вступил в силу. 28 октября 2018 г. Волгоградская область перешла в часовую зону UTC+4.

       Согласно ст. 73 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

       Согласно ст. 52 закона Волгоградской области № 1475-ОД от 31 мая 2007 г. «Об областном референдуме» решение, принятое на областном референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на областном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на областном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

       Таким образом, результаты референдума Волгоградской области не могли быть отменены иначе как путем проведения повторного областного референдума либо в судебном порядке.

Между тем, решение, принятое на референдуме Волгоградской области, недействительным в судебном порядке не признавалось.

       Повторный референдум Волгоградской области по данному вопросу не проводился, какое-либо иное решение на нем не принималось.

       Несмотря на указанные требования закона, 20 августа 2020 г. Волгоградская областная Дума внесла в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени», прямо противоположный проекту закона, одобренному гражданами на референдуме, т.е. предусматривающий переход Волгоградской области в часовую зону, против которой проголосовали большинство участников референдума.

Тем самым Волгоградской областной Думой грубо нарушены требования федерального и регионального законодательства о референдуме, нарушены избирательные права граждан, предусмотренные частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации.

 

Опросы об исчислении времени, проведенные по инициативе органов местного самоуправления Волгоградской области, организованы и проведены без законных на то оснований.

 

В период с марта по июль 2020 г. представительными органами всех муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на основании рекомендации Волгоградской областной Думы, изложенной в постановлении Волгоградской областной Думы № 10/486 от 12 марта 2020 г., были приняты следующие решения:

1) об утверждении Положения о порядке организации и проведения на территории муниципальных образований мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области;

2) о сроках проведения на территории муниципальных образований мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области, и составе муниципальных комиссий по проведению указанных мероприятий;

3) об утверждении результатов мероприятий по выявлению мнения населения о часовой зоне на территории Волгоградской области, проведенных на территории муниципальных образований Волгоградской области.

На основании указанных решений в период с 25 июня 2020 г. по 1 июля 2020 г. во всех муниципальных районах и городских округах Волгоградской области фактически были проведены мероприятия по выявлению мнения населения о часовой зоне на территории Волгоградской области, организованные в виде опроса граждан.

Между тем, опрос граждан в муниципальных образованиях может проводиться исключительно по вопросам местного значения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ), опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Согласно ч. 3 ст. 31 131-ФЗ, опрос граждан проводится по инициативе:

1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

       В ст. 15 и 16 131-ФЗ перечислены вопросы местного значения муниципального района и городского округа, к которым вопросы исчисления времени не относятся. При этом указанные перечни вопросов местного значения являются исчерпывающими.

       Таким образом, указанные выше решения представительных органов муниципальных образований Волгоградской области об утверждении порядка опроса, о назначении сроков его проведения и утверждении его результатов противоречат федеральному законодательству, являются незаконными и подлежат отмене.

       Органы местного самоуправления Волгоградской области, получив рекомендацию Волгоградской областной Думы о проведении ими мероприятий по выявлению мнения населения о часовой зоне в Волгоградской области, должны были проинформировать Волгоградскую областную Думу об отсутствии у них законных оснований для организации и проведения предлагаемого опроса.

При этом необходимо отметить, что отсутствие в указанных решениях органов местного самоуправления формулировки «опрос граждан» не дает оснований считать форму проведения «мероприятий, направленных на выявление мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области», отличающейся от формы опроса граждан, предусмотренной ст. 31 131-ФЗ.

Действительно, согласно ч. 5 ст. 31 131-ФЗ, решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются, в частности:

1) дата и сроки проведения опроса;

2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методика проведения опроса;

4) форма опросного листа.

Вышеуказанные решения представительных органов муниципальных образований Волгоградской области об утверждении порядка проведения мероприятий по выявлению мнения населения о часовой зоне на территории Волгоградской области, о назначении сроков их проведения и утверждении их результатов содержат признаки опроса граждан, указанные в ч. 5 ст. 31 131-ФЗ. Так, в этих решениях содержатся сроки проведения опроса: с 25 июня по 1 июля 2020 г., формулировка вопроса: «Какую часовую зону Вы считаете предпочтительнее на территории Волгоградской области?», методика проведения опроса и форма опросного листа.

Таким образом, в нарушение федерального законодательства мероприятия по выявлению мнения населения Волгоградской области о часовой зоне на территории Волгоградской области были проведены органами местного самоуправления Волгоградской области в форме опроса граждан по вопросу, не относящемуся к вопросам местного значения муниципальных образований.

Постановлением Волгоградской областной Думы № 13/600 от 9 июля 2020 г. информация о результатах опросов о часовой зоне была принята к сведению, а Комитету Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий было поручено подготовить предложения по реализации результатов опросов.

