Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России

Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

 

Урок 15. Оркестр русских народных инструментов.

 

Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

 

Урок 16. «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

 

«В концертном зале» - 6ч.

 

Урок 17. Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

 

Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации.

Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А. Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).

 

Урок 18. Старый замок.

 

Различные виды музыки: инструментальная.

Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П. Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

 

Урок 19. Счастье в сирени живет…

 

Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве.

 Знакомство с жанром романса на примере творчества С. Рахманинова (романс «Сирень» С. Рахманинов).

 

Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

 

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф. Шопена («Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).

 

Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.

 

Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л. Бетховен).

 

Урок 22. Царит гармония оркестра.

 

Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

 

«В музыкальном театре» - 2ч.

 

Урок 23. Театр музыкальной комедии.

 

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

 

Урок 24. Балет «Петрушка»

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф. Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

 

«О России петь – что стремиться в храм» - 4ч.

 

Урок 25.Святые земли Русской. Илья Муромец.

 

Святые земли Русской. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира. («Богатырские ворота» М.П. Мусоргский, «Богатырская симфония» А. Бородин). 

 

Урок 26. Кирилл и Мефодий.

 

Народные музыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

 

Урок 27. Праздников праздник, торжество из торжеств.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П. Чесноков – молитва).

 

Урок 28. Родной обычай старины. Светлый праздник.

 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник).

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 1ч.

 

Урок 29. Народные праздники. Троица.

 

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные игры.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 5ч.

Урок 30. Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В. Рахманинов, «Революционный этюд» Ф. Шопен). Развитие музыкального образа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: