| № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата урока | Тип урока | Элементы содержания | |
| Раздел 1 «Россия - Родина моя» - 5 ч. | ||||||
| 1 | Мелодия - душа музыки | 1 | Расширение и углубление знаний | Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П. И. Чайковский. Симфония № 4 | ||
| 2 | Природа и музыка | 1 | Изложение новых знаний. Интегрированный | Знакомство с жанром романса. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины | ||
| 3 | «Виват, Россия!» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жанром канта. Эпоха Петра I. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня | ||
| 4 | Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский» | 1 | Расширение и углубление знаний | Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма. | ||
| 5 | Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики. | ||
| Раздел 2 «День, полный событий» - 4 ч. | ||||||
| 6 | Утро. | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы. | ||
| 7 | Портрет в музыке | 1 | Расширение и углубление знаний | Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки. | ||
| 8 | «В детской» | 1 | Расширение и углубление знаний | Знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки» | ||
| 9 | Обобщающий урок. | 1 | Итоговый | Продолжить знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки» | ||
| Раздел 3 «О России петь - что стремиться в храм...» - 4 ч. | ||||||
| 10 | Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся! | 1 | Интегрированный | Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва песнопение, картава, икона, поэзия. | ||
| 11 | Древнейшая песнь материнства | 1 | Расширение и углубление знаний | Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке | ||
| 12 | Вербное Воскресение. Вербочки. | 1 | Расширение и углубление знаний | Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой. | ||
| 13 | Святые земли русской. | 1 | Расширение и углубление знаний | Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Величание князю Владимиру и княгине Ольге. - «Богородице, Дево, радуйся» С. Рахманинов | ||
| Раздел 4 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч. | ||||||
| 14 | «Настрою гусли на старинный лад...» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли. | ||
| 15 | Певцы русской старины | 1 | Расширение и углубление знаний | Образы народных сказителей былин. Садко в oпeрах русских композиторов. Былинный напев. | ||
| 16 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины. | ||
| Раздел 5 «В музыкальном театре» - 6 ч. | ||||||
| 17 | Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» | 1 | Расширение и углубление знаний | Сцены из оперы. Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан и Людмила» | ||
| 18 | Опера К. Глюка «Орфей и Эври-дика» | 1 | Сообщение и усвоение новых знании | Знакомство с содержанием и музыкой оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика» | ||
| 19 | Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» | 1 | Расширение знаний | Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка» | ||
| 20 | «Океан – море синее». | 1 | Расширение и углубление знаний | Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно - интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма | ||
| 21 | Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала. | ||
| 22 | В современных ритмах (мюзиклы) | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения. | ||
| Раздел 6 «В концертном зале» - 7 ч. | ||||||
| 23 | Музыкальное состязание (концерт) | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов | ||
| 24 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | Расширение и углубление знаний | Выразительные возможности флейты, история её появления. Выдающиеся мастера и исполнители. | ||
| 25 | Музыкальные инструменты (скрипка) | 1 | Расширение и углубление знаний | Выразительные возможности скрипки, история её появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. | ||
| 26 | Обобщающий урок. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Подведение итогов. Устный опрос. | ||
| 27 | Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность, танцевальность, маршевость | ||
| 28 | Симфония «Героическая» Л.В. Бетховена | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии. | ||
| 29 | Мир Бетховена | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни. | ||
| Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» - 5 ч. | ||||||
| 30 | Чудо музыка. | 1 | Сообщение и усвоение новых знаний | Джаз- музыка ХХ века Особенности ритма и мелодики Импровизация Известные джазовые музыканты- исполнители | ||
| 31 | Мир Прокофьева. | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева | ||
| 32 | Певцы родной природы. | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Сходство и различие музыкальных образов Э. Грига, П..И. Чайковского. | ||
| 33 | Прославим радость на земле. | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Музыка - источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта. | ||
| 34 | Обобщающий урок. | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Подведение итогов года. | ||
Класс
Содержание курса:
«Россия - Родина моя» - 4 ч.
Урок 1. Мелодия.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине (С. Рахманинов «Концерт №3», В. Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русских композиторов (С. Рахманинова, М. Мусоргского, П. Чайковского). Знакомство с жанром вокализ (С.В. Рахманинов «Вокализ»).






