ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.
ТЕМА: МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
Цель: Научиться давать оценку степени и гармоничности физического развития.
Задачи:
1. Ознакомиться с техникой соматометрических измерений.
2. Дать оценку физического развития ребенка и степени его гармоничности методом стандартов (сигмальных отклонений).
3. Дать оценку физического развития методом центильных шкал.
4. Дать оценку индивидуального физического развития, используя метод индексов.
Теоретическая часть
Понятие о росте и развитии детского организма. Общие закономерности роста и развития детей. Рост – количественный процесс, который характеризует непрерывное увеличение массы организма и сопровождается изменением количества его клеток или их размеров. Рост обусловливает увеличение количества клеток, и, как следствие, антропометрических показателей. В некоторых органах и тканях (кости, легкие), рост осуществляется преимущественно за счет увеличения количества клеток, в других (мышцы, нервная ткань) наблюдаются процессы увеличения размеров самих клеток.
|
|
Развитие в широком смысле слова понимается как процесс качественных изменений, которые происходят в организме человека и приводят к повышению уровней сложности организации и взаимодействия каждой системы.
Важнейшими закономерностями роста и развития детей являются гетеродинамичность и гетерохронность.
Гетеродинамичность (неравномерность) роста и развития детей. Периоды усиления роста (тело ребенка вытягивается в длину) чередуются с его замедлением (тело ребенка делается полнее, округляется). Особенно ярко эта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа роста организма ребенка (рис. 1).
Рис. 1.Измение темпов роста детей с возрастом.
По этим показателям можно выделитьследующие периоды:
· период первого вытягивания (1 год).Если при рождении рост ребенка приблизительно равен 50 см, то к концу первого года жизни он составляет 75-80 см, т.е. наблюдается увеличение более чем на 50%; масса тела за год утраивается – при рождении ребенка она составляет около 3,0-3,2 кг, а к концу года – 9,5-10,0 кг;
· период первого округления (от 1 года до 4 лет), для которого характерно ежегодное значительное увеличение веса при относительно небольшом росте тела в длину;
· период второго вытягивания (от 5 до 7 лет ), характеризующийся заметным ростом тела в длину при относительно слабом увеличении его веса;
· период второго округления (от 8 до 10 лет);
· период третьего вытягивания (от 11 до 16 лет)связывается с наступлением полового созревания. За год рост изменяется на 7-8 и даже 10 см.;
|
|
· третий период округления или период созревания (от 16 до 20 лет).
Пропорции тела с возрастом тоже значительно меняются (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение размеров различных частей тела у детей и подростков на различных этапах онтогенеза.
Гетерохронность (асинхронность)роста и развития.Объяснение этой закономерности дал академик П.К. Анохин: избирательное и ускоренное созревание обеспечивается в тех структурных образованиях и функциях, которые отвечают за выживаемость организма.
А.А. Маркосян среди общих законов индивидуального развития выделил надежность. Надежность биологической системы – это такой уровень регулирования процессов в организме, когда наблюдается их оптимальное протекание с экстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, которая гарантирует приспособление к новым условиям, и с мгновенным возвратом к исходному состоянию.
Оценка физического развития. Физическое развитие детей и подростковотражает процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Оно характеризуется изменением размеров частей тела ребенка и функциональной деятельности различных органов и систем, является важным показателем здоровья и социального благополучия. И.А. Аршавский определил «энергетическое правило скелетных мышц», которое служит основным фактором, позволяющим понять не только специфические особенности физиологических функций организма в разные возрастные периоды, но и закономерности индивидуального развития. По его данным, особенности энергетических процессов в разные возрастные периоды и изменения деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе развития зависят от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
При оценке физического развитияиспользуются методы:
ü соматометрический – измеряется длина тела, масса и окружность грудной клетки длины и окружности различных частей тела (рук, ног, груди, голени и т. д.) и головы;
ü физиометрический измеряется жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.;
ü соматоскопический – развитие скелета, форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, ног и стопы, развитие мускулатуры и подкожно-жировой клетчатки, степень полового развития (для подростков), а для дошкольников – появление и смена зубов.
В конце XIX – начале XX вв. в мире происходило ускорение приведенных выше показателей физического развития. Данное явление называется акселерацией (лат. acceleratio – ускорение). Оценка физического развития осуществляется по местным, или региональным таблицам – стандартам физического развития или по специально составленным оценочным (центильным) таблицам.
Центильный метод – лучший способ оценки физического развития, он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. В полной форме центильная шкала представлена цифрами, отражающими значения признака, ниже которых он может встретиться соответственно только у 3, 10, 25, 50, 75, 90 и 97 процентов детей. Пространство между цифрами (коридоры) отражает тот диапазон или разнообразие величин признака, которые свойственны определенному проценту здоровых детей данной возрастно-половой группы
Каждый измерительный признак (длина, масса, окружности грудной клетки и головы) может соответственно быть помещен в «свою» область или «свой» коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. В зависимости от того, где расположен этот коридор, можно формулировать оценочные суждения о физическом развитии ребенка и принимать решения об обращении к врачу. При этом возможны следующие варианты:
|
|
Область или «коридор» № 1 (до 3 центиля) Область «очень низких величин», встречающихся у здоровых детей редко (не чаще 3%). Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование.
Область или «коридор» № 2 (от 3 до 10 центиля) Область « низких величин », встречающихся у 7% здоровых детей. Показано консультирование и обследование при наличии других отклонений в состоянии здоровья и развития.
Область или «коридор» № 3 (от 10 до 25 центиля) Область величин «ниже среднего », свойственных 15% здоровых детей данного пола и возраста.
Область или «коридор» № 4 и № 5 (от 25 до 75 центиля) Область « средних величин », свойственных 50% здоровых людей и поэтому наиболее характерных для данной возрастно-половой группы.
Область или «коридор» № 6 (от 75 до 90 центиля) Область величин « выше среднего », свойственных 15% здоровых детей.
Область или «коридор» № 7 (от 90 до 97 центиля) Область «высоких величин», свойственных 7% здоровых детей. Решение о направление на обследование зависит от существа признака и состояния других органов и систем.
Область или «коридор» № 8 (от 97 центиля и выше) Область « очень высоких величин », свойственных не более 3% здоровых детей. Вероятность патологической природы изменения достаточно высока, поэтому требуется консультирование и обследование.
Определение гармоничности физического развития. Физическое развитие считаетсягармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о дисгармоничном развитии.
Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. Данный метод имеетпреимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей в зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).
|
|
Практическая часть
ЗАДАНИЯ:
1. Освоить технику соматометрических измерений.
Измерение роста. Проводится с помощью ростомера.
Рис. 3. Техника измерения роста стоя и сидя.
Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком (рис. 3.). Экспериментатор измеряет рост испытуемого. Полученный результат фиксируется.
Определение массы тела. Измерение проводится с помощью медицинских весов.
Измерение окружности грудной клетки. Окружность грудной клетки измеряется в три этапа:
во время обычного спокойного дыхания, максимального вдоха и максимального выдоха (рис. 4).