Рис. 4. Методика соматометрических измерений

Исследуемый разводит руки в стороны, после чего накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, спереди у мужчин по нижнему сегменту сосков, а у женщин – над молочной железой, в месте перехода кожи с грудной клетки на железу. Затем исследуемый опускает руки. Во время измерения максимального вдоха нужно не напрягать мышцы и не поднимать плечи, а при максимальном выдохе – не сутулиться. Все полученные результаты вносятся в таблицу.

Соматометрические показатели

Рост стоя, см Вес, кг ОГК, см
     

Оценка физического развития с помощью метода индексов.

Метод индексов. Применяется для ориентировочной оценки антропометрических данных. Они могут использоваться в том случае, если нет подходящих антропометрических стандартов. Недостаточная достоверность оценки по индексам связана с тем, что в них обычно не учитывается возраст человека. Индексы представляют собой определенное арифметическое отношение двух-трех показателей физического развития, принимаемое за норму.

4.1. Определение должной массы тела.

Вычислите норму веса по формуле, используя свои показатели:

В = Р х ОГК / 240,

где В – вес тела, (кг), Р – рост, (см), ОГК – окружность грудной клетки, (см).

Вычислите должную массу тела по формуле:

          

для мужчин: ДМ = (Р х 4 / 2,54 – 108) х 0,453;

      для женщин: ДМ = (Р х 3,5 / 2,54 – 108) х 0,453,

где ДМ – должная масса тела, (кг), Р – рост, (см).

В возрасте более 30 лет допускается увеличение нормы веса на 2,5­6 кг.

4.2. Индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана – ИЭ).

 Рассчитайте индекс Эрисмана путем вычитания из величины окружности грудной клетки (ОКГ) в состоянии паузы половины показателя роста (ДТ):

ИЭ = ОГК – (ДТ / 2)

Средние показатели пропорциональности для хорошо физически развитого студента равняются +5,8; студентки – +3,7.

4.3. Экскурсия грудной клетки (ЭГК). Рассчитайте индекс экскурсии грудной клетки по разнице окружности на вдохе и выдохе. ЭГК зависит от развития дыхательных мышц и типа дыхания. Экскурсия грудной клетки низкая – до 4 см; средняя – от 5-9 см, высокая – от 10 и выше.

4.4. Определение упитанности. Вычислите показатель упитанности по формуле:

ПУ = В / Р2,

где ПУ – показатель упитанности, В – вес, (кг), Р – рост, (м).

При величине этого показателя в пределах 2,9-3,2 оценивается, как истощение, 3,2-3,6 – слабая упитанность; 3,6-4,5 – нормальная упитанность, 4,5-5,4 – чрезмерный вес; 5,4 и выше – ожирение.

4.5. Индекс общего физического развития или, иначе, показатель крепости телосложения Пинье (ИП). Индекс Пинье рассчитывают по формуле:

ИП= ДТ(см) – (МТ(кг) + ОГК(кг))

Чем меньше разница, тем лучше телосложение. Телосложение при показателе 10-15 – крепкое, при 31 и более – очень слабое.

4.6. По полученным данным сделайте вывод о степени индивидуального физического развития.

Контрольные вопросы:

1. Каковы общие закономерности роста и развития детей и подростков?

2. В чем заключаются особенности физического и психического развития детей и подростков?

3. Какие показатели характеризуют физическое развитие ребенка?

4. Методы оценки физического здоровья.

5. Чем объясняются скачкообразные изменения массы тела и внутренних органов в пубертатный период?

6. Акселерация и ее причины.

7. Группы здоровья, их краткая характеристика.

8. Перечислить факторы, влияющие на рост и развитие.

9. Влияние двигательной активности на развитие ребенка.

10. Для чего педагогу необходимо знать физическое развитие детей?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: