Модуль I. Лекция 1. Особенности образовательного процесса в ДОУ
Содержание
1.1. Планирование и организация образовательной деятельности в ДО с учетом ФГОС ДО
1.2. Психолого-педагогические основы дошкольного образования
1.3. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО
Планирование и организация образовательной деятельности в ДО с учетом ФГОС ДО
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе (Слайд 2,3,4).
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Основная образовательная программа (ООП) – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением (Слайд 5).
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.
Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.
Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.
Три модели организации образовательного процесса в ДОО
1. Учебная модель
В последние годы она активно используется в ДОО в подготовительных к школе группах. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.
предъявляет довольно требования к общей и творческому и педагогическому воспитателя, так как тем является сложным.
3. Предметно-средовая модель
образования направлено на предметную. Взрослый – организатор среды, подбирает, развивающий материал, пробы и ошибки ребенка. вариант этой – система М. Монтессори.
образовательной только предметным и ставка на саморазвитие в этой модели к утрате образовательного процесса и сужает культурные дошкольника. При этом, как и, данная технологична и не требует усилий от взрослого.
требования к планированию деятельности в с ФГОС дошкольного.
Основой образовательного является планирование. — это проект деятельности всех образовательного процесса. — это научно обоснованная педагогического ДОУ, которая придает ему, определенность, управляемость.
исследования последних лет, что первостепенное при планировании имеет не знание воспитателем, сколько их личностных характеристик и. Развивающее, личностно-ориентированное понимается как опора на качества, что требует от воспитателя:
1. изучения и хорошего индивидуальных особенностей,, черт, взглядов, привычек;
2. умения диагностировать, реальный уровень личностных, мотивов и интересов;
3. своевременного выявления и причин, мешающих в достижении;
4. сочетания воспитания с;
5. опоры на активность, инициативы, самодеятельности.
Планирование работы в дошкольном – одна из главных управления процессом основной программы – отражает формы организации взрослых и детей.
педагогической воспитателя является работы с детьми. правил ведения документа нет, он может быть в любой удобной для форме. Однако несколько условий, которые ДОУ, старшему воспитателю или необходимо соблюдать при:
1.объективная уровня своей в момент планирования;
2. целей и задач на определенный работы, соотнесение их с общеобразовательной программой образования, по которой воспитательно-образовательный, возрастным составом детей и приоритетными образовательного процесса в ДОО;
3. представление работы, которые быть достигнуты к планируемого периода;
4. оптимальных, средств, методов, добиться поставленных, а значит получить результат.
Не важным условием планирования работы учет специфических возрастной, конкретного педагогического, реальной обстановки и, в которых осуществляется деятельность, а профессиональной компетентности.
План воспитательно-образовательной с детьми – документ, по работают два воспитателя. Следовательно, это совместной деятельности и должно быть. Планирование не только процесс плана, но и мыслительную, обсуждение двумя того, что сделать для достижения и задач.
План корректироваться и уточняться в его реализации. число поправок свести к минимуму, соблюдать принцип и календарного.
Как бы ни был оформлен план работы с детьми, он отвечать определенным:
· основываться на развивающего образования, которого является каждого ребенка;
· на принципе образовательного процесса;
· на интеграции образовательных в соответствии с возрастными и особенностями группы;
· обеспечивать воспитательных, развивающих и целей и задач воспитанников, в реализации которых знания, умения и, имеющие непосредственное к развитию дошкольного возраста;
· содержание и формы детей должны возрастным и основам дошкольной (Слайд 6).
При планировании и организации процесса важно, что основной работы с детьми возраста и ведущим деятельности для них является.
Согласно ДО планирование образовательного в ДОО должно основываться на - тематическом принципе.
В с комплексно-тематическим построения образовательного ФГОС ДО предлагает для образовательной деятельности не отдельных приемов, а усвоение материала в процессе и проведения каких-либо и интересных для событий. Обучение систему занятий перестроено на работу с по «событийному». Такими событиями Российские праздники (год, День семьи и др.), праздники (доброты, День и др.). Праздники – это радость, уважения, память. – это события, к можно готовиться, можно ждать. деятельность станет. Критерием, что данный принцип, станет живое,, заинтересованное участие в том или ином, а не цепочка действий по взрослого.