19 августа 2020 г. в Волгоградскую областную Думу был внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени», предусматривающий переход Волгоградской области в часовую зону UTC+3. 19 августа этот законопроект был рассмотрен и одобрен на заседании Комитета Волгоградской областной Думы по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий, а 20 августа 2020 г. рассмотрен и одобрен на заседании Волгоградской областной Думы и направлен для рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Единственным обоснованием внесения данного проекта федерального закона, указанным в пояснительной записке к нему, являются результаты мероприятий, направленных на выявление мнения населения о часовой зоне на территории Волгоградской области, организованных и проведенных органами местного самоуправления Волгоградской области в форме опроса граждан.

Поскольку опросы граждан были организованы и проведены органами местного самоуправления Волгоградской области без законных на то оснований, их результаты не могут использоваться при принятии решений органами государственной власти. Таким образом, единственное обоснование необходимости принятия законопроекта, указанное в пояснительной записке к нему, утрачивает силу. Иных обоснований в пояснительной записке не приводится.

Согласно ст. 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должна быть представлена, в частности, пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта, а также мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта.

Таким образом, с учетом незаконности проведения опроса о часовой зоне, внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о переходе Волгоградской области в часовую зону UTC+3 не содержит мотивированного обоснования необходимости его принятия, не отвечает требованиям Регламента Государственной Думы и подлежит отзыву либо возврату субъекту права законодательной инициативы либо отклонению.

 

Результаты опросов об исчислении времени, проведенных по инициативе органов местного самоуправления Волгоградской области, не могут быть признаны достоверными, вступают в противоречие со всеми иными социологическими опросами.

 

Оставляя в стороне вопрос о незаконности организации и проведения опросов об исчислении времени органами местного самоуправления Волгоградской области, рассмотренный выше в п. 2, необходимо отметить, что достоверность результатов данных опросов вызывает серьезные сомнения и не может быть надежно верифицирована.

Опросы граждан, в отличие от референдума 2018 г., проводились не на основании строгого избирательного законодательства, а на основании положений о порядке их проведения, утверждавшихся представительными органами местного самоуправления.

Несмотря на то, что опросы проводились в помещениях участковых избирательных комиссий вместе с общероссийским голосованием по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, избирательные комиссии не имели никакого отношения к данным опросам. Опросы не были частью выборного процесса.

Указанными положениями о порядке проведения опросов не было предусмотрено участие независимых наблюдателей в процедуре голосования. Подготовку и проведение опросов осуществляли муниципальные комиссии, которые были сформированы решениями представительных органов местного самоуправления и состояли в основном из депутатов этих представительных органов и сотрудников администраций муниципальных образований. Подсчет голосов граждан на каждом пункте опроса осуществляли счетные комиссии, состоявшие из 2–3 человек и сформированные администрациями муниципальных образований.

Таким образом, все этапы проведения опросов от организации до утверждения результатов и контроля за честностью голосования находились под полным контролем органов местного самоуправления, без возможности участия общественности и независимых наблюдателей.

Опросные листы не являлись бланками строгой отчетности, как бюллетени для голосования на референдуме, не подлежали учету и контролю.

Выдача опросных листов гражданам осуществлялась без регистрации в списке избирателей. Требование о предъявлении документа, удостоверяющего личность, предусмотренное положениями о порядке проведения опросов, было лишь формальным. Фактически ничто не препятствовало многократному участию любых лиц в опросах на одном или разных пунктах опроса или получению не одного, а нескольких опросных листов сразу. Данные голосовавших либо вообще нигде не фиксировались, либо записывались в простую тетрадь, в том числе со слов, без предъявления документов. Имеются также сообщения об отсутствии опросных листов в некоторых пунктах опроса.

Положениями о порядке проведения опросов также не было регламентировано использование ящиков для голосования, порядок их опечатывания, извлечения и подсчета опросных листов. Фактически в зависимости от места проведения опроса опросные листы опускались в неопечатанные урны, картонные коробки и другие емкости либо просто складывались в пачки на столах.

Кроме того, в соответствии с утвержденными положениями о порядке проведения опросов, голосование могло проводиться не только в пунктах опроса, но и вне пунктов опроса, где полностью отсутствует контроль за действиями счетных комиссий.

Счетные комиссии осуществляли подсчет голосов на каждом пункте опроса и составляли соответствующие протоколы по каждому пункту опроса. Протоколы счетных комиссий направлялись в муниципальные комиссии для подведения окончательных итогов опроса, однако нигде не публиковались. Протоколы счетных комиссий, согласно положениям о порядке проведения опроса, подписывались всеми присутствующими членами счетной комиссии, то есть при отсутствии всех членов счетной комиссии, кроме одного, достаточно было лишь одной подписи присутствующего члена счетной комиссии для утверждения протокола счетной комиссии.

Муниципальные комиссии, суммируя данные, содержащиеся в протоколах счетных комиссий, устанавливали итоговые результаты опросов по муниципальному образованию и составляли протоколы об их результатах. При этом, согласно положениям о порядке проведения опросов, решения муниципальных комиссий принимались большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов. С учетом того, что муниципальные комиссии состояли более чем наполовину из депутатов представительных органов местного самоуправления и сотрудников местных администраций, все решения по утверждению результатов опросов фактически принимались исключительно органами местного самоуправления.

Положениями о порядке проведения опросов также не регламентированы ни процедура пересчета голосов, ни процедура рассмотрения жалоб на нарушения в ходе опроса, ни возможность оспаривания итогов опроса.

Из всего вышеизложенного следует, что как счетные комиссии, так и муниципальные комиссии фактически имели возможность установления итогов опросов по своему собственному усмотрению и в своих интересах.

Дополнительным подтверждением этому служит следующий интересный факт. В 7 из 17 имеющихся в наличии к настоящему моменту протоколов муниципальных комиссий о результатах опросов в графе «Количество опросных листов, признанных недействительными» значится 0 (ноль). Такая картина наблюдается в протоколах муниципальных комиссий Алексеевского, Дубовского, Еланского, Котельниковского, Светлоярского муниципальных районов, городских округов город Михайловка, город Урюпинск. В остальных же протоколах недействительные опросные листы хоть и значатся, но их средняя доля составляет лишь 0,36%. Между тем, на референдуме Волгоградской области по вопросу исчисления времени, проведенном в 2018 г., доля недействительных бюллетеней составила 1,00% (от 0,59% до 2,24% в зависимости от территориальной избирательной комиссии). Примерно такая доля недействительных бюллетеней свойственна и любым другим выборам. Полное отсутствие недействительных бюллетеней исключительно маловероятно с точки зрения математической статистики. Например, в городе Михайловка среди 42097 опросных листов не обнаружено ни одного (!) недействительного, хотя согласно законам статистики наиболее вероятно, что недействительных листов должно было быть от 200 до 600 штук.

Из этого можно с высочайшей долей вероятности заключить, что в тех муниципальных образованиях, где официально зафиксировано 0 недействительных опросных листов, фактический подсчет голосов не велся ни в одной счетной комиссии и утвержденные результаты никак не отражают реальной картины, а в остальных муниципальных образованиях подсчет велся лишь частично.

Результаты опросов об исчислении времени, утвержденные представительными органами местного самоуправления, были опубликованы в местных средствах массовой информации и направлены в Волгоградскую областную Думу для итогового подсчета.

В постановлении Волгоградской областной Думы № 13/600 от 9 июля 2020 г. указано, что за вторую часовую зону (МСК, московское время) проголосовали 888988 человек (65,74 % от числа граждан, принявших участие в опросах), а за третью часовую зону (МСК+1, время, установленное на территории Волгоградской области в настоящий момент) – 460206 человек (33,99 % от числа граждан, принявших участие в опросах).

Эти официальные итоги вызвали у жителей Волгоградской области большое недоумение, так как официально объявленные результаты абсолютно не соответствуют результатам других опросов об исчислении времени, проводившихся в средствах массовой информации и социальных сетях. Также имеется большое число свидетельских показаний с пунктов опроса о том, что большинство голосовавших оставляли свой голос за текущую часовую зону UTC+4.

При этом ни органами местного самоуправления Волгоградской области, ни Волгоградской областной Думой не была проведена какая-либо верификация итогов опросов о часовой зоне с участием представителей общественности и независимых наблюдателей, хотя провести ее не составляло труда: можно было провести социологическое исследование с вопросом об участии граждан в опросе об исчислении времени и часовой зоне, за которую они отдали свой голос. Если бы результаты верификации принципиально совпали с официальными результатами опросов, то обоснованные сомнения граждан были бы устранены.

Между тем, все опросы об исчислении времени, проведенные в волгоградских СМИ и социальных сетях, показали, что около 70% граждан выступают за текущее волгоградское время UTC+4 либо голосовали за него на официальном опросе и лишь около 30% – за часовую зону UTC+3.

Приводим имеющиеся данные об этих опросах:

 

Ссылка на опрос

Территория проведения

Дата проведе-ния

Предпочитаемая часовая зона*

Кол-во участ-ников опроса

Дата подве-дения итога

UTC+3 UTC+4
https://vk.com/club108998119?w=wall-108998119_245619 г. Волгоград 03.07.2020 28,0 % 72,0 % 1626 01.08.2020
https://vk.com/ghest_volgograd?w=wall-54186050_8701730 г. Волгоград 03.07.2020 29,0 % 71,0 % 7014 01.08.2020
https://vk.com/ghest_volgograd?w=wall-54186050_8705560 г. Волгоград 04.07.2020 28,9 % 71,1 % 20031 01.08.2020
https://vk.com/club108998119?w=wall-1488994_119858 г. Волгоград 03.07.2020 28,1 % 71,9 % 854 01.08.2020
https://vk.com/tipich_volgograd?w=poll-31824788_382023565 г. Волгоград 03.07.2020 38,8 % 61,2 % 7266 01.08.2020
https://vk.com/vregion34?w=wall-186697329_82515 г. Волгоград 04.07.2020 30,9 % 69,1 % 4620 01.08.2020
https://vk.com/bloknot.volgograd?w=wall-78987415_90159 г. Волгоград 03.07.2020   71,6 % 1224 01.08.2020
https://vk.com/bloknot.volgograd?w=wall-78987415_94213 г. Волгоград 20.08.2020 28,5% 71,5 % 741 25.08.2020
https://bloknot-volgograd.ru/news/volgogradskaya-oblast-dolzhna-pereyti-v-moskovskiy-1256007 г. Волгоград 20.08.2020 24,3% 75,7 % 2473 25.08.2020
https://vk.com/newsv1?w=wall-29725717_395986 г. Волгоград 26.06.2020 32,4% 67,6% 3243 01.08.2020
https://vk.com/podslushano34vlg?w=wall-59553097_606430 г. Волгоград 21.08.2020 34,0% 66,0% 11039 25.08.2020
https://vk.com/zhest_vlz?w=wall-92936139_437929 г. Волжский 03.07.2020 23,1 % 76,9 % 3104 01.08.2020
https://vk.com/volzsky_ru?w=wall-10514968_164473 г. Волжский 04.07.2020 17,8 % 82,2 % 1178 01.08.2020
https://vk.com/typical_vlz?w=wall-33667151_739064 г. Волжский 04.07.2020 25,1 % 74,9 % 2378 01.08.2020
https://vk.com/online.miha?w=wall-110063508_289977 г. Михайловка 06.07.2020 44,0 % 56,0 % 238 01.08.2020
https://vk.com/tipmikha34?w=wall-172953450_22073 г. Михайловка 06.07.2020 27,1 % 72,9 % 148 01.08.2020
https://vk.com/public143084022?w=wall-143084022_92827 г. Урюпинск 06.07.2020 41,3 % 58,7 % 374 01.08.2020
https://vk.com/tip_urup?w=wall-34631359_202038 г. Урюпинск 09.07.2020 42,5 % 57,5 % 626 01.08.2020
https://vk.com/ghest_kamyshina?w=wall-40038610_70010 г. Камышин 06.07.2020 36,6 % 63,4 % 844 01.08.2020
https://vk.com/kotovo_live?w=wall-137671961_54506 г. Котово 20.08.2020 20,0 % 80,0 % 202 25.08.2020

 

* - в случае наличия в опросе иных вариантов ответа («Не участвовал в голосовании», «Мне все равно», «Затрудняюсь ответить» и т. п.) указывается распределение голосов среди выбравших конкретную часовую зону.

 

Также необходимо отметить, что в формулировке вопроса в опросном листе присутствовало лишь 2 варианта: часовая зона UTC+3 и часовая зона UTC+4. При этом среди вариантов отсутствовала часовая зона UTC+5, несмотря на то, что, согласно независимым опросам, около 50% жителей Волгоградской области предпочли бы в летнее полугодие часовую зону UTC+5 (световой день в июне с 5:59 до 22:08). Именно такой световой день наблюдается в расположенном на широте Волгограда Париже, обеспечивая жителей французской столицы достаточным светлым временем суток. Также в формулировке вопроса отсутствовал вариант сезонного перевода времени. Между тем, социологические опросы говорят о высокой поддержке волгоградцами такого варианта исчисления времени. Например, в опросе, находящемся по адресу: https://vk.com/tipich_volgograd?w=wall-31824788_1061665, 73% респондентов из 2000 участников опроса поддержало формат сезонных переводов. Кроме того, формулировка вопроса не позволяла части респондентов адекватно оценивать основные характеристики предлагаемых к выбору систем исчисления времени, т.е. параметры светового дня (время восхода и заката солнца в часовых зонах UTC+3 и UTC+4). К опросному листу не прилагалась информационная справка, в которой бы разъяснялись эти характеристики, хотя для этого не было никаких препятствий, что мешало формированию у участников опроса объективной картины по двум предлагаемым вариантам ответа.

Таким образом, ни формулировки вопросов в опросном листе, ни процедура организации и проведения опросов в муниципальных образованиях, ни сравнение официальных итогов опросов с другими социологическими опросами не позволяют прийти к выводу о достоверности результатов опросов об исчислении времени, проведенных органами местного самоуправления Волгоградской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: